Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 8 класса, состоит из пояснительной записки с отражением обоснования, целей, задач, конечных результатов обучения и технологической карты.
Она создана на основании действующей типовой программы по алгебре для общеобразовательных учреждений, с соблюдением обязательных требований государственного стандарта по предмету и с учетом работы по технологии многоуровневого обучения с разделением всех учащихся класса на основе экспериментальных уровней усвоения знаний и учебной успешности на скользящие учебные группы (1-я группа – это творческий уровень (1-ый уровень), 2-я группа – это творческий (скрытый) уровень усвоения знаний (1-ый скрытый), 3-я группа – это второй, продуктивный уровень усвоения знаний, 4-я группа – репродуктивно-творческий уровень усвоения знаний (3-ий уровень)).
Одной из особенностей разработанной программы является внедрение проблемно-поисковой и проблемно-исследовательской деятельности, которая предполагает:
- творческое взаимодействие учителя и ученика на основе специально организованного общения;
- продуктивное вовлечение учащихся в работу по приобретению знаний;
- организацию активной самостоятельной работы на уроке;
- внедрение воспитывающих методов обучения.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
– развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
– формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, для применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение курса алгебры в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умении действовать с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- владение базовым понятийным аппаратом:
- развитие представлений о числе,
- овладение символьным языком математики,
- изучение элементарных функциональных зависимостей;
- овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающих умение:
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- выполнять преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения и неравенства; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа учебных математических задач и реальных зависимостей;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения.
Курс характеризуются повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
При работе по данной программе будут достигнуты: более высокий уровень знаний, умений, навыков; экономия времени и усилий; гармоничные отношения между учителем и учениками; атмосфера сотворчества, помогающая ученику осознать свое “я”; создание условий, обеспечивающих возможность каждой группе школьников пережить чувства успеха, чувства моральной удовлетворенности результатами совместного труда.
Высокие результаты будут достигнуты за счет целенаправленного формирования системы знаний, основательного обновления дидактического направления материала с учетом глубокой дифференциации учебного процесса, активизации самостоятельной работы школьников по индивидуальным заданиям, подбора творческих заданий, направленных на коррекцию умственной деятельности учащихся с учетом полученного среза знаний.
Настоящая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).