Цели.
- Познакомить учащихся со словами, имеющими два корня.
- Научить анализировать значение сложных слов.
- Повторить и углубить знания по орфографии.
- Развивать мышление, восприятие, воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (слайд)
– Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Кто желает улучшить свои знания? Надеюсь, что вы будете активными. Жду от вас красивых и правильных ответов.
2. Чистописание (слайд)
– Букву, которую мы будем писать, вы определите,
если установите закономерность.
Я – звук гласный, может быть ударным и
безударным, смягчает согласный звук.
Учащиеся дают характеристику звуку (я) и прописывают эту букву.
3. Расшифруйте слово (слайд)
– В каждом слове выделите букву, являющуюся в нем орфограммой.
Суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, кот, улов, шишка, лесной.
Получилось слово – путешествие.
Путешествие – передвижение пешком или на разных
видах транспорта для отдыха и ознакомления с
новой местностью. (слайд).
Записать свое предложение со словом –
путешествие. Беседа о значении этого слова.
4. Дополните словами текст (слайд)
Слова должны иметь корень (снег).
Тихо падают ( ). Мягкий ( ) покрывает крыши, деревья, землю. Во дворе ребята играют в ( ).Рядом бегает пес ( ). Малыши лепят ( ).По улице проехал ( ).А за городом на полях проводят ( ).
Проводится работа с однокоренными словами.
5. – С какими единицами языка мы работаем сейчас?
Звук – слово – предложение – текст.
– С этой единицей мы работали последние уроки.
– (уч-ся) Мы будем работать над словом.
Выделяются основы слов в тексте с корнем (снег).
– Какие слова не похожи на другие?
– Снегоочиститель и снегозадержание. Наличие
двух основ – это сложные слова.
– Что будет объектом исследования?
– Сложные слова.
– Что мы с вами знаем о слове? Что можем
определить у слова?
Слово: значение, вопрос, часть речи, состав,
орфограммы.
– С чего начнем работу?
– Работу над словом начнем с его значения.
6. Тема урока: «Изучение значений сложных слов» (слайд).
Цель. Научиться анализировать сложные слова.
– Зачем нам необходимо знать, что обозначают
сложные слова? Зачем необходимо изучение этой
темы?
7. Создание проблемной ситуации
Даны слова (слайд): трудолюбивый, сердобольный,
добродушный, милосердный.
– Значение каких слов вы знаете?
– Нужна помощь?! В работе поможет таблица. Ребята
работают в данной таблице. Разбирают каждое
слово. Записывают предложения с данными словами.
8. Закрепление (слайд)
На доске даны слова: лежебока, сладкоежка,
водохлеб, пустомеля, зверолов, землекоп.
Ученики выходят к доске, выделяют основы,
вставляют соединительные гласные, объясняют
значения слов.
Делают вывод: сложные слова – две основы,
соединительные гласные о-е. Проводим игру со
сложными словами:
Птиц кол
лед сос
звер пад
вод лов
пыл ход
лед ферма
Занимательное задание. Придумать фантастическое животное, чтобы это было сложное слово, рассказать об этом животном.
9. Итог урока
– Составляем синквейн.
Сложное слово.
1. 2 прилагательных.
2. 3 глагола
3. Предложение
4.Слово (обобщение)
– Над чем работали на уроке?
– Какую цель ставили? (Научиться анализировать
значения сложных слов).
– Что нам помогло? (Таблица, наши знания).
10. Рефлексия
У каждого в таблице есть кружок. Надо его раскрасить зеленым цветом – значит тему понял, все делал сам, красным цветом – есть проблемы, нужна помощь.
Педагог благодарит всех за работу на уроке.