Пояснительная записка
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражения в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на “открытие” нового, которая развивает продуктивные виды мышления. В процессе детского экспериментирования у ребенка задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и осязание, и слух, и вкус. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность. Нужно только помочь ребенку увидеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают ребятам во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал. Способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Наглядный метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы. Нашим детям нравится исследовать предметы, ставить опыты: щупать руками, пробовать на вкус, нюхать, слушать, словом – использовать все свои анализаторы. Да и кто откажется от работы с лупой или магнитом. Это же так интересно самостоятельно выдвигать свои гипотезы. На занятиях по экспериментированию ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Данные занятия “Путешествие по городу Почемучек” и “Государыня – Соль” с детьми разновозрастной коррекционной группы по зрению старшего возраста с использованием детского экспериментирования способствуют:
– последовательному описанию и осмотру предметов,
– выполнению более сложных глазомерных действий,
– развитию аналитического и зрительного восприятия,
– развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений,
– поиску путей решения проблемы и выдвижению гипотез.
В нашей группе создана мини-лаборатория по детскому экспериментированию. С октября по май месяцы дети посещают кружок “Хочу все знать”. В лаборатории “Волшебный сундучок” с детьми осваиваем разные способы действий: обследуем, наблюдаем, экспериментируем, ставим – проводим опыты, учимся работать самостоятельно, накапливаем познавательный опыт. У дошкольников прослеживается положительная динамика в развитии речи, активизации мыслительных процессов, обогащении памяти. Ребята делятся личным опытом исследовательской работы друг с другом. Дошкольники проявляют большой интерес к познанию окружающего мира.
Программное содержание
Продолжать учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств, использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя увидеть полностью объект. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая, безвкусная, пресная. Развивать чувство ритма и мелкую моторику. Воспитывать у детей взаимовыручку и интерес к занятию.
Демонстрационный материал
Бутылочка с чистой водой и окрашенной пробкой, бутылочка с молоком; иллюстрация “загрязненный берег”, иллюстрация “незакрытый кран”, схема маршрута, спиртовка, колба.
Раздаточный материал
Два ведерка, две резиновые груши, два мерных стаканчика;
– два стакана с чистой водой, две баночки с
лечебной грязью, разведенной водой, коробочки с
запахом духов и бензина;
– два ящика “ощущений”, кубики льда;
– две “волшебные” палочки, по стакану чистой
воды на каждого ребенка, по стакану морса;
– магнитофон, аудиозапись;
– два тазика с водой, две коробочки очищенных
спичек, два кусочка мыла, рафинад.
Комплексное занятие “Экскурсия по городу Почемучек”
Ход занятий
1 часть.
Вступительная беседа воспитателя
Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по городу Почемучек по маршруту: улица Зрения, улица Обоняния, улица Осязания, улица Вкуса, улица Слуха, площадь Вдохновения. (Демонстрация воспитателя схемы маршрута)
Воспитатель-экскурсовод: сегодня у нас будет две группы экскурсантов, вам предстоит выбрать старших в группе.
2 часть.
Улица Зрения
1. Дидактическая игра “Чудесное превращение воды”. Внесение бутылочки с чистой водой, на пробке зафиксирована краска.
Вопросы к детям:
Какого цвета вода в бутылочке? (прозрачная, если дети ответят белая, то внести для сравнения бутылочку с молоком)
После определенных манипуляций с бутылочкой вода окрашивается.
А теперь вода какого цвета? (ответы детей)
2. Решение проблемной ситуации: Как бы вы поступили, если бы увидели: первая группа
– Что на берегу валяется мусор (демонстрация иллюстрации) вторая группа
– Что из неисправного крана течет вода. (демонстрация иллюстрации)
Чтение воспитателем стихотворения.
“Родник иссяк, ручей ослаб,
а мы из крана – кап, кап, кап,
мелеют реки и моря,
не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет не много лет
и нет водицы — нет, нет, нет”
(С. Погореловский)
3. Аттракцион “Перенеси воду”. Задание: чья группа быстрее наполнит стакан водой, используя резиновую грушу.
Улица Обоняния
- Задание обеим группам.
Понюхайте чистую воду и ответьте: Чем пахнет? (ответы детей)
Понюхайте грязевую воду. Вода пахнет? Запах приятный? (ответы детей)
- Игра “Волшебная коробка”.
Задание: понюхай и скажи, чем пахнет? первая группа — запах духов, вторая группа — запах бензина.
Улица Осязания
1. Ящик ощущений. Задание старшим групп: засуньте руку в ящик, потрогайте предмет, определите его на ощупь, что это может быть? Ответы детей (холодный, скользкий, тает, лед)
Игра “Чья группа быстрее растопит льдинку”.
Воспитатель задает вопросы детям: Куда исчезла льдинка? Во что она превратилась? Почему льдинка растаяла? (ответы детей)
2. Пальчиковая гимнастика “Сосулька”
Вниз головой руки внизу,
висит сосулька пальцы шалашиком острым концом вниз
от солнца насморк у нее, вытирают нос
то от тепла она заплачет, потирают глаза
то платьице ушьет свое, ладонями проводят вдоль тела сверху вниз
придет мороз – заледенеет, обхватывают тело руками
немного за ночь подрастет, поднимают руки вверх, встают на носки
окрепнет телом, потолстеет округлые руки по сторонам тела
тяжелой станет – упадет приседают
3. Игра “Подумай и ответь”
Вода бывает жидкой, твердой и в виде пара, подумайте и ответьте на вопрос: "Когда вода бывает –
первая группа | вторая группа |
– пушистой | – скользкой |
– высокой | – круглой |
– обеим группам | – смешной |
Улица Вкуса
1. Игра “Попробуй воду”.
Задание: попробуйте воду в бокале и ответьте на вопрос:
Какая вода на вкус? (безвкусная, пресная)
2. Аттракцион:
“Чья группа быстрее выпьет вишневый морс через соломинку и ответит на вопрос:
Вода, которую вы выпили, какой была на вкус?” (приятной, сладкой, вкусной, ароматной)
3. Игра “Волшебная палочка”. Правило игры: ответь на вопрос и передай палочку другому.
Вопросы:
Первая группа: Какая бывает вода?
Вторая группа: Где можно найти воду в доме?
Улица Слуха
1. Внесение магнитофона — прослушивание звуков живой природы — морской прибой.
Воспитатель-экскурсовод задает вопрос детям: Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
2.Игра “Хорошо – плохо”
Воспитатель-экскурсовод: Вода это хорошо или плохо? Прошу группы ответить на вопросы:
Первая группа: Какую пользу приносит вода?
Вторая группа: А какой вред приносит вода?
3 часть
Площадь вдохновения
1. Детское экспериментирование “Дрессированные спички” (выполняют старшие групп, см. Приложение)
2. Превращение воды. (лед – вода – пар)
Круговорот воды в природе (опыт проводит
педагог).
3. Исполнение песни “Синяя вода” (сборник “Праздники в д/саду” Н.Зарецкая, 3.Роот)
- У воды своя работа,
Все живое воду пьет.
Знает каждый, что в природе
Есть воды круговорот. - Есть вода в реке и в море,
В океане, ручейке,
В каждой льдинке, даже в супе,
И в тумане, и в росе! - До чего ж она живая, Эта синяя вода! Даже если замерзает, Не исчезнет никогда!
Воспитатель: Уважаемые туристы! Чем запомнился вам город Почемучек? (ответы детей). Что нового вы узнали сегодня о воде? (ответы детей). Педагог подытоживает ответы детей (вода прозрачная, пресная, чистая вода без запаха; на земле не прерывается круговорот воды в природе).
Комплексное занятие “Государыня – Соль”
Цель
Продолжить знакомство детей со свойствами соли, показать значимость применения соли в лечебных целях, через экспериментирование развивать умения сравнивать и делать выводы, развивать логические операции анализа и синтеза, умение заботиться о себе самим.
Демонстрационный материал
Спиртовка, посуда для выпаривания, солевой раствор, лечебная грязь, зеркало.
Раздаточный материал
Белые шапочки, по стакану пресной, слабосоленой и соленой воды, палочки прозрачные, линзы.
Предшествующая работа: Рассматривание соли через линзу, собранной на поверхности воды с озер Соль – Илецка, заучивание стихотворения “Моя бабушка” А. Старикова.
Ход занятия
1 Часть.
Вступительная беседа воспитателя
На прошлом занятии мы были младшими научными сотрудниками, а сегодня мы будем санитарами большой сандружины. Чем же мы будем сегодня заниматься? О чем говорить?
Для этого нужно отгадать слово по первым буквам отгадок. Посмотрите на доску, Сколько букв в слове? (ответы детей – четыре)
Загадки: – Что растет вниз головой, не летом растет, а зимой. (Сосулька)
– Кто кричит “и-а, и-а”? (Осел)
– Много одежек, но все без застежек, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Последняя буква – мягкий знак. С О Л Ь
2 Часть
Мы продолжаем с вами знакомиться с солью. Человек использует соль не только в пищу, но и применяет при лечении различных заболеваний. Как вы думаете, из чего состоит соль?
(Рассматривание соли через линзу, ответы детей)
Предложить детям выложить кристаллики соли из палочек. Какие свойства соли вы знаете?
– растворяется в воде
– кристаллизуется при испарении (проведение опыта воспитателем).
Соль убивает микробы. Марлевые повязки, смоченные в солевом растворе, снимают боль. Если подержать пальчик в солевом растворе, то гной назреет и выйдет наружу.
Решение проблемной ситуации
Во время похода в лес, вы нечаянно наступили на ржавый гвоздь. Аптечки с собой нет. Чем обработать рану, чтобы не попала инфекция? Как вы поступите? (ответы детей)
Дополнение воспитателем – можно просто “пописать” на ранку, в моче присутствуют различные соли.
Детское экспериментирование
Предложить детям попробовать воду:
– Сначала в бокале.
Какая вода на вкус? (безвкусная, пресная)
– Попробовать воду в стакане (слабосоленая).
Летом, в сильную жару, нам постоянно хочется пить, а очень много пить нельзя. При употреблении большого количества жидкости возникает нагрузка на наши почки и сердце, при этом еще выводятся из организма полезные нужные соли. Жажду легко и просто утолить, выпив простую слабосоленую воду. Такую воду дают рабочим плавящим сталь, работающим у горячих мартеновских печей.
Предложить детям прочитать записку, используя зеркало: Я СЕБЕ ПОМОГУ (зеркальное отражение букв).
У вас заболело горло. Как вы можете себе помочь? (ответы детей)
Дополнение воспитателем: Посетить галокамеры, в которых можно подышать воздухом, насыщенным солью. В нашем городе Азнакаево такие галокамеры есть в детской поликлинике, санатории – профилактории, детских садах “Звездочка” и “Гнездышко”.
А еще как можно помочь себе? (ответы детей – полоскание горла настоем шалфея, солевым раствором).
В холодное время года можно о себе позаботиться, выполняя заповеди, о которых говориться в стихотворении “Зимние советы”.
Чтение стихотворения ребенком.
Снег на улице зимой
Никогда не пробуй,
Чтобы в рот раскрытый свой
Не набрать микробов.
Если снег попал в сапог,
И к тому ж носок промок,
Дома вечером, дружок
Стоит подлечиться.
Средство лучшее для ног –
Кипяток с горчицей!
Если отморозил нос,
Щеки или уши,
Тут тубе такой совет
Пригодиться слушай:
Нужно, не жалея сил,
Растереть все быстро
Или шарфом шерстяным,
Или снегом чистым!
3 часть
Полоскание горла солевым раствором
После полоскания предложить детям понюхать, потрогать лечебную грязь с озер г. Соль – Илецка, под которыми находится зарождающаяся соль, в дальнейшем образуя солевые пласты.