Слоговой состав слова. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза

Разделы: Логопедия


Задачи:

Образовательные:

  • Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов и делить слова на слоги с опорой на вспомогательные средства и без опоры.
  • Совершенствовать умение определять количество, порядок и последовательность слогов в словах с опорой на вспомогательные средства и в умственном плане.
  • Научить выделять слоги из слов, определять лишний слог в слове с опорой на вспомогательные средства.
  • Закрепить умение изменять в словах количество слогов.
  • Закрепить полученные знания в письменной речи.
  • Учить дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов, соотносить их со слоговой схемой.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико – синтетическую деятельность.
  • Развивать умение расчленять задание по частям и планировать работу поэтапно.
  • Развивать зрительно – моторную координацию и пространственную ориентировку на этапе структурирования слов.
  • Развивать слуховое восприятие в упражнениях по запоминанию не связанных по смыслу слов.
  • Развивать умение владеть и объяснять причины и следствия по вопросам логопеда.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию учащихся к получению новых знаний посредством практической направленности заданий.
  • Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
  • Воспитывать умение слушать и слышать речь учителя и товарищей.
  • Воспитывать взаимопомощь при выполнении различных видов деятельности.

Здоровьесберегающие:

  • Содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся посредством использования двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.

Учебный материал:

  • Буквы, магниты, цифры.
  • Предметные картинки на односложные, двухсложные и трёхсложные слова.
  • “Волшебный сундучок”, предметные картинки к игре “Волшебный сундучок”
  • Напечатанные на карточках слова с лишними слогами.
  • Карточки к самостоятельному заданию по количеству детей.
  • . Карточки с заданиями для домашней работы.
  • Ручки с синей, красной, черной пастой по количеству детей.
  • Рассыпанные слоги из разрезной азбуки в конвертах по количеству детей.
  • Слоговые таблицы.
  • “Смайлики настроения”
  • Игрушка “Незнайка”
  • Слайдовая презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали вы у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление знаний о слоге, слове, делении слов на слоги.

Логопед: Послушайте стихотворение “Петя и слова” (На доске выставлена картинка мальчика. По мере чтения стихотворения на доске выставляются слоги).

- Вот с какими он словами прибежал однажды к маме:

- Если руки мыли ВЫ,
- Если руки моем МЫ,
- Если руки моешь ТЫ,
- Значит, руки… (ВЫМЫТЫ).

Логопед: Что у вас получилось? (Слово). Слово нужно разделить на слоги.

- Поможем Пете вспомнить правило деления слов на слоги.
- Ребята, давайте не только Пете помогать, но и друг другу.
- Сколько слогов в слове “вымыты”?
- Как вы это узнали?
- Какое правило вы знаете?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый из учеников.

2. Выделение гласных в слове (слайд 2).

- Так ли это, давайте проверим, выполнив задание.

(Нарисовать в тетради слоговые схемы слов – названий картинок, гласные буквы написать красной пастой).

3. Закрепление знаний о слоге (слайд 3).

Логопед: Петя усвоил правило и приготовил для вас загадочное задание.

- Рыдают слоги в каждой строчке.
- От наших слов – одни кусочки.
- Что необходимо сделать, чтобы не рыдали слоги?
- Составьте из слогов слова и запишите их. Подчеркните слова с одним слогом красной пастой, с двумя слогами – синей пастой, с тремя – черной пастой.
- Прочитайте слова с одним слогом, с двумя, тремя слогами.
- Каким правилом вы пользовались при делении слов на слоги?

Тема занятия формулируется учащимися и записывается на доске.

III. Основная часть.

1. Логопед: Что это такое? (Волшебная коробочка). Что в ней спрятано?

Замок откроется тогда, когда составишь ты слова (слайд 4).

Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!

(Прочитать слоги, записанные на шариках, дополнить их до слов. Назвать в каждом слове количество слогов и назвать гласные буквы).

Логопед: Вы правильно все сделали, и шарики легко взлетели вверх, а нам предстоит дальнейшее путешествие. А на чем? Это узнаем, выполнив следующее задание.

2. Развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса, работа над обобщением (слайд 5).

Логопед:

Есть волшебная страна, что раскинулась пред вами,
Та, которая словами и слогами населена.

Нас ждет “Страна слогов и слов”. В путешествии по этой стране вам предстоит разгадывать и самим загадывать разные загадки. Начать путешествие предстоит с помощью следующего задания.

(Подписать картинки, поделив слова на слоги, нарисовав слоговые схемы).

- Что общего между словами?

Логопед: Вы правильно выполнили задание. Выберите себе вид транспорта, чтобы продолжить наше путешествие. (Дети выбирают себе картинку).

Поехали, полетели, поплыли к следующему заданию.

3. Тренировка в слоговом анализе и синтезе.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Слушай и запоминай и красиво называй! Выделите гласные звуки из слов. Определите количество слогов в слове, подняв карточку с цифрой. (Логопедом произносится слово так, как оно пишется). Каждый раз уточняется, почему в слове один, два, три слога.

Мир, ноты, лопата, сорока, зал, домик, гусята, мыло, жало, мост, штык, ручка, лебеди, мука, бумага, крот.

4. Физминутка.

Логопед: Ребята, вы замечательно потрудились, часть трудного пути пройдена, и можно отдохнуть.

- Подойдите, пожалуйста, ко мне.
- Вспомните нашу физминутку “Незнайкина зарядка”.

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали.
Вы, надеюсь, не устали.
Надо вам спокойно встать
И спокойно подышать.
Сели дружно, не зевайте,
На вопросы отвечайте.

5. Определение порядка и последовательности слогов в слове.

Логопед: Наше путешествие на транспорте продолжается. Чтобы ехать дальше, нужно освободить путь, выполнив задание.

“Слоги разбежались”

- Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

1) (Детям раздаются рассыпанные слоги – это загадочные слова, которое нужно “расшифровать”, собрав слоги в слово. Затем дети называют по порядку слоги в одном из собранных слов, называют гласные (по заданию логопеда).

ЛУК, РАКЕТА, ГОРОХ, КАПУСТА.

2) Исключить лишнее слово, назвать обобщающее (овощи).

Разделить обобщающее слово на слоги, нарисовать слоговую схему, надписать гласные буквы. ( __о___ ___о___ ___и__)

Логопед: Отличная работа. Продолжаем преодолевать трудности. Будьте внимательны, задание заколдовано.

6. Упражнения в словообразовании.

Игра “Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает”.

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
“Пусть найдут меня ребята,
Ну–ка, кто меня найдет?”

На доске записаны “заколдованные слова”, в каждом слове лишний слог. Нужно “расколдовать” слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось. Дети подходят к доске, зачёркивают лишний слог и называют получившееся слово.

КОРАНФЕТЫ, БУРИБЛИКИ, ПЕРЕЧЕНЬЕ, ХАРАЛВА, МАРМЕРИЛАД, БАЛИРАНКИ, ПИНОРОЖКИ, СУГРОХАРИ.

- Что означают эти слова? (Кондитерские изделия и хлебобулочные)

7. Упражнения для глаз.

Логопед: Чтобы дальше правильно выполнять задания, нужно дать отдых глазам. Выполним наши веселые упражнения.

“Стрельба” глазами.

“Рисование” квадрата.

“Бабочка”.

8. Закрепление навыка структурирования слов (слайд 6).

Логопед: На своем транспорте вы подъехали к следующему заданию. Продолжаем склейку слов из рассыпанных …(слогов). Из слогов таблицы составить слова, записать их в тетрадь. Подчеркнуть гласные буквы в слове красной пастой, количество слогов обозначить цифрой.

Повторяется правило деления слов на слоги.

- Вы замечательно справились с заданием. Дадим отдохнуть нашим пальчикам, чтобы удерживать руль управления вашим видом транспорта.

9. Пальчиковая гимнастика.

а) Взять карандаш с ребристыми краями, положить между ладонями и покатать по всей поверхности ладоней.

б) Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже “Здравствуй!” говорю
Я соседской курице.

10. Упражнение в словообразовании: (слайд 7)

Логопед:

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает: слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко!

Логопед: Сказки просят:

- А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

Назвать слово – добавлялку. (Разделить слово на слоги, пользуясь правилом деления слов на слоги. (показать пальцами количество слогов).

11. Самостоятельная работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры (слайд 7)

Закрепление полученных знаний на письме.

Логопед: Ребята, вам сейчас предстоит побыть добрыми волшебниками, способными превращать односложные слова в трехсложные.

(Подчеркнуть гласную, количество слогов обозначить цифрой).

Логопед: Ваши верно выполненные задания привели нас к концу пути – окончанию нашего занятия.

IV. Домашнее задание (слайд 8).

Логопед: И все преграды преодолев, к дому мы добрались.

(Каждому ученику дается карточка со схемой – заданием, которую они должны заполнить дома).

V. Подведение итога занятия.

Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!

- Назовите из подобранных слов слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
- Какое правило вы использовали, чтобы выполнить задание?
- Вы отлично справились с заданием.

Возьмите себе “Смайлик настроения”, который соответствует вашему настроению. Вижу, что у всех хорошее настроение.

Список литературы:

Книга с 1 автором:

  • Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37с.,165с.
  • Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95с.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008-95с.

Книга с 2 авторами:

  • Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. /учебно-методическое пособие/ - СПб, 2003-21с.

Материалы из Интернета:

  • http://twoy-logoped.org.ua/ypragnenie/.htm