В настоящее время первоочередной задачей школы является обеспечение высокого качества образования. Достичь этой цели без формирования устойчивого интереса к предмету, невозможно. Каким же образом можно разрешить данную проблему?
Ни для кого не секрет, что сегодня внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является реальной необходимостью, прежде всего в силу того, что современные школьники не мыслят свою жизнь без компьютера. Им не интересно просто слушать рассказ учителя о торнадо и приливах, работать с текстом учебника или статистическими данными, кропотливо заполнять контурные карты… Выполнение аналогичных заданий, но с помощью ПК позволяет заново разбудить интерес к географии, который большинство детей демонстрируют в младшем возрасте.
Поэтому в нашей школе возможности ИКТ используются не только при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний, но и во внеурочной работе по географии. При этом мы считаем, что полная ломка традиционной методики преподавания не нужна, компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию образовательной деятельности.
Компьютерные технологии позволяют организовать деятельностный подход при изучении предмета, значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, т.е. формировать устойчивую положительную мотивацию школьников к изучению предмета.
Компьютер на уроках географии в МОУ "Таксимовская СОШ №1 им. А.А. Мезенцева" используем с 2000 года, когда в школу поступили 2 первых электронных учебника, выпущенных фирмой 1С в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной среды". Хочется отметить, что учебники для 8,9 и 10 классов "пришли" в школу в качестве приза за победу учеников в Интернет-проекте "Гео-Квест", о котором будет сказано ниже.
Данные ЭУ содержат помимо гипертекста высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. В их структуре есть иллюстративный текст по темам и разделам курса; мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты и др.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса; интерактивный практикум; контрольные вопросы и тесты; предусмотрена возможность работы с ресурсами Internet.
Первоначально ЭУ использовались нами в качестве дополнительного материала при изучении новых тем. На теоретическом этапе урока показ слайдов, интерактивных географических карт, снимков, графиков, диаграмм позволяет направить внимание учащихся на самые важные моменты содержания изучаемой темы, помогает им лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.
Учитывая, что большую часть информации человек получает с помощью зрительных анализаторов, особое внимание уделяем работе с анимированными схемами и видеороликами, отображающими географические процессы или явления (схемы "Движение материков" и "Образование айсбергов" – 7 класс, "Неотектонические движения", "Циклон" и "Антициклон" – 8класс и т.п.). При помощи звукозрительной модели удаётся выделить те стороны объекта, изучение которых поможет сделать вывод о его сущности. Использование дикторского текста также дает возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся.
С установкой в школе нового компьютерного класса появилась возможность перенести акцент использования ЭУ с иллюстративной функции на практико-ориентированную и контролирующую. Уже более 10 лет ученики проверяют свои знания и навыки, выполняя задания разделов "Практика" и "Тесты". Применение такой формы контроля удалось повысить уровень обученности по предмету на 10-14% в разных возрастных группах.
Кроме того, после подключения школы к сети Internet стал реализовываться модуль дистанционного обучения. Например, рабочая программа курса "География России. Хозяйство и географические районы, 9 класс" (учебник под редакцией А.И. Алексеева, Москва, издательство "Дрофа") построена на сочетании урочной формы и модуля ДО, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. В начале учебного года до сведения девятиклассников доводятся требования к подготовке учащихся по курсу. В соответствии со своими интересами школьники направления проектных работ. Предлагаются следующие темы:
Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
- Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
- Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
- Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
- Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
- Описание народных помыслов Центральной России.
- Разработка проекта "Золотой российский чернозём".
- История и современность Нижегородской ярмарки.
- Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
- Описание и оценка условий жизни, труда, отдыха в своём районе.
- Этническая культура народов Северного Кавказа.
- Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
- Народные промыслы Урала.
- Современные проблемы коренных народов Севера.
- Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
При разработке проектов учащимся предоставляется возможность использования дистанционных методов получения информации через сеть Internet. С учётом загруженности Internet-класса это может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Выполненные работы формируют школьный сборник "Моя Россия".
Наряду с использованием компьютерных технологий на уроках географии возможности ИКТ позволили организовать активную внеурочную деятельность по предмету. Прежде всего, это участие учеников школы в различных Internet-конкурсах и проектах.
Первым опытом подобной работы (в школе и в районе в целом) стало участие семи– и девятиклассников в Дистанционной Обучающей Олимпиаде по географии (ДООГ) в 2002 году. Победа окрылила не только членов команды, но и вызвала интерес к новой сфере деятельности учителей других предметов, что в итоге послужило исходной идеей темы опытно-экспериментальной работы в нашей школе. На сегодняшний день разновозрастная команда уже в восьмой раз участвуют в ДООГе. Материалы текущей олимпиады и её ретроспектива представлены на сайте work.passim-service.ru.
Шестой год ребята соревнуются в дистанционных конкурсах Центра Творческих Инициатив "Snail" (г. Омск). Примечательно, что в последние годы увеличивается число учеников начальной школы, выбирающих в списке конкурсов географические.
В 2005 году 6 учеников нашей школы стали победителями и лауреатами Всероссийского Интеллектуального конкурса "Искатель", проводимого Байкальской академией образования (г. Иркутск).
Седьмой год старшеклассники успешно участвуют в Российском заочном конкурсе "Познание и творчество" Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" (г. Обнинск).
Больших успехов достигли наши ученики в Международном телекоммуникационном проекте "Гео-Квест", проводимом под патронажем программы Intel@ "Обучение для будущего" в России. Дважды дуэт Анашкина Сергея и Скоробача Стаса становились победителями, один раз занял II место.
Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод, что ИКТ не только помогают повысить интерес к предмету, но и существенно расширяют образовательное пространство школьников небольшого посёлка, расположенного в значительном удалении от культурно-образовательных центров.
Сегодня наши ученики уже не только являются участниками существующих географических проектов, но и сами создают образовательные ресурсы. Кроме обширного банка мультимедийных презентаций, которые выполняются учениками 6-11 классов по различным темам изучаемых курсов, мы используем в работе ЭУ "Муйская долина". Его разработали ученица 11 класса Иванова Марина и девятиклассник Скоробач Стас. Предварительно ребята под руководством заместителя директора по информатизации Кригер Н.Е. прошли обучение в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования учителей и школьников "Роботландский Сетевой Университет" по курсу "WEB-конструирование".
Учебник состоит из 11 разделов, включающих 68 WEB-страниц с материалами по темам уроков (информация, иллюстрации, карты), кроме того имеются контролирующие страницы для тестирования по каждой теме. С целью избежать излишней академичности, в учебник включены странички фотоальбома о природе Муйской долины, которые представляют всю красоту нашего края и страницы с изображениями животных и растений, живущих и произрастающих у нас (<рисунок 1>, <рисунок 2> и <рисунок 3>).
Данный ЭУ стал победителем районной экологической конференции, межрайонной конференции юных исследователей "Шаг в будущее", получил приз "Симпатии коллег" на августовской педагогической конференции. В настоящее время он включён в методический комплект школы для использования при реализации регионального компонента в преподавании географии и биологии. Как результат – не только повышение качества обученности по предлагаемым темам, но и активизация исследовательской и экологической работы.
Таким образом, можно утверждать, что использование возможностей ИКТ в преподавании географии способствует:
- активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению активности и инициативности учащихся на уроках и во внеурочное время;
- повышению уровня комфортности обучения.
После включения в практику средств ИКТ интерес учащихся к географии в школе значительно вырос: более 70% учеников оценивают свою деятельность на уроках по данному предмету – "интересной и увлекательной", наблюдается позитивная динамика уровня обученности учащихся, увеличилось число старшеклассников, выбирающих географию для сдачи выпускных экзаменов.
Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения.