Творческая игра по русскому языку на тему "В гости к осени". 2–4-й классы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: Обобщить изученный материал по теме «В гости к осени».(слайды 1-3)

Задачи:

  • Учебные: совершенствовать умения делить слова на слоги, подбирать однокоренные слова; формировать лексическую базу по теме урока;
  • Развивающие: активизировать словесно-логическое  мышление; развивать творческую инициативу каждого участника игры; формировать устойчивость внимания; развивать познавательный интерес обучающихся;
  • Воспитательные: развивать творческую инициативу каждого участника игры; воспитывать товарищество, взаимопомощь, любовь к русскому языку, окружающему миру.

Тип урока: урок-обобщение знаний

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, плакаты с изображением зверей, грибов, лиственницы, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Проверка готовности детей к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

Помедли, осень, на опушке года –
С походкой мягкой, рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с небосвода.
Зато сияют рощи и леса.
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса.

Н. Рыленков

– О чем это стихотворение?
– С кем сравнил автор осень? Почему?
– Что же такое осень?

Осень – это разноцветное покрывало земли
Осень – это вкус овощей и фруктов.
Осень – это запах астр и гладиолусов.
Осень – это царица грибов.
Осень – это шорох опавших листьев.

– Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в гости к осени и порадуем ее своими знаниями. Итак, мы отправляемся!

3. Кроссворд (слайды 4-11)

– Попробуйте найти слово, спрятавшееся в кроссворде по вертикали.

                             1. Л Е Д О С Т А В
2. З А М О Р О З К И
                      3. Л И С Т В Е Н Н И Ц А
                      4. О К Т Я Б Р Ь
                  5. П О Х О Л О Д А Н И Е
                             6. П Е Р Е Л Е Т Н Ы Е
                 7. Т У М А Н
                            8. Д О Ж Д Ь

1. В холодные осенние дни вдоль берегов рек на  мелких местах образуется неподвижный лед. Это говорит о том, что на реках, озерах прудах начинается… (ледостав)

2. На улицах холодает.
Ледок лужи прикрывает.
Иней покрывает землю и траву-
Этот легкий морозец пришел ко двору.
Как называется это явление? (Заморозки)

3. Эта особа летом покрыта зеленой хвоей, а осенью меняет наряд на желтый и постепенно сбрасывает его. (Лиственница)

4. Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

5. Понижение температуры осенью (Похолодание)

6. Птиц, улетающих в теплые края осенью и возвращающихся весной, называют… (перелетные)

7.  Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

8. Шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

Листопад – это явление, которое бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.

4. Игра «Узнай дерево по его листочкам» (слайд 12)

– Какому дереву принадлежит этот лист?

(Учитель по очереди показывает листочки, дети их называют)

2 класс 4 класс
Записать названия деревьев, разделить слова на слоги.

(бе-ре-за, ря-би-на, о-си-на, дуб, клен, каш-тан)

– Как узнать сколько в слове слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Подобрать однокоренные слова к слову лист

(листик, листочек, листок, листва, листовой, лиственница, листопад, листопадничек…)

– Выделить  корень.

(Показать картинку лиственницы и рассказать об этом дереве)

Лиственница летом покрыта зеленой хвоей. А осенью меняет наряд на желтый и постепенно сбрасывает его.)

Листопаднички – зайчики, которые рождаются осенью, во время листопада.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 13)

6. Работа над предложением  

– Давайте вернемся к нашему кроссворду (слайд 11). Посмотрите внимательно на слова. Какое слово здесь лишнее? Почему? (Перелетные – прилагательное, какой?)
– Назовите перелетных  птиц. (Ласточка, зяблик, жаворонок, скворец, грач и др.)
– Ребята, перелетные птицы преодолевают большие расстояния. Летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган, поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. (Слайд 14)

2 класс 4 класс
Задание: Прочитать слова.

К каждому слову 1 столбика подберите подходящее по смыслу слово из 2 столбика.
Соедините стрелочками.

осень         улетает
листья       идет
дождь        падает
птицы        пришла

Запишите предложения, добавляя в каждое предложение по одному слову.
Слова для справок: мелкий, золотая, перелетные, желтые

Подчеркните главные члены предложения.

(Составить схему предложения)

Пример:
Пришла золотая осень.

что сделала?           что?
Пришла                  осень

                                 какая?
                                золотая

Игра «Паровозик»

(Дается короткое предложение из 3-х слов)

1. Летят перелетные птицы.
(Ученик добавляет одно слово и произносит предложение целиком)

2. Клином летят перелетные птицы

Следующий ученик добавляет еще одно слово и произносит предложение и т.д.)

3. В небе клином летят перелетные птицы.
4. В голубом небе летят перелетные птицы.
5. В голубом небе клином летят на юг перелетные птицы.
6. Утром в голубом небе клином летят на юг перелетные птицы.

Разобрать предложение по членам предложения.

(выписать словосочетания)

птицы (какие?) перелетные
летят (где?) в небе
летят (когда?) утром
летят (куда?) на юг
летят (как?) клином
в небе (каком?) голубом

7. Физкультминутка

Мы – листики осенние,                               Ветер снова побежал
На ветках мы сидим.                                   И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели,                             Закружились, полетели
Мы летели, мы летели                                И за парту тихо сели. [3]

8. Игра «Кто больше»

Осень – это царица грибов. И вот мы сейчас с вами отправимся в лес за грибами.

ХИТРЫЕ ГРИБЫ

В. Берестов

Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзинку взял с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их под осиной.
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.

– Какие грибы мы можем с вами собрать? (Подберезовики, подосиновики, боровики, шампиньоны, лисички, маслята, опята и др.)
– Как правильно собирать грибы?

Задание: из букв слова СЫРОЕЖКА нужно как можно больше составить новых слов.

(Сыр, сырок, еж, ежик, ор, рожа, коса, сор, рок, река, роса, оса, крыса и др.)

– Кто составил слово из 5 букв?

9. Работа с текстом

2 класс 4 класс
Определить границы предложений.

Быстро пролетело жаркое лето наступила осень часто моросит мелкий дождь по небу поползли серые тучи на лесной поляне порыжела трава в лужах плавают осенние листья.

– Можно ли назвать эти предложения текстом?
– О чем текст?
– Как его можно озаглавить?

Работа с деформированным текстом

Взлетают, листья, кружатся, и, осенние, падают

Вьется, тонкая, в, паутина, воздухе

Цветы, и, травы, в, землю, свои, высыпали, семена

Налетел, ветер, сильный
Закачались, гибкие, растений, стебельки
Пошел, мелкий, дождь, моросящий.

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– О чем этот текст?
– Какова основная мысль текста?
– Как можно озаглавить.

(Дети читают предложения)

10. «Мы пишем рассказ – миниатюру»

(Творческая работа с продолжением)

– Каких зверей можно увидеть осенью в лесу? (Зайца, медведя, белку, ежа, волка, лису, лося…)
– Как разные животные готовятся к зиме?
– Сегодня  вы напишите небольшой рассказ о том, как животные готовятся к зиме.
– Закройте глазки и представьте себя любым  животным. Представили?
– А теперь слушайте начало рассказа.

В лесной тиши послышался шелест листьев. На полянку вышел…

– Продолжайте  самостоятельно. (Дети читают 2-3 рассказа)

11. Итог урока. Рефлексия

Игра: «Честно – пречестно»

– К кому мы сегодня ходили в гости? (К осени)
– Как вы думаете, понравилось ли осени, как мы сегодня с вами работали? Почему?
– Что для вас было уже легко?
– Что было еще трудно?
– А что показалось самым интересным?
– Урок окончен. (слайд 15)

Список использованной литературы:

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 2 класса. – М.: Дрофа, 2008.
2. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса. – М.: Дрофа, 2008.
3. Тарасова Л.Д. Русский язык. 2, 4 классы. Журнал «Начальная школа», №1, 2012.