Тема: “Дифференциация звуков [б]-[п] в словах”
Цели:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [п] и [б];
- выделение звуков [п] и [б] из начала и середины слова; развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками [п] и [б];
- соотнесение звуков [п] и [б] с письменными буквами П и Б;
- обогащение и расширение словаря за счет слов – паронимов;
- дифференциация предлогов ПОД и ИЗ-ПОД;
- коррекция внимания, памяти;
- воспитание интереса к сказкам.
Ход занятия
- Организационный момент
Губы сжаты, струя воздуха их не открывает. Язык не работает. Когда произношу первый, голосовые складки работают, мы его произносим с голосом и шумом. При произношении второго звука голосовые складки не работают, звук произносится без голоса, слышится только шум ([б],[п])
- Назовите слова со звонким звуком [б].
- Назовите слова с глухим звуком [п].
Выполнившие задание дети садятся.
- Артикуляционная гимнастика
- Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем….
А сейчас раздвинем губы-
Посчитаем наши зубы.
Бублик мы изобразили-
Плавно губы округлили –
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать
- Сообщение логопедической темы.
- Анализ артикуляции и характеристика звуков [п]-[б].
На доске картинки: палка, полка, бабочка, барабан.
- Какой первый звук в названиях этих картинок? ([б], [п])
Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков [п]-[б]
- Определение общего в артикуляции звуков [п]-[б].
- Определение отличия в артикуляции [п]-[б].
На доске – артикулярно- акустические схемы звуков: положение губ, положение языка, воздушная струя, звонкий звук или глухой, соотнесение с печатной буквой.
Соотнесение с письменными буквами (рисунки 1, 2)
Белкин хвост на Б похож,
Посмотри, здесь Б найдешь.
Петушок-то как хорош!
Хвост на букву П похож!
- Чтение
- Развитие фонематического слуха.
-Ой, подул ветерок и к нам спускается облако.
-Какой звук слышится в слове облако? (Звук [б])
- А на облаке Волшебница. Что у нее в руке? (Волшебная палочка)
-Волшебная палочка может превратить одно слово в другое. Прочитайте и расскажите как превращались слова: пар-бар, палка-балка, почка-бочка. порт-борт, пил-бил.
1) Письмо.
-Откройте тетради и запишите “Различай П – Б”.
-Логопед произносит слово и показывает картинку, дети записывают буквы б или п в зависимости от того, какой звук слышится в слове. После письма логопед просит детей вспомнить все названные слова. По мере того, как дети вспоминают слова, на доске выставляются картинки: булка, пальма, рыба, цыпленок, репка, яблоко, ботинки, сапоги, тапки.
2)Отгадывание загадок.
-Давайте попросим нашу Волшебницу, чтобы к нам пришли герои из сказок. Отгадайте загадки и вы узнаете героев сказок – наших гостей:
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный
На земле и под водой
Искал ключик золотой.
(Буратино)
В сказке мерил он Удава,
Был спокоен и умен.
Про него друзья сказали:
“Ой, парит, он, наш орел!”
(Попугай)
3) К нам пришли гости, их надо угостить. На доске картинки с изображением яблока, репы, помидора, капусты.
- Назовите, что будет есть Попугай? (слова с глухим звуком)
- Назовите, что будет есть Буратино? (слова со звонким звуком)
- Какая картинка здесь лишняя? Почему? (Яблоко- фрукт, а остальные – овощи)
- Физкультминутка
- Письмо.
- Работа над предлогами и предложением.
1,2,3,4,5
Будем мы маршировать,
Будем мы маршировать-
1,2,3,4,5
В руки палочку возьмем,
В сторону их разведем,
Палочку к груди прижмем.
Снова руки разведем.
Раз присядем, два и три.
Веселы мы и бодры!
-В кабинете спрятаны подарки для наших гостей. Волшебная Палочка поможет их найти. Постарайтесь запомнить, где лежали подарки.
Дети находят подарки и записывают названия подарков в два столбика:
в первый – для Буратино, во второй – для Попугая (шапка, будильник, почка, зебра, лопата, труба). В процессе работы уточняется, какой звук слышится в слове, звонкий он или глухой, место звука в слове. Дети выкладывают звуковую схему слова платок.
- Где лежали подарки? (под столом, под партой, под шкафом и т.д.)
- Какой предлог слышится во всех ответах на мой вопрос?
- В каких случаях мы пользуемся предлогом под? (Предмет находится ниже чего-нибудь). (Рисунок 3)
- Откуда мы доставали подарки? (из-под стола, из-под парта, из-под шкафа и т.д.)
- Какой предлог вы использовали в своих ответах? (из-под)
- В каких случаях в речи мы употребляем предлог из-под? (предмет находится под другим предметом, направляется из этого места). (Рисунок 3)
- Подберите слова – признаки к словам – предметам Буратино
- А теперь расскажите, как мы искали подарки, составьте предложение по схеме. (Схема нарисована на доске)
Рисунок 3
- Работа со словами – паронимами и словами – синонимами.
- Самостоятельная работа
- Итог занятия
- Нам осталось найти последний подарок. За подарком отправится …Коля. Логопед шепотом дает задание ребенку.
- Что делает Коля?
- Коля бежит за подарком.
- Назовите слово- действие в этом предложении (бежит).
- На доске записаны предложения: Река бежит. Зерно бежит из мешка. Молоко бежит из кастрюли. Замените слово бежит словами близкими по смыслу: Река течет. Зерно сыплется из мешка. Молоко льется из кастрюли.
-Волшебнице так понравилось, как вы работаете, что она решила подарить вам подарки. Вставьте буквы Б или П и вы узнаете, что это за подарки.
Волше…ная.. ..алочка , скатерть-само…ранка, са…оги- скороходы.
- Чему учились на занятии? (различать звуки)
- Назовите сходство и различие звуков [п]-[б]
Рисунок 1
Рисунок 2