Черный сентябрь–2004

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Тема урока позволит учащимся поразмышлять о нравственных ценностях, о судьбах россиян в прошлом и сегодня. А главное - подумать о себе, о мире, в котором живешь, и будешь жить. Слова, вынесенные в название урока - тот случай, когда они могут восприниматься и как название занятия, и как эпиграф к нему.

Рекомендации: данное занятие проводить с детьми начальной школы 3-4 классов.

Цели:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, межнациональное и межконфессиональное согласие, культуру мира;
  • показать на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, патриотизм;
  • повышение мотивации школьников к усилению собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Вступительное слово учителя.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.

Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наш урок.

Сегодня мы перелистаем скорбную книгу памяти детских страданий. Наша страна мирно живет более 60 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война. Но 21 век принес Земле новые беды, символом которых стало слово "терроризм".

2. Хроника событий.

1 сентября 2004 года линейка в школе № 1 в городе Беслан началась на час раньше положенного: всех учеников предварительно обзванивали классные руководители с просьбой прийти на линейку к 9 часам утра.

Многие школьники пришли с родителями, младшими братьями и сестрами: по странному стечению обстоятельств, в то утро все детские сады и ясли Беслана оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять малышей с собой в школу. Как отмечают очевидцы, праздничная линейка в том году была самой многолюдной за всю историю города.

Примерно в 9 часов 20 минут утра в школьном дворе появились люди в масках, стрелявшие в воздух из автоматов. Они объявили о захвате школы и стали сгонять заложников в спортзал. Как отмечают заложники, напавших боевиков было очень много, примерно несколько десятков человек, и часть из них уже ожидала детей внутри школы.

В ходе предварительного подсчета выяснилось, что в школе находится около 1300-1500 человек, большинство из которых - дети.

Около полутора тысяч человек содержались в тесном спортзале бесланской школы в нечеловеческих условиях. Они были лишены еды, а на второй день - еще и воды. Люди сидели на корточках в душном помещении, температура за окном - около 30 градусов жары.

В зале такая жара и теснота, что некоторые из заложников укладываются спать на пакеты из-под взрывчатки, прямо под большими бомбами в баскетбольных корзинах. У многих детей поднялась температура. На исходе вторых суток в зале стали умирать люди.

Третьего сентября в 13.03 со стороны школы раздается взрыв, мощный удар. Это начало конца. Наступает хаос, но трудно понять, что стало причиной. Ясно только, что первый взрыв в зале, который вызвал все последующие реакции, произошел в одной из баскетбольных корзин. Впечатление такое, что одна из многочисленных бомб в спортзале взорвалась случайно - или потому, что где-то ослаб крепеж, или где-то случайно замкнулся контакт, или один из беспорядочных выстрелов боевиков случайно попал во взрывное устройство.

Во всяком случае, слышно было, как в зале раздались три сильных взрыва. Между первыми двумя был небольшой перерыв, а третий раздался спустя минут двадцать. За ним последовало много мелких, непонятных. Сразу после первых двух взрывов заложники стали пробиваться на свободу через разбитые окна - сначала поодиночке, потом десятками, по территории школы, спасая свои жизни. Они бежали к соседним домам, в прилегающие улицы, а сзади по ним стреляли террористы.

Большинство заложников были тяжело ранены и не могли самостоятельно покинуть здание школы. Одновременно с первым взрывом поразительным образом воспламенилась и крыша спортзала; потолок начал плавиться и гореть, люди вспыхивали, как факелы, и горели заживо.

Штурмовавшие вели ожесточенный бой с оставшимися в школе боевиками примерно до девяти вечера. Спецназ ФСБ понес рекордные за всю свою историю боевые потери - 10 убитых и около тридцати раненых (и это только по официальным данным), что говорит о невероятно высоком уровне подготовленности террористов.

После подведения итогов штурма, предпринятого ФСБ РФ, руководство республики объявило о создании нового - дополнительного - кладбища в г. Беслане.

Через несколько дней на пустыре за городом было выкопано более 500 могил. Жертв бесланской трагедии хоронили в течение нескольких месяцев, так как часть детей сгорела, и от них остались лишь фрагменты, которые идентифицировались по ДНК.

По официальным данным, в спортзале бесланской школы погибли 334 человека, из них 186 - дети. В эту статистику не вошли скончавшиеся от тяжелейших ран и увечий, погибшие после официальной даты штурма (3 сентября), а также умершие вслед за детьми родные, не перенесшие горя потери.

3. Просмотр презентации "Чёрный сентябрь-2004".

4. Минута молчания в память о жертвах террора.

В память о детях Беслана, в память обо всех детях, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время, мы объявляем минуту молчания.

6. Итог урока.

Кровопролитие, которое учинили боевики в Беслане, можно описать или выразить в цифрах, но и сегодня невозможно постичь. Беслан, до этого тихий городок на фоне Кавказского хребта, стал воплощением горя, городом, который обречен жить с не утихающей болью.

Нам надо научиться жить по-новому. Без ненависти. Без гнева. И без неистовства. Нам надо научиться жить у наших детей. Без войн. Безо лжи. И без лицемерия. Нам надо научиться слышать друг друга. Нам надо научиться слушать, понимать, помогать друг другу. Нам надо научиться дорожить друг другом, быть бдительными, уметь оказывать первую помощь, научиться правильно вести себя в чрезвычайной ситуации.

Быть человеком, делать добрые дела - это самое главное предназначение человека. Только от нас с вами зависит, какими делами наполним мы нашу жизнь.