Классная газета "Переменка" – активная форма деятельности школы и семьи

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Актуальность реализуемого проекта обуславливается поиском путей повышения воспитательного потенциала школьников и духовно-нравственного просвещения семей. Зачастую в современных семьях материальные ценности доминируют над духовными, поэтому я наблюдаю у детей искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Деятельность всех участников образовательного процесса по созданию классной газеты носит целенаправленный и целостный характер, происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, проявляется личностная позиция, определяющаяся внутренними качествами. Эта коллективная работа позволяет осуществить активное воспитание, присоединить учащихся и их семьи через совместную деятельность к ценностям отечественной православной культуры. Подшивка нашей газеты является важным результатом деятельности ученика и его семьи, становится семейной реликвией.

На протяжении всего периода обучения дети и родители создают её, выражая своё понимание жизненных ценностей.

Задачи создания газеты:

1) способствовать формированию системного представления о мире у человека, рождённого на воронежской земле, в единстве и взаимосвязи общероссийских и региональных социокультурных ценностей;

2) конкретизировать духовно – нравственные категории;

3) развивать творческие способности учащихся через создание собственных работ;

4) установливать связь между прошлым – настоящим - будущим, присоединяясь к опыту предшествующих поколений и реалиям сегодняшнего дня;

В первый-второй год обучения в начальной школе учащиеся осваивают первичные базовые социокультурные ценности, раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления: Мир. Родной край. Родной очаг. Дом. Родительская любовь. Уважение. Доброе дело. Образ праздника. Любимая Книга. Это последовательно и систематически отражается в нашем проекте.

Совместно с родительским комитетом обсуждён цикл бесед для родителей по духовно-нравственному воспитанию в семье. За основу взяты беседы православных психологов Т.Шишовой и И.Медведевой, мон.Нины (Крыгиной).

Планируемые результаты проекта:

  • включение ребенка в социокультурное пространство;

  • обретение жизненного опыта ребенка через общение, совместный труд со своими близкими, одноклассниками и социокультурным окружением в целом, умение использовать различные средства общения, демонстрирующие готовность к диалогу, доброжелательность, при соотнесении различных позиций;

  • осознание ребенком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;

  • знание детьми основных государственных, народных и семейных праздников, дат, традиций их проведения и символики;

  • повышение педагогической культуры родителей, сплочение родительского коллектива, создание творческой атмосферы единения педагогов, родителей и детей.

В 1, 2 классе происходит присоединение к категориям Слово и Книга. Дети осознают процесс чтения как ценность, учатся быть грамотными читателями.

В процессе дети учатся быть корреспондентами: в газете появляются сочинения, рассуждения, сказки, иллюстрации, созданные детьми.

Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен извне, это результат активной деятельности самого человека. Ценности вырабатываются только самостоятельно. И моя задача, как учителя, — создать условия для усвоения ценностей и организовывать соответствующим образом деятельность учеников на уроках и внеклассных занятиях.

Рубрики газеты, которые сопровождает весёлый Грамотейка:

Слово учителю. Наша школа. Село моё родное. Колоколики. Наши питомцы. Ориентиры воспитания. Говорят родители. Поздравляем! Календарик. Хорошие вести. Добрые весточки. Играем всей семьёй. Советуем прочесть. Наша галерея. Смешинки с уроков. Сюрприз. Конкурсы (Например: конкурс фотографий “Моя семья”, конкурс “Парад снеговиков” т.п.)

Набирая детей в 1-й класс, конечно, провожу исследование семьи через анкетирование, наблюдение, беседы. Знакомлюсь с укладом семей, их устоями, традициями, притязаниями. Изучаю возможности родителей при взаимодействии со школой.

С родителями, которые предложили свою идею классной газеты, обсудили её содержание, выбрали рубрики, определили задачи работы редколлегии. Как важно каждому быть услышанным и понятым другими. Газету о девчатах и ребятах 1 “А” класса назвали “Переменка”. В ней ребятишки найдут смешинки с уроков, репортажи с места классных событий, интересные занимательные вопросы и задания, игры для всей семьи. Газета поздравляет “сентябрят”, “октябрят”, т.д. с днём рождения. Фотографии поделок и рисунков детей украшают её страницы..“Слово учителя” интересно для всей классной семьи. Через газету каждый может поделиться своими мыслями.

Привлекаем к активной работе пап и мам. Они пишут репортажи о классных праздниках, делятся своими впечатлениями, вспоминают своё детство. Задумки у редколлегии возникают в совместном творчестве. Их уже много.

Отражая жизнь класса и показывая каждого ребёнка отдельно в каком-либо деле, стремимся к высокому профессионализму, сочетая простоту и глубокое содержание.

Маленькому ребёнку так близка природа, и от сочувственного отношения к “зверью” дети поднимаются до понимания своей сопричастности к миру природы, до осознания хрупкости этого мира и ответственности человека за тех, кого он приручил, этому служит рубрика “Наши питомцы”, публикация исследовательских проектов, например, “Синица”.

На страницах газеты видим прекрасные уголки своего села(“Родное село”), родную школу (“Окна нашей школы” ), так ведём мы маленького читателя от семейного очага в большой мир, называемый малой родиной и Родиной-Русью.

Для родителей важна рубрика “Ориентиры воспитания”. Здесь публикуем материалы по воспитанию детей православных психологов Т.Л.Шишовой и И.Я.Медведевой, которые не оставляют равнодушными никого и по словам читателей, помогают в построении правильных отношений в семье.

Просмотрев красочные страницы, читатель обнаружит маленькие и дорогие сердцу “Колоколики”, где дети и взрослые тоже приобщаются к миру православной культуры. Здесь помещаем доступные детям рассказы о православных праздниках и жизни святых, изображения икон.

Хочется обратить внимание на тщательный подбор языкового материла, при котором расширяются границы познания родного языка. Маленький читатель прочтёт отрывок из русской классики, приобщится к сокровищам мудрости, пословицам, поговоркам русского языка и сам попробует стать автором. На страницах газеты постоянно печатаются творческие работы детей.

Наша газета объединяет всех: родителей, бабушек, дедушек и детей, соседи просят почитать, гостям в доме интересно из неё узнать и увидеть воочию, чем живёт наш коллектив. Газета получила всеобщее одобрение.

Надеемся, что это маленькое совместное дело объединит его участников, поможет сдружиться взрослым и детям, послужит делу духовно-нравственного просвещения и воспитания наших малышей.

См. Приложение 1. Классная газета “Переменка”