Актуальность: Будущее каждого народа, величие его прошлого в самобытности его языка и культуры. Духовное богатство народа проявляется через искусство, национальные традиции. Один из принципов развития Концепции национальных школ и дошкольных учреждений РС (Я) формирование нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических способностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение настающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.
Танцевальная культура неотъемлемая часть культуры народа, народном танцевальном искусстве вложен глубокий смысл, богатое содержание. Проблема сохранения и развития традиционной культуры якутов сегодня стоит очень остро. Уходят из жизни знатоки и носители этой культуры, забываются танцы и танцевальные элементы, возникшие в лоне древних обрядов, вобравшие в себя нравственных и эстетических устоев народа. Их утрата была бы невосполнима, и нужно поспешить с фиксацией, реконструкцией. Только при этом условии можно ставить вопрос о сохранении и дальнейшем развитии народной культуры в целом и танцевального искусства в частности.
Цель занятия: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с танцами народа Саха.
Мы предположили, что занятие по хореографии на тему «Якутские танцы» будет способствовать обогащению знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае, традициях и обычаях народа саха.
Задачи:
- Изучить основные танцевальные движения танца «Стерхов», «Узоры», «Осуохай»
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, пластичность, пространственную ориентировку;
- Формировать чувство коллективизма;
- Воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям народа Саха.
Используемый материал: наглядное пособие: национальный костюм, утварь, изделия, праздники, стерхи, ысыах, осуохай; музыкальное сопровождение: современные аранжированные танцевальные якутские мелодии «Приветственный», «Ого саас», «Узор» «Дьиэрэнкэй», «Стерхи».
Предварительная работа: ознакомление с этапом занятия: заход, поклон, разминка, танец, выполнение якутского поклона, изучение позиции рук и ног, движения танца осуохай.
Ход занятия
Звучит торжественная музыка, из танцевальной композиции «Приветственный танец» (музыка среднего темпа, с четким ритмом), дети танцевальным шагом заходят в музыкальный зал. Спина прямая, голова вытянута вверх, руки у девочек по 1 позиции <Рисунок 1>, у мальчиков руки за спину <Рисунок 2>, при ходьбе носочки тянут. Танцевальным шагом делают один круг, затем встают в две линии, лицом к зеркалу и выполняют поклон. Поклон: и.п. стоя, носочки по 1 позиции, руки у девочек в 1 позиции, у мальчиков за спину. На «Раз» – шаг левой ногой вперед, правая нога вытягивается, центр тяжести переносится вперед <Рисунок 3>, на «Два» – правая рука спереди поднимается вверх, ладони смотрят вверх <Рисунок 4>, на «Три» – сделать наклон вперед вместе с руками, правая нога сгибается, левая нога вытягивается на носочек <Рисунок 5>, на «Четыре» – исходное положение <Рисунок 1>.
– Здравствуйте ребята, сегодня мы на занятии с вами познакомимся с якутскими национальными танцами. Наш народ Саха имеет свои традиции и обычаи, свои самобытные песни и танцы. В своих танцах и песнях они раскрывают всю красоту нашей якутской природы, рассказывают о легендарных героях, и с помощью них, мы можем больше и глубже узнать о народе Саха.
– Но, перед тем как начать нам нужно сделать небольшую разминку.
Разминка выполняется под танцевальную композицию «Ого саас» (музыка среднего темпа, с четким ритмом) (5-6 минут)
1. «Сова» (мэкчиргэ) <Рисунок 6>
И.п.: стоя – ноги врозь, руки за спиной. «Раз» – поворот головы направо, со звуком «У», «Два» – исходное положение, «Три» – поворот головы налево, «Четыре» – исходное положение. Упражнение выполнить 4 раза в каждую сторону.
2. «Украшение дерева» (салама) <Рисунок 7>
И.п.: стоя – ноги врозь, руки внизу с раскрытыми ладонями. «Раз»– понять правую руку вверх, ладони вниз, с одновременным поворотом головы, «Два» – исходное положение, «Три» – повторит то же влево, «Четыре» – исходное положение. Упражнение выполнить 4-5 раз в каждую сторону.
3. «Лучник» (охчут) <Рисунок 8>
И.п.: Стоя – ноги врозь, руки впереди, кисти в кулак. «Раз»– согнуть правую руку, локоть отвести назад до отказа, «Два»– то же левой рукой. Упражнение выполнить 4 раз каждой рукой.
4. «Чорон» (чороон) <Рисунок 9>
И.п.: стоя – ноги врозь, руки вверх с раскрытой ладонью. На каждый счет выполнить наклоны в стороны. Упражнение выполнить 4 раза в каждую сторону.
5. «Мутовка» (ытык) <Рисунок 10>
И.п.: стоя – ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет выполнить поворот туловища направо и налево. Упражнение выполнить 4 раза в каждую сторону.
6. «Нога к ноге» (атах тэпсиитэ) <Рисунок 11>
И.п.: стоя, руки на поясе. «Раз»-вытянуть правую ногу вперед, «Два» -исходное положение, «Три» – вытянуть левую ногу вперед, «Четыре» – исходное положение. Упражнение выполнить 4 раза на каждую ногу.
7. «Прыжки вприсядку» (чохчоохой) <Рисунок 12>
И.п.: широкая стойка, руки на бедре. На каждый счет выполнить небольшие прыжки на двух ногах. Упражнение выполнить в течении 15-20 секунд, 2 раза.
– Молодцы, ребята. Правильно и красиво выполнили все движения разминки. А сейчас, мы будем танцевать. Первый, наш танец называется «Узоры». С давних времен Якутия славится своими мастерицами и народными умельцами. Все свои изделия, будь это посуда, одежда, музыкальный инструмент они украшали красивыми узорами. Вот посмотрите, на эти красивые изделия.
Во время ознакомления на экране показывается народная утварь <Рисунок 13, рисунок 14, рисунок 15>, изделии <Рисунок 16, рисунок 17, рисунок 18, рисунок 19>, узоры <Рисунок 20, рисунок 21, рисунок 22>.
– Ребята, вам понравились узоры?
– Да.
– Теперь эти узоры мы покажем в танцевальных движениях, повторяйте за мной.
Все движения выполняются стоя, на каждый счет слегка приподниматься на носочках. Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Узор» (музыка среднего темпа, с четким ритмом)
«Ураса». Руки поднять вверх над головой и сомкнуть пальцами рук. <Рисунок 23>
«Сердце» (сурэх). Руки подняты вверх над головой, пальцы рук дотрагиваются макушки головы. <Рисунок 24>
«Чаша» (кытыйа). Руки поднять с боку вверх на уровне плеч, ладонями вверх. <Рисунок 25>
«Забор» (олбуор). Руки поднять на уровне плеч, согнуть в локтях, пальцы рук положить на плечо. <Рисунок 26>
«Стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены ладонями, смотрят вверх. <Рисунок 27>
«Обратная стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены тыльной стороной, смотрят вниз. <Рисунок 28>
«Крестик» (кириэс). Прямые руки скрещиваются с рядом стоящим ребенком. <Рисунок 29>
После разучивания, каждого движения по отдельности, для закрепления варьировать упражнения по линиям
А) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Крестик» внизу, 2 линия наверху, затем меняются;
Б) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Ураса», 2 линия «Забор», затем меняются;
В) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Сердце», 2 линия «Стрела», затем меняются и т.д.
– Ребята, мы с вами сделали очень красивые якутские узоры. Скажите ребята, а вы знаете кто такие стерхи?
– Да, эта белые и красивые птицы. <Рисунок 30>
– Вы правильно сказали ребята. Эта очень красивые птицы, их осталось очень мало, и их нужно охранять, и беречь. А знаете, ребята у якутов есть поверие, если увидеть танец стерхов, то ты будешь счастливым человеком. Стерхи танцуют очень красиво, плавно и нежно. Сейчас мы с вами превращаемся в красивых, грациозных птиц Стерхов (Кыталык). <Рисунок 31>
Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Стерхи» (музыка медленная, плавная)
– Первое движение – взмах крыльев. Руки «крылья» отводим за спину и плавно под музыку поднимаем вверх над головой, голова двигается за руками. Молодцы! Следующий взмах – это, взмахи одной рукой. Сначала делаем взмах правой рукой, затем левой. Рука двигается плавно и нежно. Хорошо.
– Следующее движение называется «водопой». Стерхи питаются рыбой и очень любят купаться в воде. Это движение нужно выполнить так, ноги поставить вместе, руки за спину. Сначала нужно слегка присесть, затем наклонить корпус вперед как будто хочется выпить воды и прогнуться, встать и принять исходное положение.
– Третье движение называется «танец стерха». Принимаем исходное положение, ноги вместе, руки за спину. На «раз»– правую ногу согнуть в коленях и высоко поднять, руки выполняют большой взмах вверх над головой, на «два»– принять исходное положение, на «три»– слегка присесть, правая рука выполняет взмах вперед перед грудью и обратно, на «четыре» – выполнить взмах вперед левой рукой и отвести ее обратно в исходное положение.
– И последнее движение – это полет стерха. Все повернулись в правую сторону и по кругу идем легко на носочках, руки в стороны выполняют взмахивающие движение с небольшой амплитудой. Теперь руки выпрямляем, держим ее твердо и прямо, выполняем небольшие наклоны корпусом направо и налево.
После каждого объяснения и показа руководителем, танцевальное движение выполняются вместе с детьми. Количество выполнения движений 6–8 раз.
– Как вы красиво, плавно и грациозно станцевали танец стерхов. Молодцы, ребята у вас очень хорошо получилось.
– Скажите, ребята, а какой праздник мы отмечаем каждый год зимой?
– Новый год.
– Правильно, новый год. Оказывается у наших предков, у якутов тоже каждый год отмечали этот праздник. Новый год у якутов проводился не зимой, а летом. После долгой и суровой зимы они с радостью встречали лето и праздновали ее величественным и большим праздником – Ысыах. <Рисунок 32>
На этом празднике пели самые лучшие песни, танцевали самые красивые танцы, а в соревнованиях побеждали самые сильнейшие люди. Среди всех танцев у якутов на ысыахе, почитался особый, ритуальный танец – танец солнца «Осуохай». <Рисунок 33>
– Ребята, скажите, пожалуйста, как вам кажется, почему этот танец назвали танцем солнца?
– Ответы детей.
– Правильно, ребята. Наши предки преклонялись перед солнцем, считали ее самой великой из всех светил. Солнце дает тепло, свет и жизнь всему окружающему. <Рисунок 34, рисунок 35>
– И сейчас, мы с вами потанцуем этот танец солнца «Осуохай». Для этого нам нужно встать в круг близко друг к другу, взяться за руки, согнуть руки в локтях. Левую ногу ставим вперед и выполняем шаг вперед-назад с продвижением влево. На «раз» – присесть на левую ногу, корпус слегка наклоняется вперед, правая нога на носочке, на «два» – присесть на правую ногу, корпус назад, носочек левой ноги тянем. Руками выполняем легкие качающие движения вверх-вниз. Давайте попробуем. Молодцы, ребята, хорошо получается <Рисунок 36>.
– Осуохай танцуют под определенную песню. В каждом осуохайе есть свои запевалы, которые воспевают красоту нашей матушки природы, наш народ и наши достижения. Запевала поет, а танцующий народ за ним повторяют. Давайте и мы с вами попробуем станцевать танец осуохай с песней. Сейчас я буду запевалой, а вы после каждой строки повторяйте за мной, хорошо.
– Хорошо.
– Осуо-осуо осуохай,
Эсиэ-эсиэ эсиэкэй.
Сакка кэлэн бисиги
Саха бастын ункуутун
Сатыыр-таптыыр буоллубут.
Араас омук оголоро
Атас-догор буоламмыт,
Арыалласа сиэттисэн
Айхал тылы этэбит
Ого кыра эрдэхтэн
Оонньоон-ыллаан исиэххэ
Эйэлээхтик сылдьыахха,
Эсиэкэйдээн тэйиэххэ
Осуо-осуо осуохай,
Эсиэ-эсиэ эсиэкэй.
– Молодцы, ребята у нас получился очень красивый танец «солнца», все хорошо
подпевали и правильно выполнили движения.
– Ребята, наше занятие подходит в концу. Давайте, все встанем в две линии.
– Ребята, скажите, а с какими танцами мы сегодня с вами познакомились?
– С якутскими народными танцами, узоры, стерхи, осуохай.
– А какие танцы вам больше всего понравились?
Ответы детей.
– Сегодня на занятии вы танцевали очень хорошо, ритмично, плавно, хорошо слушали музыку. Молодцы, ребята. А сейчас сделаем якутский поклон.
Дети выполняют поклон. Звучит музыка, танцевальная композиция «Дьиэрэнкэй», дети подскоками выходят из музыкального зала.