Урок русского языка по теме «СПП. Повторение и обобщение изученного». 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (133 кБ)


Цели:

  • Закрепить умение определять границы главного и придаточного предложений;
  • Определять тип придаточного;
  • Составлять графически схемы;
  • Научить расставлять знаки препинания на границе главного и придаточного предложений.

Оборудование:

  • Схемы расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (должны быть в наличии у каждого ученика);
  • Конверты с раздаточным материалом;
  • Интерактивная доска, тексты для работы на нем;
  • Компьютер;
  • Тесты по количеству учащихся класса.

Подготовительный этап:

  • Этот урок является последним при изучении темы, предполагается, что учащиеся на предыдущих уроках проработали весь теоретический материал, научились определять виды придаточных, отличать главное предложение и придаточное;
  • На предыдущих уроках класс повторил все трудные орфограммы и словарные слова, которые встретятся на уроке;
  • Ученики разделены на 3 группы по степени усвоения материала.

Ход урока

1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся строят схемы предложений, называют союзы, определяют вид придаточного:

  • Маргарита получила ответ, что наташа полетела на своем борове вперед. [:], (что :) - спп с придаточным определительным.
  • Он носил темные очки, фуфайку и, когда садился на извозчика, приказывал поднимать верх. [:, (когда:), :] - спп с придаточным обстоятельственным.
  • Я вспомнила, как отец рассказывал о своих путешествиях. [:], (как :) - спп с придаточным изъяснительным.
  • И вели они себя привольно, будто летом в парке. [:], (будто :) - спп с придаточным обстоятельственным.
  • Если он в ближайшее время не расскажет о случившемся, я умру от любопытства. (если :), [:] - спп с придаточным обстоятельственным.
  • Любовь - это такая книжка, которую всякий сам сочиняет. [:], (которую:) - спп с придаточным определительным.

2. Пунктуационная разминка. Групповая работа.

Даются задания 3 группам:

  • I группа - учащиеся по 2 человека работают на доске и компьютере одновременно, меняясь местами, под контролем учителя - расставляют знаки препинания.
  • II группа - 1 ученик работает на доске, остальные в тетради. Они должны графически на доске построить схемы, показать грамматические основы, расставить знаки препинания.
  • III группа - 1 ученик работает на второй доске, остальные в тетрадях - постротить схемы и распределить предложения по трём основным схемам:
  • (союз или союзное слово :), [ : ].
  • [ : ], ( союз или союзное слово :).
  • [ :, ( союз или союзное слово :), :].
  1. Когда я вышел было уже светло.
  2. Здесь где море плещется о камни я тебя когда-то повстречал.
  3. Подростки рисуют в своём уме картины которые в большинстве своём далеки от истины.
  4. Аркадий николаевич редко показывался дома потому что обедал в английском клубе и не любил долгих и утомительных семейных разговоров.
  5. Если пристально вглядеться в снежинку можно увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.
  6. Иван без всякого испуга приподнялся увидел что на балконе находиться мужчина и сел опершись на подушку.

 3. Проверка.

Ученики не исправляют ошибки, а задают вопросы, связанные с построением предложений, наличием и строением грамматических основ, местом нахождения союза или союзного слова. Вопросы могут касаться мест, где есть ошибки, а могут быть заданы лишь с целью выяснения логики рассуждения. Ученики, работавшие у доски, должны, отвечая на вопросы, либо убедиться в своей правоте, либо найти свою ошибку. Во время проверки следует выяснить, какое предложение (или какие) вызвали наибольшее затруднение. По опыту работу таким предложением окажется последнее, так как в нем, помимо грамматических основ, присутствуют обособленные члены предложения.

4. Составление алгоритма.

Работа с предложениями, подобными последнему в задании 3. Учащиеся предлагают варианты работы, учитель корректирует формулировку и порядок работы.

  1. Найти грамматическую основу.
  2. Найти слова, зависящие от грамматической основы.
  3. Найти слова, зависящие от второстепенных членов предложения.
  4. Выяснить, имеются ли в предложении причастные обороты, их место по отношению к определяемому слову и расстановку знаков препинания при таком порядке слов.
  5. Найти деепричастные и причастные обороты, однородные члены, выяснить расстановку знаков препинания при них.
  6. На черновике отдельно записать главное предложение и придаточное, затем записать в чистовик, расставляя все знаки препинания.

5. Отработка алгоритма.

1 ученик работает у доски совместно с учителем и классом.

1) крик который сейчас же издал воробьянинов ударившись грудью об острый железный угол показал место нахождения шкафа.

Главное предложение

крик показал - грамматическая основа

показал (что?) Место

место (какое?) Нахождения

нахождения (чего?) Шкафа

[ крик, ( : ), показал место нахождения шкафа].

Придаточное

издал воробьянинов - грамматическая основа

издал (что?) Который

издал (когда?) Сейчас же

издал (когда?) Ударившись (чем?) Грудью

( обо что?) Об угол (какой?) Острый

(какой?) Железный

который - союзное слово, т.к. Является членом предложения, (который сейчас же издал воробьянинов, ударившись грудью об острый железный угол),

[крик, (который сейчас же издал воробьянинов, ударившись грудью об острый железный угол), показал место нахождения шкафа].

6. Контрольный момент № 1. Тест (состоит из 2-х заданий).

I  задание:

Укажите номера предложений с неправильной расстановкой знаков препинания.

  1. Кругом было тихо-тихо так что слышался малейший шорох
  2. Утром татьяна петровна сказала варе, чтобы та, взяв деревянную лопатку, расчистила дорожку к беседке.
  3. По-моему радость была не такая частая гостья в нашей семье чтобы заставить нас, детей, томиться дожидаясь ее прихода.
  4. Маленький дом, где я живу в мещере заслуживает описания.
  5. В тот зимний вечер, который я описываю, у нас в семье украшали елку.
  6. Единственной гордостью семьи андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей где густо разрастался лук и несколько вазонов на окнах.
  7. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его трудно было заметить.
  8. Сейчас неаполь беспечно сверкал, щедро отдавая морю тот блес, что оно изливало на него.
  9. Потом, устав от жара свечей я задремал под елкой и сквозь эту дремоту увидел андерсена когда он обронил белую розу.
  10. Я никак не мог понять почему, нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока.

II задание:

Учащиеся выполняют тесты по гиа - типовые тестовые задания - по вариантам:

  • I вариант: вариант 2 (стр.20) - в7; вариант 1 (стр.12) - в12
  • II вариант: вариант 3 (стр.29) - в7; вариант 2 (стр.20) - в12
  • III вариант: вариант 4 (стр.38) - в7; вариант 10 (стр.89) - в12.

Самопроверка (по парам).

7. Аналитическая работа. Ученики сами выбирают работу:

  • Задание 1: - найти соответствие между схемами и предложениями, расставляя знаки препинания в предложениях (знаки в схемах расставлены верно).
  • Задание 2: - найти соответствие между схемами и предложениями, расставляя знаки препинания в предложениях (знаки в схемах расставлены частично).
  • Задание 3: - найти соответствие между схемами и предложениями, расставляя знаки препинания в предложениях (знаки в схемах не расставлены).

Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда иван вошел в мою комнату находящуюся на втором этаже.

Когда последним медвежковато шагая подошел ипполит шалый протянул огромную руку нагульнов шагнул ему навстречу крепко обняв широкие сутулые плечи старого кузнеца.

Николай петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями крепко стиснул его обнаженную красную руку которую тот не сразу ему подал.

Когда экипаж наполовину заставленный чемоданами въехал во двор господин был встречен трактирным слугою или половым как их называют в русских трактирах.

Он привязал лошадь и хватаясь за рыхлые осыпающиеся под руками края сруба взобрался на угол рискуя провалиться в темную дыру откуда омерзительно пахло задушенными травами.

Схемы

8. Контрольный момент № 2. Творческая работа.

Cочинение-рассуждение "зачем нужны спп?".

9. Подведение итогов.

  • Кто выполнил все виды заданий без ошибок?
  • Кто не выполнил по 1-2 задания?
  • Кто не выполнил более 4 заданий?

10. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к итоговой работе.
  2. Составить 3 спп с одним придаточным, главное или придаточное предложения должны быть осложнены причастным или деепричастным оборотом, показать границы предложений, составить развёрнутые схемы.

Приложение.