Задачи на сравнение чисел. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Формирование у обучающихся способности к решению простых задач на разностное сравнение чисел, через анализ графических схем и составление выражений (3 случая);
  • Совершенствование навыка счета в пределах 9.
  • Развитие пространственного мышления, речи, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • Формирование навыков самооценивания у детей, осознания гражданской эдентичности.

Оборудование:

  • Учебник: Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс, 2000, с. 52-53.
  • Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.
  • Жетончики, закладки.

Приложение 1

Ход урока

10.25
I. Этап вхождения в урок
(1–2 мин.)

– Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики проведу я. Меня зовут Галия Фаритовна. У нас на уроке гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки, улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо! Я надеюсь, что мы с вами подружимся и станем одной большой семьей. Впереди вас ждет много нового и интересного. Мы будем решать задачи, сравнивать числа, совершенствовать счет, развивать внимание и логику. На уроке надо быть внимательными и активными. За правильный ответ вы будете откладывать жетон, в конце урока мы подведем итог и выявим самых активных.

II. Актуализация опорных знаний (устный счет)

1. Минутка чистописания (3 мин.)

10.27
Начнем с математической разминки.

Отгадайте ребус: 7я – семья (слайд картинка).

– Что такое семья? (Семья – это группа родственников живущих вместе) (слайд картинка)

– Сосчитайте, сколько в этой семье человек. Эту цифру мы пропишем в минутке чистописания.

– Откройте учебники на с. 53. Положите его с наклоном, сядьте прямо, ручки возьмите правильно.

– Посмотрите на ряд прописанных чисел и установите закономерность. Как получается каждое следующее число (количество цифр увеличивается на одно).

– Давайте вспомним, как она пишется (на слайде)

– Продолжите эту закономерность. (Проверка по слайду)

– Проверьте свой ряд чисел по слайду. Возьмите жетон у кого так

10.30
2. Работа над нумерацией и составом чисел (по цепочке)
(2-3 мин)

– Продолжаем математическую разминку.

– Посчитай от 1до7, от 7 до15, от 10 до 7.

– Назовите последующее числа 7,на сколько последующее число больше предыдущего?

– Назовите предыдущее числа 7, на сколько предыдущее число меньше последующего?

– Дополните числа до 7 (на слайде)

10.33
3. Задание на развитие внимания
(2 мин)

Игра «Найди отличия» (на слайде)

– В нашей дружной семье, каждому найдется занятие по душе. Маша и Паша родные брат с сестрой, вечерами любят решать кроссворды, математические ребусы. Одно из таких заданий я вам предлагаю выполнить.

– Найдите отличия на этих картинках.

10.35
4. Решение задачи (фронтальная работа)
(4 мин)

– А еще ребята любят играть с конструктором. Послушайте задачу.
– Маша и Паша работали с конструктором. Они собрали самолет из 9 деталей. Из них 5 деталей использовала Маша, а Паша – остальные детали. Сколько деталей использовал Паша? (На доске схема задачи, учитель «одевает схему».)

– О ком говориться в задаче? (О Маше и Паше.)

– Чем занимались дети? (Они конструировали самолет.)

– Сколько деталей они использовали, чтобы построить самолет? (9.)

– Это целое или часть? (Целое.)

– Сколько деталей использовала Маша? (5.)

– Это целое или часть? (Часть.)

– Что будем искать в задаче? (Сколько деталей использовал Паша.)

– Это целое или часть? (Часть.)

– Как найти часть (Хором: чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

– Как запишем решение? (9 – 5 = 4.)

– Что в задаче было неизвестно? (Сколько деталей у Паши.)

– Назовите ответ. (У Паши 4 детали.)

10.39
Физкультминутка
(2 мин)

– Утро в семье начинается с зарядки, я предлагаю вам отдохнуть (показ учителем).

Молодцы! Садитесь.

III. Изучение нового материала

10.41
1. Подведение к проблеме
(11 мин)

– Сегодня, мы познакомимся с новым видом задач, в которых надо сравнивать числа. Нам помогут дети из предыдущей задачи (детали на доске)

– У Маши были круглые детали. У Паши – треугольные. У кого больше деталей? (У Маши.) Почему? (Потому что 5 больше 4, 4 называем при счете раньше, чем 5.) А как еще можно сравнить (составить пары). Ребята, помогите мне составить пары ниточками (приглашаю 1 ученика).

– Сколько кругов имеет пару? (4)

– Сколько кругов осталось без пары? (1)

– Значит кругов больше. А на сколько кругов больше, чем треугольников? (На 1.)

– Что вам помогло это определить? (Рисунок.)

– А теперь попробуйте определить каких фигур больше на этом рисунке (на слайде).

– Почему это задание трудно выполнить? (Очень много предметов, долго составлять пары.)

– Что мы не можем сделать? (Сравнить и сказать, где больше, где меньше.)

– Значит чему мы будем учиться? (Будем учиться сравнивать большие числа.)

– Сегодня нам надо найти такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисление.

2. Открытие нового знания.

А) – Давайте вернемся к деталям.

– Оставшийся без пары круг – это часть или целое? (Часть.)

– Каким действием находится часть? (Вычитанием.)

– Как найти эту часть, назовите решение (5–4) (учитель записывает под рисунком).

– 5 – это какое число? (большее), 4 – это какое число? (меньшее), значит, что же нужно вычитать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)

Вывод по слайду: правило хором.

Б) – Эту задачу можно изобразить в виде схемы с отрезками (на доске).

– Каких фигур было больше (кругов), значит большим отрезком обозначим большее число.

– Каких фигур меньше (треугольников), значит меньшим отрезком обозначим меньшее число. Оставшаяся часть отрезка называется разницей. Она и показывает, на сколько одно число меньше или больше другого. Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный: из чего состоит большее число? (Из меньшего числа и разницы.)

– Давайте поиграем в игру «Расшифруй букву»:

– Я буду показывать на букву, а вы хором называйте, что она обозначает.

– А теперь игра «День – ночь». Вы положите головы на парты, я что-то изменю в записи, а вы скажите, что неизвестно и как его найти.

(Хоровое закрепление неизвестных компонентов.)

10.52
3. Первичное закрепление
(3 мин)

– Попробуем решить буквенные выражения на с 52 в № 2 под схемами.

– Кто сможет прочитать первое? (Учитель показывает на доске.) Что получится в результате сложения? Запиши (ребенок у доски).

– Как получилось второе выражение? (Части поменяли местами.)

– А результат изменится? (Нет.) Что запишем в пустом квадрате?

– Расшифруйте следующее выражение. Что же получится, если….

10.55
4. Самостоятельная работа
(С 52, № 3) (3 мин.)

– Ребята, найдите № 3 на с 52. Прочитаем хором задание.

– Что неизвестно на первой схеме в № 3?, во 2, в 3?

– Попробуйте сами записать буквенные выражения и найти неизвестные компоненты.

(Самопроверка по слайду.)

– У кого так записано 1 выражение? Поднимите руки. Возьмите жетон

(Анализ работ.)

– У кого все 3 выражения правильны?

10.58
Физкультминутка (2 мин)

Я узнал, что у меня есть огромная семья:

И тропинка, и лесок, в поле каждый лепесток,
Речка, звери, птицы, луг
На зарядку встали вдруг.
Становитесь, детвора, отдохнуть и нам пора.

(На слайде.)

11.00
IV. Повторение, воспитательный момент (6 мин)

(Решение примеров по цепочке из № 5 на с. 53)

– В нашей семье очень любят считать и решать числовые выражения. Давайте и мы с вами решим примеры на с. 53 № 3 по цепочке. Первый пример…..

7 + 0 + 1 – 4 = * (4) C
4 – 1 + 6 – 7 = *(2) О
7 – 5 + 1 + 3 = *(6) Я
2 + 3 + 4 – 8 = *(1) Р
9 – 9 + 5 – 0 = *(5) И
6 – 4 + 6 – 5 = *(3) С

– Расположите ответы примеров в верхней строке таблицы в порядке возрастания, с какого числа нужно начать?

– 1, 2, 3, 4, 5, 6.

– Под числом запишите буквы.

– Какое слово у нас получилось? (Россия.)

– Что значит это слово? (Ответы детей.)

(Серия слайдов.)

– Страна, в которой мы живем, называется Россия. Эта наша большая Родина.

– В какой республике мы живем? (Башкортостан.) Это наша малая родина.

– В ней проживают люди разных национальностей. Все эти народы живут дружно, как одна большая семья. В семье должен быть мир, лад и взаимопонимание. Только тогда наша Россия будет сильна и могуча. Но каждый из нас должен стараться помогать вашим близким и поддерживать их.

11.06
V. Рефлексия (2 мин)

– Что мы сегодня учились делать? (Учились сравнивать группы предметов.)

– Что нового узнали? (Как находить большее число, меньшее число и разницу.)

– Как найти на сколько одно число больше или меньше другого? (Хором правило.)

11.08
VΙ. Оценивание (2 мин)

– Посчитайте жетоны у вас на столах. Поднимите руки, у кого нет ни одного жетона?

– У кого 10, 9,8… Молодцы!

– Спасибо за урок!

– В память об этом уроке я дарю вам закладки! (11.10)