Цели и задачи урока:
- Изучение состава полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых в Амурской области.
- Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.
- Закрепить тему “Этапы исследования и заселения Амурской области, повторить номенклатуру Амурской области (картографическая грамотность обучающихся)
- Уметь описывать геологическое строение своего района и устанавливать связи наличия природных ресурсов с геологической историей Амурской области, создать образ своего родного края.
- Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами и др.
- Оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал своего региона.
Оборудование: Презентация урока, карты: физическая, тектоническая; контурная карта для учащихся – см. Рисунок 1 (География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений/отв. Ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006.), коллекция полезных ископаемых, атласы Амурской области (Атлас “Люби и знай свой край” для школ Амурской области/под ред. Н. Г. Павлюк.– Новосибирск: Роскартография, 1996.-32 с.), учебник Амурской области (География Амурской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Авторский коллектив: Н.Г Павлюк, Т.Г. Родионова, В.И. Себин, В.В. Ульянова, А.В. Чуб, И.П. Шиндялова, В.А. Ямковой / Под ред. Н.Г. Павлюк, И.П. Шиндяловой и др. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – стр.32-36)
Ход урока
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного материала.
А) Проверка номенклатуры (перечень географических объектов Амурской области) – работа по атласу (2 слайд презентации)
Б) (3–5 слайды) – Ответить на вопросы:
Семен Аверкиев, промышляя в верховьях Амура, попал в плен даурам, вернувшись, рассказал об увиденном.
- Когда и кем была снаряжена первая ознакомительная экспедиция по Амуру? (В. Поярков)
- Кто исследовал весь Амур и дал общее название этой реке? (Е. П. Хабаров)
- Почему в конце XVII века левобережье Амура опустело? (по условиям Нерчинского договора данная территория переходила к Цинскому Китаю)
- Какой вклад внесли эти люди в изучении Амурской области?
(А.Ф. Миддендорф – растительный и животный мир, многолетнюю мерзлоту Амурской области, изучал местные языки; Р. К. Маак – растительный и животный мир, атлас Ам. обл. с картами, рисунками, чертежами; А. Ф. Усольцев – топограф-провел впервые съемки местности
В) (6 слайд) Блиц – опрос (фронтальный опрос)
- Кто доказал судоходность реки Амур?
Невельской Г.И.
- Какой генерал – губернатор присоединил Приамурье и Приморье к Восточной Сибири?
Муравьев Н.Н.
- Кто сделал геологическое описание берегов р. Амура?
Аносов Н.П.
- Первый губернатор Амурской области?
Буссе Николай Васильевич.
Г) Соотнесите даты с событиями (7 слайд)
1857 – интенсивное заселение переселенцами из забайкальских казаков.
8 декабря 1858 – учреждена Амурская область.
16 мая 1858 – Айгуньский договор – Приамурье присоединено к России.
1861 – топографом Н. Поповым подготовлена первая географическая карта Ам. обл.
3. Изучение новой темы
(8 слайд)Земля амурская полна
Угля и злата, серебра,
И самоцветов перелив
Похож на радуги отлив.
Взгляни под ноги стар и млад,
И ты найдешь там скрытый клад.
Бери его, но только так,
Чтоб сей источник не иссяк.
(В. Козак)
– Сегодня речь пойдет о полезных ископаемых Амурской области.
А) – Обратите внимание на данную схему, почему полезные ископаемые взаимосвязаны с геологическим строением (беседа с учащимися, выяснение взаимосвязи геологического строение с размещением полезных ископаемых) (слайд 9)
Б) В ходе беседы заполняется блок-схема “Размещение полезных ископаемых”(записи в тетрадях)
В) В ходе беседы учащиеся выясняют основные виды полезных ископаемых Амурской области
(работа с учебником стр. 33 -35, заполнение схемы в тетради) (слайд 10)
Г) Топливные ископаемые Амурской области, рудные ископаемые, нерудные ископаемые, камни – самоцветы (слайды 11-15) информация на слайде, работа с картами атласа, демонстрация коллекции полезных ископаемых, обозначение основных месторождений на контурной карте Амурской области (География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений/отв. Ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – 34 с.) (Рисунок1)
4. Закрепление материала (16-17 слайды)
Уберите лишнее:
- Глины, песок, камни – самоцветы, торф, золото (исключение, т.к. рудное полезное ископаемое (п/и)
- Золото, молибден, железная руда, медь, халцедон (нерудное п/и).
- Халцедон, оникс, хризолит, агат, сердолик, цеолит (агроруды).
- Ерковецкий, Свободненский, Сергеевский, Огоджинское(месторождение каменного угля), Райчихинский
5. Домашнее задание
(18 слайд)Используемая литература:
- География Амурской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Авторский коллектив: Н.Г Павлюк, Т.Г. Родионова, В.И. Себин, В.В. Ульянова, А.В. Чуб, И.П. Шиндялова, В.А. Ямковой / Под ред. Н.Г. Павлюк, И.П. Шиндяловой и др. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – 364 с.
- География природных ресурсов и природопользования Амурской области: Учебное пособие / Авторский коллектив: И.А. Алексеев, В Г. Козак, В.Д. Мельников, В.С. Онищук, А.В. Чуб, М.А. Чуб, В.Т. Яборов / Под ред. А. В. Чуб – Благовещенск: Изд-во "Зея", 2003. – 216 с.
- Себин В.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах: Справочные материалы и рекомендации по физической географии. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. – 73 с.
- Шульман Н.К. География Амурской области: Учеб. пособие для VIII и IХ классов сред. шк. – Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, Амур. отд., 1991. – 163 с.
- Амурская область. Физико – краеведческая карта для общеобразовательных учреждений. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии, 2000г.
- Атлас Амурской области/ Науч. Рук. Н. К. Шульман, Н. Г. Павлюк. – Новосибирск: Роскартография, 2000. – 49 с.
- Атлас “Люби и знай свой край” для школ Амурской области/под ред. Н. Г. Павлюк.– Новосибирск: Роскартография, 1996.-32 с.
- Амурская область. Опыт энциклопедического словаря/ Науч. Ред. В. В. Воробьев, А. П. Деревянко. – Амурское отд. Хабаровского книжного изд – ва, 1989. – 416 с.
- География Амурской области: Рабочая тетрадь для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений/отв. Ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – 34 с.