Данное пособие воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики.
Цель: формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- развитие творческих особенностей и изобразительных навыков;
- расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. Пособие предлагает различные виды рисования. Рисование мыльными пузырями, кляксами, методом выдувания, точками, ладошками, брызгами, с использованием ниток, рулонов, трафаретов, воска.
Каждое занятие сопровождается подробным описанием последовательности действий, содержит рисунок – заготовку, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У ребенка, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенной техники рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать.
Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности и педагогам дополнительного образования.
Темы занятий “Необычное рисование”.
- Рисование пальцами. Букет.
- Рисование пальцами. Лилия.
- Рисование ладошкой. Дерево.
- Рисование отпечатками пальцев. Человек.
- Оттиск ластиком. Кирпичный домик.
- Оттиск губкой или поролоном. Лес.
- Рисунок тычкованием ватными палочками. Ягоды.
- Рисунок тычкованием карандашом с ластиком. Утро.
- Монотипия. Симметричный рисунок.
- Набрызг. Звездное небо.
- Набрызг с трафаретом. Листик.
- Рисование восковыми мелками. Кошка.
- Рисование восковыми мелками.
- Граттаж 1.
- Граттаж 2.
- Кляксография.
- Рисование нитками.
- Рисование по мокрому. Черепаха.
- Рисование по мокрому. Зимний лес.
- Фактурное рисование. Деревня.
- Рисование на мятой бумаге. Рыба.
- Рисование на смятой бумаге. Фламинго.
- Рисование клейкой лентой.
- Рисование на неровной поверхности.
- Рисование мыльными пузырьками.
- Рисование процарапыванием. Дерево.
- Батик.
- Рисование с трафаретом.
- Рисование гелиевой ручкой.
30. Оттиск смятой бумагой.
31. Рисование соломкой.
- Рисование свечкой.
- Рисование рулоном. Узоры.
- Работа с валиком.
Тематическое планирование по дополнительному образованию в области изобразительной деятельности
Учащиеся начальных классов
Тема занятия | Цели | Задачи | Дата проведения | |
1. | Рисование пальцами | Развивать интерес к рисованию.
Обогащать сенсорный опыт детей, развивая органы
восприятия: зрение, слух, осязание, вкус. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. |
Освоение техники рисования пальцами. | |
2. | Рисование пальцами | |||
3. | Рисование ладошкой | Освоение техники оттиска ладони. | ||
4. | Рисование отпечатками пальцев | Освоение техники оттиска
пальцев. Освоение техники оттиска разными предметами. |
||
5. | Оттиск ластиком | |||
6. | Оттиск губкой и поролоном | |||
7. | Тычкование ватными палочками | Освоение техники тычкования различными предметами. | ||
8. | Тычкование карандашом с ластиком | |||
9. | Монотипия | Освоение приема симметричного рисования, путем сгибания бумаги. | ||
10. | Набрызг | Освоение техники напыления красками | ||
11. | Набрызг с трафаретом | |||
12. | Рисование восковыми мелками | Освоение парафиновой техники | ||
13. | Рисование восковыми мелками | |||
14. | Граттаж | Освоение смешанной техники процарапывания и работы воском. | ||
15. | Граттаж | |||
16. | Кляксография | Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами | ||
17. | Рисование нитками | Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами | ||
18. | Рисование по мокрому | Освоение техники работы на мокрой поверхности. | ||
19. | Рисование по мокрому | |||
20. | Фактурное рисование | Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности. | ||
21. | Рисование на мятой бумаге | Освоение техники рисования на мятой поверхности. | ||
22. | Рисование на мятой бумаге | |||
23. | Рисование клейкой лентой | Освоение техники рисования с помощью трафарета из клейкой ленты. | ||
24. | Рисование на неровной поверхности | Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности. | ||
25. | Рисование мыльными пузырями | Освоение техники рисования | ||
26. | Процарапывание | Освоение техники процарапывания | ||
27. | Батик | Освоение техники рисования по ткани. | ||
28. | Рисование с трафаретом | Освоение техники напыления красками | ||
29. | Рисование гелевой ручкой | Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами | ||
30. | Рисование свечой | Освоение парафиновой техники | ||
31. | Рисование соломкой | Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами | ||
32. | Оттиск смятой бумагой | Освоение техники оттиска. | ||
33. | Рисование рулоном | Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами | ||
34. | Работа с валиком | Освоение техники рисования различными материалами. |
См. приложение.