Урок географии в 8-м классе по теме "Полезные ископаемые Амурской области"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • Изучение состава полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых в Амурской области.
  • Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.
  • Закрепить тему “Этапы исследования и заселения Амурской области, повторить номенклатуру Амурской области (картографическая грамотность обучающихся)
  • Уметь описывать геологическое строение своего района и устанавливать связи наличия природных ресурсов с геологической историей Амурской области, создать образ своего родного края.
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами и др.
  • Оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал своего региона.

Оборудование: Презентация урока, карты: физическая, тектоническая; контурная карта для учащихся – см. Рисунок 1 (География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений/отв. Ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006.), коллекция полезных ископаемых, атласы Амурской области (Атлас “Люби и знай свой край” для школ Амурской области/под ред. Н. Г. Павлюк.– Новосибирск: Роскартография, 1996.-32 с.), учебник Амурской области (География Амурской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Авторский коллектив: Н.Г Павлюк, Т.Г. Родионова, В.И. Себин, В.В. Ульянова, А.В. Чуб, И.П. Шиндялова, В.А. Ямковой / Под ред. Н.Г. Павлюк, И.П. Шиндяловой и др. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – стр.32-36)

Ход урока

1. Оргмомент

2. Повторение пройденного материала.

А) Проверка номенклатуры (перечень географических объектов Амурской области) – работа по атласу (2 слайд презентации)

Б) (3–5 слайды) – Ответить на вопросы:

  • Какие племена проживали на территории Амурской области в начале XVII века?
  • Чем они занимались, где жили? (В начале XVII века на территории области проживали немногочисленные племена эвенкоа, дауров и дючеров. Эвенки заселяли северные таежные районы, занимались, в основном, оленеводством и охотой. Жили в чумах. На остальной территории Приамурья проживали дауры и дючеры, которые вели оседлый образ жизни. Кроме охоты они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством. Рыбу добывали острогой, ловили сетями. Жили поселками в бревенчатых домах, окруженных земляными валами и стенами).
  • Покажите на карте области расселения этих племен. (Работа по атласу и настенной карте)
  • Расскажите, кто первый узнал о богатствах и народах Амурской земли? (1639 г. – отряды Еналия Бахтеярова и М. Перфильева (первые сведения о даурах).

Семен Аверкиев, промышляя в верховьях Амура, попал в плен даурам, вернувшись, рассказал об увиденном.

  • Когда и кем была снаряжена первая ознакомительная экспедиция по Амуру? (В. Поярков)
  • Кто исследовал весь Амур и дал общее название этой реке? (Е. П. Хабаров)
  • Почему в конце XVII века левобережье Амура опустело? (по условиям Нерчинского договора данная территория переходила к Цинскому Китаю)
  • Какой вклад внесли эти люди в изучении Амурской области?

(А.Ф. Миддендорф – растительный и животный мир, многолетнюю мерзлоту Амурской области, изучал местные языки; Р. К. Маак – растительный и животный мир, атлас Ам. обл. с картами, рисунками, чертежами; А. Ф. Усольцев – топограф-провел впервые съемки местности

В) (6 слайд) Блиц – опрос (фронтальный опрос)

  • Кто доказал судоходность реки Амур?

Невельской Г.И.

  • Какой генерал – губернатор присоединил Приамурье и Приморье к Восточной Сибири?

Муравьев Н.Н.

  • Кто сделал геологическое описание берегов р. Амура?

Аносов Н.П.

  • Первый губернатор Амурской области?

Буссе Николай Васильевич.

Г) Соотнесите даты с событиями (7 слайд)

1857 – интенсивное заселение переселенцами из забайкальских казаков.

8 декабря 1858 – учреждена Амурская область.

16 мая 1858 – Айгуньский договор – Приамурье присоединено к России.

1861 – топографом Н. Поповым подготовлена первая географическая карта Ам. обл.

3. Изучение новой темы (8 слайд)

Земля амурская полна
Угля и злата, серебра,
И самоцветов перелив
Похож на радуги отлив.
Взгляни под ноги стар и млад,
И ты найдешь там скрытый клад.
Бери его, но только так,
Чтоб сей источник не иссяк.

(В. Козак)

– Сегодня речь пойдет о полезных ископаемых Амурской области.

А) – Обратите внимание на данную схему, почему полезные ископаемые взаимосвязаны с геологическим строением (беседа с учащимися, выяснение взаимосвязи геологического строение с размещением полезных ископаемых) (слайд 9)

img1.jpg (6301 bytes)

Б) В ходе беседы заполняется блок-схема “Размещение полезных ископаемых”(записи в тетрадях)

img2.jpg (21059 bytes)

В) В ходе беседы учащиеся выясняют основные виды полезных ископаемых Амурской области

(работа с учебником стр. 33 -35, заполнение схемы в тетради) (слайд 10)

Г) Топливные ископаемые Амурской области, рудные ископаемые, нерудные ископаемые, камни – самоцветы (слайды 11-15) информация на слайде, работа с картами атласа, демонстрация коллекции полезных ископаемых, обозначение основных месторождений на контурной карте Амурской области (География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений/отв. Ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – 34 с.) (Рисунок1)

4. Закрепление материала (16-17 слайды)

  • Назовите виды полезных ископаемых.
  • Самое главное полезное ископаемое Амурской области?
  • Запасы какого угля преобладают? Почему?
  • Каким способом добывают уголь, почему?
  • Какие полезные ископаемые относятся к рудным?
  • Березитовое месторождение – это месторождение …(чего?).
  • Кто и когда открыл запасы золота в Амурской области?

Уберите лишнее:

  • Глины, песок, камни – самоцветы, торф, золото (исключение, т.к. рудное полезное ископаемое (п/и)
  • Золото, молибден, железная руда, медь, халцедон (нерудное п/и).
  • Халцедон, оникс, хризолит, агат, сердолик, цеолит (агроруды).
  • Ерковецкий, Свободненский, Сергеевский, Огоджинское(месторождение каменного угля), Райчихинский

5. Домашнее задание (18 слайд)

  • Прочитать стр. 32 – 36, “Полезные ископаемые”.
  • Знать название и местонахождение основных месторождений полезных ископаемых.

Используемая литература:

  1. География Амурской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Авторский коллектив: Н.Г Павлюк, Т.Г. Родионова, В.И. Себин, В.В. Ульянова, А.В. Чуб, И.П. Шиндялова, В.А. Ямковой / Под ред. Н.Г. Павлюк, И.П. Шиндяловой и др. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – 364 с.
  2. География природных ресурсов и природопользования Амурской области: Учебное пособие / Авторский коллектив: И.А. Алексеев, В Г. Козак, В.Д. Мельников, В.С. Онищук, А.В. Чуб, М.А. Чуб, В.Т. Яборов / Под ред. А. В. Чуб – Благовещенск: Изд-во "Зея", 2003. – 216 с.
  3. Себин В.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах: Справочные материалы и рекомендации по физической географии. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. – 73 с.
  4. Шульман Н.К. География Амурской области: Учеб. пособие для VIII и IХ классов сред. шк. – Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, Амур. отд., 1991. – 163 с.
  5. Амурская область. Физико – краеведческая карта для общеобразовательных учреждений. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии, 2000г.
  6. Атлас Амурской области/ Науч. Рук. Н. К. Шульман, Н. Г. Павлюк. – Новосибирск: Роскартография, 2000. – 49 с.
  7. Атлас “Люби и знай свой край” для школ Амурской области/под ред. Н. Г. Павлюк.– Новосибирск: Роскартография, 1996.-32 с.
  8. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря/ Науч. Ред. В. В. Воробьев, А. П. Деревянко. – Амурское отд. Хабаровского книжного изд – ва, 1989. – 416 с.
  9. География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений/отв. Ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – 34 с.