Калькулятор – помощник математика

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Класс: 5

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с приспособлениями для вычислений древних времен;
  • познакомить учащихся с программой Калькулятор;
  • формирование умения выполнять вычисления с помощью Калькулятора

развивающие:

  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • развитие логического мышления

воспитательные:

  • формирование потребности в расширении и приобретении знаний;
  • поддержание интереса к предмету.

Форма обучения: классно-урочная

Методы:

  • преподавания – информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический
  • учения – исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический

Средства: раздаточный материал, проектор

Учебник: Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник / Под редакцией Н. В. Макаровой

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационный этап
  3. Этап постановки целей урока
  4. Этап ознакомления с новым материалом
  5. Этап применения знаний на практике
  6. Этап подведения итогов урока
  7. Этап постановки домашнего задания

Ход урока

Мотивационный этап

Учащимся предлагается следующая ситуация. (Слайд 1)

«Вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель - представитель крупной фирмы, приобретает:

  • принтер по цене 5360 р. – 5 штук,
  • сканер по цене 4600 р. – 8 штук,
  • клавиатура по цене 1230 р. – 6 штук,
  • колонки по цене 800 р. – 3 штуки,
  • ноутбук по цене 21600 р. – 15 штук»

Вопрос к учащимся: «Сколько времени Вам понадобится, чтобы назвать покупателю итоговую сумму, при условии, что вычисления нужно производить без использования специальных устройств?»

Скорей всего понадобится достаточно много времени, так как вычисления громоздкие.

— А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?

Возможные ответы: кассовый аппарат, калькулятор, телефон, компьютер.

Сегодня речь пойдет об одном из таких «помощников» - компьютерном калькуляторе.

Тема урока: «Калькулятор – помощник математиков» (Слайд 2)

Этап постановки целей урока

(Слайд 3) Сегодня на уроке мы с вами:

  • узнаем, какие приспособления для вычислений использовались с древних времен;
  • познакомимся с программой Калькулятор;
  • выполним простые и сложные вычисления.

Этап ознакомления с новым материалом

Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древ­них времен изобретали различные приспособления.

(Слайд 4) В Древней Гре­ции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.

(Слайд 5) В Древ­нем Китае — приспособле­ние суан-пан,которое очень похоже на обыкновенные счеты.

(Слайд 6) До недавнего вре­мени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и дру­гие работники, чья деятель­ность была связана с расче­тами. На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.

(Слайд 7) Выдаю­щимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммиру­ющая машина, выполняющая сложение и вы­читание.

(Слайд 8) В 1890 году начато серийное производство арифмометров Однера. К арифмометрам Однера относится знаменитый «Феликс».

(Слайд 9) В 1967 году Джек Килби вместе с двумя другими инженерами, работающими на компанию «Тексас Инструменте», создали самый первый ручной электронный калькулятор.

(Слайд 10) А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали. Сопоставьте слова из столбцов.

На смену всем рассмотренным приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновре­менно был создан его «млад­ший брат» — калькулятор.

При работе на компьютере вы можете использовать про­грамму Калькулятор.

(Слайд 11) Посмотрите, как похожи окно этой программы и настоящий калькулятор. Если вам знаком настоящий калькулятор, то освоение виртуального не составит труда.

(Слайд 12) Запуск Калькулятора осуществляется по команде Пуск"Программы"Стандартные"Калькулятор

(Слайд 13) У Калькулятора есть два вида: обычный и инженерный. Пока что нам достаточно функций режима Обычный.

Учитель выдает каждому учащемуся вид Калькулятора, с обратной стороны – клейкая лента. Учащиеся вклеивают раздаточный материал в тетради.

(Слайд 14) Учащиеся подписывают элементы интерфейса программы

Числовые кнопки выводят в поле ввода цифры. Набирать числа можно с помощью числовой панели или дополнительного поля на клавиатуре, а также с помощью мыши в программе Калькулятор.

(Слайд 15) Обратите внимание, что некоторые знаки арифметических действий отличаются от тех, которые мы используем в математике. Попробуйте назвать их.

(Слайд 16) Проверка

(Слайд 17) Рассмотрим значения еще трех, необходимых для вычислений, кнопок.

Backspace – удаление последней введенной цифры

Пример: 467 → Backspace

результат: 46

CE – удаление последнего введенного числа

Пример: 15+2 → CE →5

результат: 20

C – полностью очищает калькулятор (кроме памяти)

Пример: 15+5 → C

результат: 0

(Слайд 18) Часто при решении сложных задач требуется запомнить промежуточный результат. Для этого в программе Калькулятор предусмотрены кнопки:

MC (Memory Clear) – очистка ячейки памяти

MR (Memory Read) – чтение из памяти

MS (Memory Set) – запись числа в память

M+ – прибавление числа из поля ввода к числу из памяти

Этап применения знаний на практике

Теперь можно приступить к практике. Начнем с простой задачи.

(Слайд 19) Крош и Ёжик решили построить башню из деталей строительного конструктора. Было использовано 154 кубика и 292 бруска. Сколько всего деталей Крош и Ёжик задействовали для строительства башни?

Задача сводится к нахождению суммы чисел 154 и 292. По предложенному алгоритму выполните вычисление

(Слайд 20) А сейчас немного магии.

Задумайте любое трехзначное число.

Запишите его в поле ввода

Умножьте задуманное число на 3

К ответу прибавьте 9

К ответу прибавьте 15

Из ответа вычтите 3

Разделите ответ на 3

Вычтите из ответа задуманное число.

У вас получилось число 7

(Слайд 21) Попробуйте самостоятельно решить предложенные задания.

  • Введите число, состоящее из девяти единиц, и разделите его на 9. Каких цифр нет в получившемся числе?
  • В сутках 24 часа. Сколько часов в неделе?
  • 35*5+89=
  • 589+235-694=
  • 45*8/4=

Физкультминутка

Работа с вычислениями, выполняемыми на компьютере, требует особой внимательности и напряжения глаз. Поэтому прежде чем перейти к сложным примерам давайте проведем гимнастику для глаз (Слайд 22 - Слайд 26)

Немного отдохнули! Теперь вернемся к задаче, которую рассматривали в начале урока, но немного упростим ее. (Слайд 27). Решение задачи сводится к выражению 5360*5+4600*8=

(Слайд 28) Для начала определим порядок действий. На уроках математики вам говорили, что действия выполняются в следующем порядке: действия в скобках, умножение и деление, сложение и вычитание.

(Слайд 29) Чтобы не запутаться, будем поэтапно выполнять каждый шаг для решения этого выражения в программе.

(Слайд 30) Следующий пример также разберем вместе, чтобы запомнить алгоритм выполнения.

(122-6)*(3+5)=

(Слайд 31) Теперь попробуйте самостоятельно решить пример (124*5)+(66/2)=

Этап подведения итогов урока

(Слайд 32) Учащимся предлагается продолжить фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

У меня получилось …

Этап постановки домашнего задания

(Слайд 33)

  1. Читать учебник §1.11 стр. 28
  2. Найдите 9 слов, относящихся к теме «Калькулятор – помощник математиков» (Приложение 1)