Комплексная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с элементами моделирования "Аленький цветочек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о многообразии растений (лесные, полевые, луговые), о значении солнца и воздуха в их жизни.
  • Закрепить знания о комнатных растениях и способах ухода за ними в уголке природы, о размножении, способах их пересадки.
  • Продолжать учить детей понимать схемы наглядного моделирования, пользоваться ими.

Коррекционные:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику пальцев.
  • Упражнять в образовании родственных слов.
  • Совершенствовать умение работать с бумагой.

Речевые:

  • Продолжать развивать речь в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Расширять и активизировать слова словами: схема, пересадка, удобрение, отросток, цветник.

Оздоровительные:

  • Дать детям знания о том, что растения очищают и улучшают воздух, которым дышит человек.

Воспитательные:

  • Развивать творчество, художественный вкус в процессе создания поделок (цветок в технике оригами).
  • Развивать восприятие музыки, музыкальную культуру на основе прослушивания классической музыки.
  • Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально образное содержание.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать помощь.
  • Воспитывать любовь к растениям и желание ухаживать за ними.

Предварительная работа:

  • Знакомство с комнатными растениями и способами ухода за ними.
  • Дежурство в уголке природы.
  • Слушание музыки с импровизацией движений (Б. Чайковский «Вальс цветов»).
  • Чтение сказки А. Аксакова «Аленький цветочек».
  • Просмотр мультфильма «Аленький цветочек».
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Цветок».
  • Изготовление заготовок для цветка из бумаги.
  • Сочинение стихотворения (совместно с детьми).

Оборудование: магнитофон, кассеты, карточки со схемами-моделями, оборудование для ухода за растениями (горшок, лейка, лопаточка), цветок-отросток, бумага (заготовки), светящийся цветок, картинки с изображениями лугов, полевых цветов, схемы-загадки о цветах.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, ко мне подлетела сорока, начала кружиться около меня и кричать: «К вам сегодня придет гостья! У вас будет гостья!» Покричала, так и улетела. Значит, будем ждать. Наверно, скоро эта гостья придет, Будем ждать.

Раздается стук в дверь. Входит Настенька (очень грустная). В руке аленький цветочек.

Воспитатель: А вот и наша гостья. Здравствуйте, девочка. А ты кто?

Настенька: Здравствуйте! Я так расстроена, что мне трудно говорить. Узнать, кто я вам поможет вот такая картина.

Показывает схему по сказке «Аленький цветочек»

Дети: Да, мы узнали. Ты Настенька из сказки «Аленький цветочек».

Воспитатель: Настенька, а что с тобой случилось? Почему ты такая грустная?

Настенька: Случилось не со мной, а с моим цветочком аленьким, который отец привез мне в подарок. Он был очень красивым, светился, переливался разноцветными огоньками. И вдруг он перестал светиться и он, как будто завял, хотя я его любила и ухаживала за ним.

Воспитатель: Настенька, а может ему просто стало скучно без своих друзей-цветов, которые были с ним рядом? Скажи, пожалуйста, где вырос твой цветочек?

Настенька: Он вырос вот здесь.

Показывает схему леса.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, где вырос аленький цветочек?

Дети: Да, в лесу.

Воспитатель: Значит, он какой цветок?

Дети: Лесной.

Воспитатель: Настенька, мы правильно отгадали?

Настенька: Да. В лесу действительно много цветов и других растений. Значит, ему и правда стало скучно без них. Что же делать? Как мне найти моему цветочку друзей?

Воспитатель: Настенька, я думаю, что мы тебе поможем. Друзьями аленького цветочка могут стать и другие цветы, не лесные. Наши дети знают о луговых и полевых цветах. Они еще пока не выросли и не расцвели. Но уже сейчас мы можем тебя и аленький цветочек познакомить с ними. А для этого у нас есть вот такие необычные схемы-загадки и картинки.

С помощью схем воспитатель дает детям загадки-описания полевых и луговых цветов. Если дети отгадывают, то воспитатель показывает картинку цветка.

Воспитатель: Вот видишь, Настенька, сколько еще бывает разных цветов. Скоро они появятся, и твой цветочек с ними познакомится еще лучше, потому что они вырастут не в далеком лесу, а совсем рядом с нашим детским садом.

Настенька: Спасибо. Но мой аленький цветочек так и не светится.

Воспитатель: А мы его познакомим с другими цветами. Они есть у нас в группе.

Подходят к уголку природы

Воспитатель: Ребята, какие это цветы?

Дети: Комнатные.

Воспитатель: Давайте их назовем.

Дети называют и показывают цветы.

Настенька: Я так рада, что у аленького цветочка появились еще друзья.

Раздается тихий голос из-за ширмы

Голос: Помогите! Помогите, пожалуйста!

Воспитатель: Кажется, еще кому-то нужна наша помощь. Давайте посмотрим.

Берет стакан с цветком-отростком.

Воспитатель: Так вот кто звал нас на помощь: вот этот маленький цветок. Ему, наверно, очень тесно и плохо в этом маленьком стаканчике. Как же мы ему поможем?

Дети: Надо их пересадить.

Воспитатель: Конечно. А чтоб мы с вами все сделали правильно, нам поможет схема.

Показывает схемы пересадки растения.
Дети расшифровывают схемы по порядку.

Воспитатель: Давайте приступим к работе. А для того, чтобы приступить к работе, нам необходимо разделиться на две группы, так как у нас два растения.

Воспитатель раздает карточки с изображением цветов (подсолнух, розы) на одной стороне и схемы действия – на другой.

Воспитатель: Обязанности распределены. А теперь приступаем к работе. Чтобы нам было веселее, мы споем песню, которую сами сочинили. Настенька, подпевай нам и тебе будет не так грустно.

Занимаются пересадкой и поют песню «Ты расти, расти цветок…»

Ты расти, расти цветок, набирайся силы.
Мы поможем тебе в том, наш цветочек милый.
Мы польем тебя водичкой и поставим на окно.

Солнце светит, солнце греет, дарит жизнь цветку и нам.
От него любовью веет, хорошо у нас цветам.
Удобренье мы купили, подкормили все цветы.

Воспитатель: Ребята, что нужно, чтобы растения хорошо росли и были красивыми? Посмотрите на схему.

На схеме нарисовано солнце, волнистые линии, пунктирные линии, бутылочка с удобрением.

Воспитатель: Что обозначает солнце?

Дети: Свет и тепло.

Воспитатель: Что обозначают эти волнистые линии?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: А что в этой бутылочке?

Дети: Удобрение.

Воспитатель: Все правильно. И все это есть для нашего нового цветка. А аленький цветочек приобрел еще одного друга.

Настенька: Спасибо, ребята! Но он все равно не светится.

Воспитатель: Не переживай, Настенька, у аленького цветочка будут еще друзья. Наши дети не только знают всевозможные цветы, но еще умеют их делать из бумаги. Давайте пройдем на свои рабочие места и сделаем цветы, которые станут друзьями для аленького цветочка.

На столах заготовки для цветов – оригами.

Воспитатель: Чтобы легче делать цветы-оригами, нам надо размять пальчики.

Пальчиковое упражнение «Цветы»:

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибают пальцы из кулаков.)
Ветер чуть дышит, лепестки колышет. (Поворачивание кистями рук вправо-влево.)
Наши алые цветки закрывают лепестки. (Медленное сжимание пальцев в кулаки.)
Головой качают, тихо засыпают. (Покачивание кулачков вперед-назад.)

Воспитатель: А вот эта схема будет вам подсказкой при изготовлении цветка способом оригами.

Выполнение работы по изготовлению алых цветов (маков).
Звучит тихая музыка.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами делаем цветы, давайте подберем родственные слова к слову «цветок» (цвет, цветочек, цветной, цветик, цветник, цветастый).

Воспитатель: Вот и готовы наши цветы. Посмотри, Настенька, сколько их много. Это все новые друзья для аленького цветочка.

Настенька: Спасибо, ребята. Ой, смотрите: аленький цветочек засветился! Он рад, что у него теперь столько друзей.

Воспитатель: А я предлагаю в честь такой радости станцевать вальс цветов!

Дети на головы надеваются шапочки-цветы (маки). Звучит музыка – произведение П.Чайковского «Вальс цветов». Дети танцуют.

Настенька: Ребята, я вижу, что моему аленькому цветочку у вас очень хорошо. Я решила подарить его вам. Только куда же мне его поставить?

Дети: У нас есть уголок «Мир цветов», в котором находится много всяких разных цветов. Давай поставим твой аленький цветочек среди них.

Настенька (ставит цветок): Спасибо, ребята! Как много теперь друзей у моего аленького цветочка. Я так рада за него. А мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания!

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча со сказкой. Вам понравилось? Кирилл, что тебе понравилось больше всего? Женя, а что запомнила ты? С какими видами цветов мы познакомились? Чему научились?

Воспитатель: Ребята, а чтобы вы смогли закрепить полученные знания, я положу схемы, с которыми вы работали в центр речевого развития, художественного творчества, и в уголок природы. Когда вы проснетесь, можете с ними поиграть.