Тип занятия: практическая работа.
Учебно-воспитательные задачи:
- Научить учащихся применять различные методы решения неравенств с параметром;
- Продолжать формировать умения и навыки применения решения неравенств;
- Продолжать формировать интерес к математике посредством решения задач;
- Воспитывать осознанное отношение к процессу обучения, прививать чувство ответственности за качество знаний, осуществлять самоконтроль за процессом решения и оформления упражнений;
- Напоминать, что только осознанное применение алгоритмов решения неравенств позволит учащимся качественно усвоить изучаемую тему.
Обеспечение занятия:
- Таблица основных методов решения неравенств с параметрами;
- Карточки-задания для проверочной работы.
Студент должен знать:
- Алгоритмы решения неравенств с параметром.
Студент должен уметь:
- Применять полученные знания к решению неравенств с параметром.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Задача с параметром.
Нужно усвоить главное:
- Параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет двойственную природу.
Во-первых предполагаемая известность
позволяет “общаться” с параметром как с числом.
Во-вторых – степень свободы общения
ограничивается его неизвестностью.
Существует класс задач, где за счет параметра на переменную накладываются какие – либо искусственные ограничения.
II. Рассмотрим задачу:
Найти множество всех а, при которых неравенство <0 выполняется при всех х [1; 2]
III. Повторение опорных знаний учащихся.
Для того чтобы решить задачу, рассмотрим устные упражнения:
1) Что значит решить задачу с параметром?
Ответ: Значит найти все значения неизвестного при всех допустимых значениях параметра
2) Какие методы решения можно использовать?
Ответ: Аналитический метод, метод интервалов, графический метод.
3) Алгоритмы решений:
- Аналитический метод:
- Рассмотреть совокупность систем.
- Найти решение совокупности систем.
- Работа с параметром.
- Ответ.
- Метод интервалов:
- Рассмотреть функцию (x) и найти область определения.
- Найти нули функции.
- Отметить положение нулей на числовой оси с учетом D(f).
- Найти знаки функции в промежутках между её нулями, начиная с крайнего правого промежутка (всегда положительна?).
- Работа с параметром.
- Ответ.
- Графический метод:
- Рассмотреть плоскость (х; а).
- Указать точки, где числитель и знаменатель равны нулю.
- Определить знак неравенства в каждой из четырёх областей.
- Работа с параметром.
- Ответ.
4) При каких а система , не имеет решений?
Ответ: при а 3
5) При каких а система имеет единственное решение?
Ответ: при а = -2
6) При каких а существует ровно три целых числа, являющихся решением системы неравенств
Ответ: при 4<a5
7) При каких а решением системы , является промежуток а) (3;); б) [5;?
Ответ: а) при а 3; б) при а 5.
IV. Решение задачи.
Работа по группам:
1 группа. Аналитический метод решения неравенства.
Данное неравенство равносильно совокупности систем:
ИЛИ |
||
a<x<2a+1 |
2a+1<x<a |
Итак: а<х<2а+1 , 2а+1<x<а
Рассмотрим три случая:
1) a<x<2a+1,
1/2<a<1
2) 2a+1<x<a,
Нет решений
3) 2a+1=a,
a=-1
<0
Нет решений
Следовательно, ответ: 1/2<a<1.
2 группа. Графический метод решения неравенства.
Решим это неравенство методом, аналогичным методу интервалов.
Для этого на плоскости (х; а) укажем точки, где х-2а-1=0 и х-а=0 .
Определим знак неравенства в каждой из 4-х областей. Найдя его в одной точке, например (10;0). Тогда при переходе через любую прямую меняя знак дроби.
Множество точек плоскости, удовлетворяющих данному неравенству, расположены в заштрихованных областях.
Если проведем любую прямую а=a0, то ее часть, лежащая в заштрихованной области, дает интервал, в котором содержится х и при а=a0.
Нужно найти такие точки а, при которых этот интервал целиком содержит отрезок [1;2]. Для этого проведем прямые х=1, х=2. Выделим из заштрихованной области ту часть, которая включает в себя полосу 1 х 2 – прямоугольник ABCD.
<a< – ответ.
: 2=2а+1, = 1/2
: а=1, = 1
Ответ: 1/2<a<1
3 группа. Метод интервалов.
Рассмотрим функцию:
f(x)= ; x-2a-1=0 |
D(f)=R, x a x-a=0 |
2a+1<x<a Нет решений |
a<x<2a+1 Ответ: 1/2<a<1 |
Вывод: Данную задачу можно решить 3 способами.
V. Применение знаний при решении типовых примеров.
Решить задачу самостоятельно:
При каких значениях параметра а неравенство
<0 выполняется для всех х из отрезка [1; 3]
Ответ: 0<a<1/3
VI. Подведение итогов занятия.