Класс: 5
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с приспособлениями для вычислений древних времен;
- познакомить учащихся с программой Калькулятор;
- формирование умения выполнять вычисления с помощью Калькулятора
развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания;
- развитие логического мышления
воспитательные:
- формирование потребности в расширении и приобретении знаний;
- поддержание интереса к предмету.
Форма обучения: классно-урочная
Методы:
- преподавания – информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический
- учения – исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический
Средства: раздаточный материал, проектор
Учебник: Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник / Под редакцией Н. В. Макаровой
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивационный этап
- Этап постановки целей урока
- Этап ознакомления с новым материалом
- Этап применения знаний на практике
- Этап подведения итогов урока
- Этап постановки домашнего задания
Ход урока
Мотивационный этап
Учащимся предлагается следующая ситуация. (Слайд 1)
«Вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель - представитель крупной фирмы, приобретает:
- принтер по цене 5360 р. – 5 штук,
- сканер по цене 4600 р. – 8 штук,
- клавиатура по цене 1230 р. – 6 штук,
- колонки по цене 800 р. – 3 штуки,
- ноутбук по цене 21600 р. – 15 штук»
Вопрос к учащимся: «Сколько времени Вам понадобится, чтобы назвать покупателю итоговую сумму, при условии, что вычисления нужно производить без использования специальных устройств?»
Скорей всего понадобится достаточно много времени, так как вычисления громоздкие.
— А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?
Возможные ответы: кассовый аппарат, калькулятор, телефон, компьютер.
Сегодня речь пойдет об одном из таких «помощников» - компьютерном калькуляторе.
Тема урока: «Калькулятор – помощник математиков» (Слайд 2)
Этап постановки целей урока
(Слайд 3) Сегодня на уроке мы с вами:
- узнаем, какие приспособления для вычислений использовались с древних времен;
- познакомимся с программой Калькулятор;
- выполним простые и сложные вычисления.
Этап ознакомления с новым материалом
Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времен изобретали различные приспособления.
(Слайд 4) В Древней Греции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.
(Слайд 5) В Древнем Китае — приспособление суан-пан,которое очень похоже на обыкновенные счеты.
(Слайд 6) До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами. На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.
(Слайд 7) Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммирующая машина, выполняющая сложение и вычитание.
(Слайд 8) В 1890 году начато серийное производство арифмометров Однера. К арифмометрам Однера относится знаменитый «Феликс».
(Слайд 9) В 1967 году Джек Килби вместе с двумя другими инженерами, работающими на компанию «Тексас Инструменте», создали самый первый ручной электронный калькулятор.
(Слайд 10) А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали. Сопоставьте слова из столбцов.
На смену всем рассмотренным приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» — калькулятор.
При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор.
(Слайд 11) Посмотрите, как похожи окно этой программы и настоящий калькулятор. Если вам знаком настоящий калькулятор, то освоение виртуального не составит труда.
(Слайд 12) Запуск Калькулятора осуществляется по команде Пуск"Программы"Стандартные"Калькулятор
(Слайд 13) У Калькулятора есть два вида: обычный и инженерный. Пока что нам достаточно функций режима Обычный.
Учитель выдает каждому учащемуся вид Калькулятора, с обратной стороны – клейкая лента. Учащиеся вклеивают раздаточный материал в тетради.
(Слайд 14) Учащиеся подписывают элементы интерфейса программы
Числовые кнопки выводят в поле ввода цифры. Набирать числа можно с помощью числовой панели или дополнительного поля на клавиатуре, а также с помощью мыши в программе Калькулятор.
(Слайд 15) Обратите внимание, что некоторые знаки арифметических действий отличаются от тех, которые мы используем в математике. Попробуйте назвать их.
(Слайд 16) Проверка
(Слайд 17) Рассмотрим значения еще трех, необходимых для вычислений, кнопок.
Backspace – удаление последней введенной цифры
Пример: 467 → Backspace
результат: 46
CE – удаление последнего введенного числа
Пример: 15+2 → CE →5
результат: 20
C – полностью очищает калькулятор (кроме памяти)
Пример: 15+5 → C
результат: 0
(Слайд 18) Часто при решении сложных задач требуется запомнить промежуточный результат. Для этого в программе Калькулятор предусмотрены кнопки:
MC (Memory Clear) – очистка ячейки памяти
MR (Memory Read) – чтение из памяти
MS (Memory Set) – запись числа в память
M+ – прибавление числа из поля ввода к числу из памяти
Этап применения знаний на практике
Теперь можно приступить к практике. Начнем с простой задачи.
(Слайд 19) Крош и Ёжик решили построить башню из деталей строительного конструктора. Было использовано 154 кубика и 292 бруска. Сколько всего деталей Крош и Ёжик задействовали для строительства башни?
Задача сводится к нахождению суммы чисел 154 и 292. По предложенному алгоритму выполните вычисление
(Слайд 20) А сейчас немного магии.
Задумайте любое трехзначное число.
Запишите его в поле ввода
Умножьте задуманное число на 3
К ответу прибавьте 9
К ответу прибавьте 15
Из ответа вычтите 3
Разделите ответ на 3
Вычтите из ответа задуманное число.
У вас получилось число 7
(Слайд 21) Попробуйте самостоятельно решить предложенные задания.
- Введите число, состоящее из девяти единиц, и разделите его на 9. Каких цифр нет в получившемся числе?
- В сутках 24 часа. Сколько часов в неделе?
- 35*5+89=
- 589+235-694=
- 45*8/4=
Физкультминутка
Работа с вычислениями, выполняемыми на компьютере, требует особой внимательности и напряжения глаз. Поэтому прежде чем перейти к сложным примерам давайте проведем гимнастику для глаз (Слайд 22 - Слайд 26)
Немного отдохнули! Теперь вернемся к задаче, которую рассматривали в начале урока, но немного упростим ее. (Слайд 27). Решение задачи сводится к выражению 5360*5+4600*8=
(Слайд 28) Для начала определим порядок действий. На уроках математики вам говорили, что действия выполняются в следующем порядке: действия в скобках, умножение и деление, сложение и вычитание.
(Слайд 29) Чтобы не запутаться, будем поэтапно выполнять каждый шаг для решения этого выражения в программе.
(Слайд 30) Следующий пример также разберем вместе, чтобы запомнить алгоритм выполнения.
(122-6)*(3+5)=
(Слайд 31) Теперь попробуйте самостоятельно решить пример (124*5)+(66/2)=
Этап подведения итогов урока
(Слайд 32) Учащимся предлагается продолжить фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
У меня получилось …
Этап постановки домашнего задания
(Слайд 33)
- Читать учебник §1.11 стр. 28
- Найдите 9 слов, относящихся к теме «Калькулятор – помощник математиков» (Приложение 1)