Цель и задачи:
- Продолжить знакомство с частью речи – глагол.
- Обобщить и систематизировать имеющиеся знания по теме.
- Совершенствовать умение распознавать глагол среди других частей речи. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
- Развивать коммуникативную и информационную компетенцию.
- Развивать критическое мышление.
- Расширять кругозор учащихся.
Применение стратегий РКМЧП: кубик, ЖИГСО – 2 (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой
Эпиграф урока:
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
2. Побуждение
– Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи будем работать на уроке.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета – люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт…
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол)
– Какие знакомые части речи услышали
в стихотворении?
– А сейчас мы соберём информацию,
которая нам уже знакома.
Стратегия «Кубик» (групповое задание, каждой группе – задание). (2 мин)
Это новая для вас форма работы – «кубик». Вы получите задание для группы.
Ассоциируйте: какие ассоциации
возникают по теме «Глагол»
Опишите, что такое глагол.
Сравните глагол с другими частями
речи
Проанализируйте: как изменяется глагол.
Аргументируйте: для чего глагол нужен в
речи.
Предложите: что нам надо узнать на уроке
по этой теме.
3. Работа над темой (поиск новой информации - осмысление).
ЖИГСО – 2. Работа в группах.
(10 мин.)
Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по
номерам – 1,2,3,4)
Затем расходятся в «экспертные группы». В
«экспертных группах» по карточкам выполняют
определённые задания, изучая тему. Затем
возвращаются в «домашние группы» (ЭГ) и
обучают участников группы по своей теме.
Каждая ЭГ получает карточку с заданием для
изучения определённой темы.
1 ЭГ
1) Как определить глаголы неопределённой формы?
2) Правило с. 111
3) Упр. 353 с.113
Докажи, что употребил глаголы неопределённой формы:
Глагол … стоит в неопределённой форме, | так как |
|
2 ЭГ
1) Правописание глаголов с частицей НЕ
с.109
2) Упр. 340 с. 109
3) Докажи, что правильно употребил частицу НЕ с
глаголом
Глагол … пишется слитно | так как |
Глагол … пишется раздельно |
|
|
|
3 ЭГ
1) Как различать глаголы неопределённой формы
на ТСЯ и ТЬСЯ?
2) Рассмотри таблицу с. 114, сделай вывод.
3) Упр. 366 с. 116
Докажи свой выбор:
что делать? что сделать? |
что делает? что сделает? |
ТЬСЯ |
ТСЯ |
4 ЭГ
1) Какие виды имеет глагол? Как определить
вид глагола?
2) Правило с. 117
3) Упр. 374 с. 118
Докажи что правильно определил вид глагола:
что делать? что делает? |
что сделать? что сделает? |
несовершенный |
совершенный |
продолжительное действие |
законченное действие |
4. Взаимное обучение. После изучения правил и выполнения заданий дети из ЭГ возвращаются в ДГ. Происходит взаимное обучение в домашних группах. (10 мин)
5. Рефлексия
1) Найдите в тексте глаголы на изученные
правила. Аргументируйте свои ответы.
Разозлилась старуха – зима, задумала всякое
дыхание со свету сжить. Шлёт мороз за морозом.
Заволокли морозы узорами окна. Малые ребятишки
(не) боят…ся, катают…ся на коньках да салазках.
(Не)годует старуха-зима, щиплет…ся со злости.
2) Проверка выполнения. (фронтально)
Назовите глаголы неопределённой формы.
Докажите.
Назовите глаголы с частицей НЕ. Объясните
написание.
Назовите глаголы совершенного и несовершенного
вида. Докажите.
Назовите возвратные глаголы (глаголы на ТСЯ и
ТЬСЯ)
6. Итог
– Что я знаю и умею…
– Чему научился…
– Испытывал затруднения…
7. Домашнее задание: составить кластер о глаголе , закрепить правила по изученным темам.