Экологическая викторина

Разделы: Работа с дошкольниками


Предлагаемое занятие дает возможность педагогу сделать срез знаний в экологии, математике, грамоте и т.д. Предложенный вариант для детей подготовительной группы можно видоизменить и провести с детьми более младшего возраста.

Большая роль отводится педагогу, который должен продумать заранее весь ход игры, создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя раскованно и смог бы проявить все свои творческие возможности. Дети и педагог – это участники одной игры. Надо стремиться, чтобы в игре принял участие каждый ребенок. Задача педагога направлять детей на поиск правильного ответа, а не подсказывать или грубо обрывать из-за неправильности ответа, незаметно для детей направлять игру в нужном русле.

Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в ход игры, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций. Количество вопросов можно увеличить или уменьшить в зависимости от обстоятельств.
Важно, чтобы перед началом игры все дети были ознакомлены с правилами.

ХОД ИГРЫ

1. Отборочный тур

Задание  1.  Предлагается детям пройти через болото, наступая только на кочки, которые впоследствии надо попросить сосчитать. «Кочки» можно изготовить из бумаги. Расстояние между кочками равно длине детского шага. «Кочки» располагаются на полу не по прямой. Дети останавливаются у аквариума. Вместе с педагогом дети «отправляются» на дно реки. Задаются следующие вопросы:

– Если бы вы находились на дне реки, то что бы там увидели?
– Как вы думаете, можно ли выбрасывать в реку ненужные банки, бутылки. Мусор? К чему это приводит?

Попутешествовав с русалкой по дну реки, дети отправляются на лесную поляну.

Задание 2.  «Лесная поляна».
Поздравляем детей с прохождением первого испытания и приглашаем на лесную  поляну.  Если есть возможность, то можно послушать запись голосов птиц.     
Обращаем внимание детей на клетку, в которой сидит птичка. Предлагаем детям  помочь птичке выбраться из клетки. Для этого им надо ответить на вопросы. С каждым правильным ответом убирается одна полоска, имитирующая стенку клетки. Клетку с птичкой удобнее всего располагать на фланелеграфе.

Вопросы:

– Каких птиц называют перелетными? Почему они улетают?
– Каких птиц называют зимующими? Как они проводят у нас зиму?
– Какую птичку можно назвать лесным «доктором»?
– Как называется «дом», в котором живет дятел? Грач?
– У какой птицы появляются зимой птенцы?
– Как надо вести себя, если увидишь гнездо птицы или птенца?

Задание 3. Переход через «овраг» по узкому «мостику» с вазочкой, наполненной водой. Надо не спеша пройти по шнуру, стараясь держать равновесие, не отступаясь и не разлив воду. Перебравшись через овраг дети собираются у чудо-дерева.

Задание 4. «Чудо-дерево»

Чудо-дерево загадывает детям загадки. Загадки написаны на листьях (дубовых или березовых), которые легко можно открепить. Ребенок, отгадавший загадку, забирает листочек.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю.
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…  (Зима).

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю.
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…  (Весна).

Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реку согреваю,
Купаться приглашаю,
И любите за это
Вы все меня. Я…  (Лето).

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…  (Осень).

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
Все равно он будет мой!
(Дятел).

Это что за зверь лесной:
Встал, как столбик, под сосной?
И стоят среди травы
Уши больше головы.  (Заяц).

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь).

Как только на дереве не останется ни одного листочка, детям предлагается последнее задание.

Задание 5.  «Лабиринты»

Детям надо разойтись по командам. Каждой команде предлагается лабиринт. Лабиринт чертится на листке ватмана, животные крепятся. Как на фланелеграфе. Задание – надо найти кратчайший путь до «дома» (полоска из бархатной бумаги) и по пути собрать всех домашних животных (лесных  животных – для другой команды). Их изображения в конце «дороги» закрепляются на полоске. Дорогу дети рисуют фломастером.

В конце подводится итог.