Родительское собрание по теме "Когда в ответе родители"

Разделы: Работа с родителями


Говорят, что дети – это зеркало семьи и в них, несмотря на все индивидуальные особенности, отражается характер семьи.

Семейный мир... Это не только мир, ограниченный четырьмя стенами и крышей над головой. Это мир первых радостей и бед, первых ощущений. Мир, где мы спим, читаем, разговариваем, думаем, откуда мы уходим и куда мы возвращаемся. Мир, в котором живут отец и мать, сестра и брат. Семья – это общество в миниатюре. Через семейный мир познаёшь большой мир. Жизнь многообразна, и ребёнок видит много в ней хорошего и плохого: благородство и возвышенность, тонкость и замкнутость, грубость и невоспитанность.

Формирование человека – сложный и кропотливый процесс. Здесь нет мелочей. Здесь всё важно, все так или иначе оставляет след. Малейшее упущение – и отклонился человек с прямого пути. И чем дальше, тем глубже становится пропасть, отделяющая человека от всего счастливого и радостного в жизни. Такой человек обычно начинает ощущать свою ущербность и это делает его озлобленным, бессознательно ожесточает.

Чем старше ребёнок, тем его ответственность становится больше и больше. Об этом мы должны говорить всегда с детьми. Жить в обществе и быть (и быть) свободным от его норм невозможно. Нет прав без обязанностей.

В семье, где есть взаимное уважение и доверие, где люди любят и умеют трудиться, где каждый отвечает за что-то, вырастает человек, убеждённый, что за поступки свои, плохие или хорошие, отвечает сам.

Нельзя понимать ответственность вообще, отвлечённо и абстрактно. Ответственность у человека может быть перед собой, своей совестью, своими родителями. Ответственность перед обществом – строгое соблюдение установленных в нем правил и норм. Нарушение их влечёт определённые санкции морального, общественного, административного или юридического порядка.

Должны ли родители говорить с детьми о правах, о правилах и нормах поведения, законе? Двух мнений на этот счёт не может быть. Ребёнок должен осознавать с детства: непозволительное поведение влечёт ответственность, наказание. В его психике постепенно появляются тормозные барьеры, позже психологическая установка.

Уважение к закону должно формироваться в семье. А уважать закон можно лишь одним способом: исполнять его, строить своё личное поведение на основе и в рамках законности. И тут первым учителем и примером для ребёнка является отец, мать – их отношение к своему делу, данному слову, обязанностям. Именно в семье ребёнку должны преподать предметный урок принципиальности и высокой ответственности.

Пока дети не выросли и проводят немало времени с родителями, есть много возможностей непосредственно и наглядно учить их тому, как соблюдать порядок на улице и беречь народное добро, как вести себя в театре, на выставках, в больнице, в магазине, как охранять зелёные насаждения и помогать больным, старым, слабым.

Известно, что родительскую любовь нельзя сравнивать ни с чем. Любовь родителей делает ребёнка добрым, ласковым, приветливым. Тепло этой любви воспитывает в ребёнке нежность, благородство. Но и самые любящие родители должны знать меру, иначе вырастет пресыщенный недоросль, для которого нет границ и запретов в удовлетворение своих потребностей. «Хочу! Дай!» - это его основная жизненная установка. А если запросы становятся невыполнимыми, добивается их исполнения нередко силой «Хочу» побуждает нередко к нарушению закона.

Дело, конечно, не в самих по себе правовых санкциях. Главное – они постоянно напоминают родителям об их ответственности за воспитание и поведение детей.

Родители нередко ссылаются на то, что они заняты на работе. Да, действительно, нам всегда некогда. Но ведь работают все, и там не менее в большинстве семей умеют – и, может быть, именно благодаря строгому трудовому распорядку – строить свои отношения с детьми, так, чтобы родительские требования уважались и соблюдались.

А что может быть страшнее того, когда отец и мать подносят подростку по поводу праздника и без всякого повода рюмочку. Так происходит знакомство с «традициями».

Сначала конфета с ромом, потом ром с конфетой и, наконец, чистый ром. Вначале ребёнку интересно, что это взрослые пьют и от этого становятся весёлыми. Он тянется, просит, нередко не получает отказа. Вырастая, многие воспринимают употребление спиртного как жизненную закономерность, считая спиртное непременном спутником веселья и традиционного застолья.

Преступление – это, так сказать, крайность, последняя ступень поведения человека. А ведь всё начинается значительно раньше. Всё начинается с такого мнения родителей: «У парня усы растут, чего с ним теперь возиться? Подумаешь, пошалил немного...» Бывает и так: сын плохо учится, бездельничает, хулиганит на улице, а сделает ему замечание посторонний, так папа и мама тут же становятся на защиту чада. «Защита» переходит в грубые оскорбления и угрозы. А сын всё слышит. И страшно то, что в доме растёт жестокий человек, для которого святого не будет в жизни.

Если появилось в вашем ребёнке что-то плохое: эгоизм, лень, лож – это тревога. От индивидуализма недалеко до бессердечия. Бессердечие влечёт за собой жестокость.

Закон возлагает на родителей ответственность за воспитание детей. Чувство ответственности заставляет отца и мать своевременно обращаться за советом к опытным педагогам, читать педагогическую литературу. Педагогическая неосведомлённость не освобождает родителей от ответственности за воспитание детей.

В регулирование взаимоотношений в семье, как нигде, тесно переплетены нормы морали и права. У родителей есть и права, и обязанности. Они взаимосвязаны, вытекают одно из другого. Выполняя обязанности, родители тем самым осуществляют своё право на личное воспитание ребёнка. Закон охраняет детство, защищает несовершеннолетних, стоит на страже их личных, материальных прав и интересов. Но он и предъявляет к подросткам, юношам свои требования. Знать об этом должен каждый!

Литература:

  1. Скрипкина «Психология доверия».
  2. Сухомлинский «Родительская педагогика».
  3. Воспитание школьников «Состояние воспитания детей школьного возраста в семье».