Предметы народных промыслов в повседневной жизни "Золотая хохлома"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.

Задачи:

  • Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, формирование навыков росписи в традициях народного промысла.
  • Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу.
  • Развивающая: развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.

Зрительный ряд: образцы посуды хохломского промысла, иллюстрации посуды, презентация

Музыкальный ряд: русская народная музыка

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока: "Золотые узоры хохломской росписи", на котором мы познакомимся с историей промысла, соприкоснемся с искусством наших предков, овладеем приемами и способами хохломской росписи, сегодня мы на один урок станем мастерами по росписи деревянной посуды.

Предполагают, что хохломская роспись возникла во второй половине XVII в. на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается посёлок Ковернино в Нижегородской области.

Имя промыслу дало село Хохлома этой же области, являвшееся центром продажи изделий, изготовленных методом хохломской росписи в 18 – начале 20 века. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это, патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Во время объяснения идёт демонстрация презентации (Приложение 1)

Показ слайдов с образцами старинной посуды.
Ученик читает стихотворение В.Набокова:

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

– А как же рождается красочная хохломская посуда?

Хохломской росписи свойственна своеобразная манера окраски дерева в золотистый цвет без использования золота. Деревянная посуда и другие изделия, выточенные из дерева, грунтовались глиняным раствором, оловянным порошком и льняным сырым маслом (в современной методике оловянный порошок заменён алюминием). В дальнейшем на этот грунтовый слой наносился узор с растительным орнаментом, который создавался в свободной манере письма кистью. Затем грунтовый слой с нанесённым на него узором покрывался лаком, изготовленным из льняного масла (в современных изделиях заменён синтетическим лаком). Готовые изделия закалялись в печи при высокой температуре. Колориту росписи в данной манере присуще взаимосочетание золотистого, красного и чёрного цвета. Типична роспись «под фон» – на цветном фоне силуэтный золотистый рисунок и «верховая» – по золотистому фону нанесены чёрные и красные узоры

  1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.
  2. Натирают серебристым порошком
  3. Орнамент наносят масляной краской
  4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5–6 р.)
  5. Затем ставили в горячую печь – так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.

Учитель (показывает посуду). Она кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты.

Ребята, какие цвета предпочитают художники?

Ответы учащихся.

– Действительно, цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

Теперь познакомимся с элементами росписи. (продолжение показа слайдов презентации)

Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки.

Хохломские художники добавляют в роспись своих изделий ягоды земляники, малины, ежевики, крыжовника, черную и красную смородину, рябинку.

Учитель: Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи.

Узнали, что мастера используются 2 приёма росписи (верховое, фоновое), познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).

III. Практическая работа

Учитель: А сейчас представим себя мастерами, а наш класс мастерской и приступим к росписи поставка. Поставок – сосуд для хранения запасов (продуктов) и будем помнить о традициях хохломских мастеров.

Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали им яркие краски и вольные ритмы узоров. Мастера народного промысла умеют писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов.

Дети расписывают шаблоны поставка.

IV. Подведение итогов, выставление оценок