Слайд 1
Цель: систематизация знаний учащихся о водной оболочке Земли.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Формировать умения сообщать информацию.
- Формировать умения учащихся работать с физической и контурной картой.
- Воспитывать любовь к природе, видеть в ней уникальность.
Тип урока: систематизации знаний.
Форма урока: ролевая игра с фрагментом проектной деятельности.
Научно-методическое содержание урока: Гидросфера, Мировой океан, воды суши, воды атмосферы, агрегатные состояния воды, Сибирские реки, охрана вод Мирового океана, примеры загрязнения вод, примеры охраны вод, жители океана, пищевая цепь.
Геономенклатура: Мировой океан, Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северное море, Средиземное море, Персидский залив, Мексиканский залив, Новая Зеландия, Япония, США, озёра, болота, реки: Ангара, Енисей.
Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий, фрагмент фильма ВВС «Мелководные моря», «Нефтевышка – гигант», презентация.
Методы: развивающие познавательную активность (географические загадки, поэтическое сопровождение, ролевая игра, проектной деятельности, сообщение заранее подготовленной информации, рефлексия), здоровьесберегающие ( эмоциональная разрядка, валеопауза).
ХОД УРОКА
- Предварительный этап: выбор ролей, подготовка сообщений.
- Организационный момент: расставить парты, место судьи у доски, прокурора – справа, адвоката слева, свидетеля справа от судьи.
- Эмоциональное введение в урок, сообщение темы, целей, задач.
- Ролевая игра: «Суд – над человеком».
- Проектная деятельность – проект «Карта экологически опасных мест в океане».
- Рефлексия учащихся – обратная связь.
Роли: секретарь, судья, прокурор, адвокат, вода Мирового океана, океан, жители океана, технолог, эколог, человек.
Объявить домашнее задание – подготовка к зачётной работе по теме: «Гидросфера Земли».
Загадаю вам загадки.
Я – сибирская река
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли. (Лена – Луна)Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если «д» на «б» ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке. (Долото – болото)С «п» я кругла. Желта, на вкус приятна,
Я прячусь под поверхностью Земли,
А с «к» – то мала, то необъятна
И поднимаю даже корабли. (Река – репа)Я укрываю самолёты,
Когда кончаются полёты,
Но поставь союз за мной
И стану бурной я рекой. (Ангар – Ангара)Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «л» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки.
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
Всё в нём отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро)
– Река, озеро, болото – можно назвать одним
общим понятием – воды суши, которые являются
составной частью гидросферы.
– А что такое гидросфера? – это водная
оболочка Земли.
Слайд 2
– «Если на карту земли посмотреть –
Земли не Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться Вода?»
Слайд 3
– Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трёх важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьётся,
То из стакана на земь льётся.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает лёгкость пара
Была – и, вдруг, её не стало.
Великий труженик водица,
Ну как же ей не восхититься!
Она плывёт к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает и наносит,
И так заботы нашей просит.
– Тема нашего урока: «Охрана вод Мирового океана».
Слайд 4
– Известный учёный, занимавшийся исследованиями гидросферы Жак Ив Кусто говорил: «Самовыживание человека, как вида, зависит от сохранения океана, раскинувшегося на весь мир, чистым и живым. Океан является поясом жизни для нашей планеты».
Фрагмент фильма «Мелководные моря», без звука, сопровождая лирическим монологом.
– Седой и старый, хмурый океан
Поведал мне историю такую.
А слёзы дождевые сквозь туман,
Всё тихо падали на грудь его большую…
– Я на планете нашей всех крупней,
Водою все материки соединяю,
Не счесть богатств моих заливов и морей,
В трудах и день, и ночь – я устали не знаю.
Я принимаю с суши воды рек,
Я капельки – дождинки собираю,
Я в гневе страшен: знает человек,
Когда цунами я на берег посылаю.
Но я готов любить и понимать,
Того, кто для меня стал близким другом,
Кто будет мои воды защищать,
Спасёт меня от страшного недуга.
Я – заболел!!! Виновен – человек!!!
Казалось он, лишь малая песчинка,
Казалось, так его не долог век,
Как на жаре век крошки – льдинки.
Ан, нет! Бумага, нефть и шелуха,
Остатки грязи, мутных рек потоки,
Вот, что я получил за долгие века
Совместной жизни, полной дней тревоги.
Я мог себя сначала защищать,
Я медленно и верно очищался,
Но человек так «Мудро» расстарался,
Что, остаётся мне, лишь, умирать.
– О, человек!!! Не убивай меня.
Ты сам не знаешь истины глубины:
Я повторяю – Мы едины!
И с гибелью моей – не уберечь тебя!!!
– Урок у нас сегодня необычный. Урок – «Суд над
человеком».
– Во время судебного процесса каждому из
вас необходимо выполнить и проектную работу (Приложение 1) –
составить карту «самых экологически опасных
мест в Мировом океане».
– Для того чтобы успешно выполнить предложенный проект, необходимо справиться с предложенными заданиями.
Слайд 5
1. Обозначьте на контурной карте полушарий
самые экологически опасные места в Мировом
океане.
2. Отмечать данные исходя из докладов в ходе
судебного процесса (показания свидетелей
обвинения).
3. Составьте перечень используемых вами условных
знаков, как реально существующих, так и
придуманных вами.
4. При выполнении проекта допускается
использование физической карты Мира, полушарий.
Секретарь. Встать, суд идёт!
(Заходит судья, встают все. Судья, адвокат, прокурор занимают свои места).
Судья: Слушается дело потерпевшей – воды.
Вода Мирового океана: Землю по праву называют «Голубой планетой». Мировой океан покрывает около 70% её поверхности. Он поддерживает существование жизни на планете: в океане образуется более половины кислорода, определяет погоду и климат на планете. А для человека Мировой океан – это ещё и транспортные пути, и источник пищи, и кладовая полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Однако бесконтрольное использование ресурсов морей и океанов ставит под угрозу здоровье этой экосистемы. Китобойный и рыболовный промысел, добыча моллюсков и водорослей уничтожают биологические ресурсы океана. Нефть, пестициды, свинец, ртуть, сотни других ядовитых веществ и просто мусор загрязняют водную толщу и дно. Затопление радиоактивных отходов создаёт «мины замедленного действия». Которые сработают спустя годы и десятилетия.
Прокурор: (обращаясь к потерпевшей воде) Правда ли, что обвиняемый – человек, загрязняет воду радиоактивными и бытовыми отходами, нефтью. Добывает рыбу, моллюсков, животных.
Вода: Да.
Слайд 6
Прокурор: У меня нет вопросов, но
есть дополнения.
Улика №1 (банка с нефтью). Крушение танкера Торрей
Канион в марте 1967 года около Ландс Энд в
Великобритании Согласно подсчётам, тогда в
море попало около 106 тысяч тонн нефти. Крушение
танкера Амоко Кадиз на британском побережье
Франции в 1978 году, произошедшее из-за поломки
двигателя танкера, в результате разбившегося о
скалистый берег. Погибли тысячи перелётных птиц.
В 1989 г. танкер «Экссон Вальдес» сел на мель в
районе Аляски, и нефтяное пятно в результате
разлива почти около 50 тыс. т нефти растянулось на
1600 км вдоль побережья. Разрешите
представить видео доказательство последствий
добычи нефти на дне Северного моря.
(Фрагмент фильма «Нефтевышка – гигант»).
Из недавних событий можно представить следующие факты: разлив нефти в мексиканском заливе 10 мая 2010 года, разлив нефти из аварийной скважины в Северном море 13 августа 2011 года. Разлив нефти у берегов Новой Зеландии 5 октября 2010 года. 14 января 2012 года у берегов Итальянского острова Джильо в Средиземном море потерпел крушение лайнер Коста-Конкордиа, произошла утечка более 2000 тон топлива.
Секретарь: Попрошу зафиксировать полученные данные не только в протоколе суда, но и в своих контурных картах.
Океан: Для водных организмов нефть смертельно опасна даже в минимальных количествах.
Прокурор: Однако даже лучшие очистные сооружения не дают стопроцентного результата. Обычно удаляется 80-85% загрязняющих веществ. В России такую воду называют нормально – очищенной, но её необходимо разбавлять в 5-10 раз. Чтобы она приблизилась к естественной норме. Вода – основа жизни. В том или ином виде её потребляет всё живое. Вызываются свидетели обвинения – жители океана.
Слайд 7
Житель океана 1: Исследователи подсчитали, что вся вода Мирового океана дважды в год проходит через организмы живых существ, населяющие его просторы. Микроорганизмы, процеживая через себя воду и получая таким путём питательные вещества, вместе с ними получают и загрязняющие вещества. Эти микроорганизмы поедаются более крупными, те ещё более крупными организмами. В водных экосистемах, проходя из организма в организм, опасное вещество может оказаться в тканях рыбы, а та, в свою очередь, на столе у человека. Обычно такие «путешествия» совершают стойкие , плохо разлагающиеся вещества. Они по мере прохождения по пищевой цепочке могут даже усиливаться, т.к. более крупные существа поедают большое количество мелких организмов.
Житель океана 2: Осевшие на дно мазут битум губят донные организмы (бентос), а местами, например, в акваториях крупных портов, они образуют на дне сплошную корку, напоминающую асфальт. Жизнь в таких условиях невозможна.
Житель океана 3: Ещё страшнее нефтяная плёнка на поверхности воды. Она преграждает доступ атмосферному кислороду в верхние слои океана. Тогда начнёт задыхаться и гибнуть планктон и молоть рыб.
Слайд 8
Житель океана 4: Большую опасность нефтяные плёнки представляют и для морских птиц. Нефть уничтожает тонкую жировую плёнку на перьях птиц. Вода легко пропитывает оперенье, птицы замерзают и гибнут. Даже незначительного количества нефти, попавшего на скорлупу яиц, достаточно для гибели зародыша.
Слайд 9
Житель океана 5: Воды Средиземного моря полностью обновляются раз в 70 лет Атлантическим океаном, с которым оно сообщается. До 90 % сточных вод поступало сюда из 120 прибрежных городов, а другие загрязнители приходятся на долю 360 млн. людей, живущих или проводящих отпуск в 20 средиземноморских странах. Это море превратилось в громадную загрязнённую экосистему, куда ежегодно поступает около 430 млрд. т отходов. Наиболее загрязнены морские побережья Испании, Франции и Италии, что объясняется наплывом туристов и работой предприятий тяжёлой промышленности.
Слайд 10
Житель океана 6: К опасным химическим веществам, способным нарушить экологический баланс, относятся и такие тяжёлые металлы, как кадмий, никель, мышьяк, медь, свинец, цинк и хром. Согласно подсчётам только в Северное море ежегодно сбрасывается до 50 000 т этих металлов. Ещё большую тревогу вызывают пестициды — накапливающиеся в животных тканях. Пока неизвестны отдалённые последствия применения таких химикатов.
Слайд 11
Житель океана 7: К наиболее вредным отходам относятся сточные воды. В малых количествах они обогащают воду и способствуют росту растений и рыб, а в больших — разрушают экосистемы. В двух крупнейших в мире местах сброса стоков — в Лос-Анджелесе (США) и Марселе (Франция).
Слайд 12
Житель океана 8: 12 марта на АЭС
"Фукусима-1" после сильного подземного
толчка прогремел взрыв.
13 марта в районе еще одной японской АЭС
"Онагава"в префектуре Мияги был отмечен
уровень радиационной, превышающий нормальный в
400 раз.
Радиоактивный материал или будет
распространяться в направлении Тихого
океана.
Секретарь: Прошу продолжить работу над проектом и отметить вновь вскрывшиеся факты в своих контурных картах.
Судья: Слова для заключительной речи даётся защите.
Адвокат: Уважаемый суд! Конечно, человек загрязняет океан, гидросферу, но он старается очищать сточные воды, ставит изоулавливатели на трубы заводов и т.д., он старается бороться и с нарушителями.
Прокурор: Вопросов нет.
Адвокат: Вызывается свидетель защиты – технолог по очистке сточных вод.
Технолог: Вся современная промышленность основана на «Мокрых» технологиях. Без воды, как и без энергии, она и не могла бы работать. Люди то же живут благодаря воде. Человеку необходимо в день потреблять 2 литра воды. Предприятия потребляют 1300 кубических километра воды в сутки, человечество потребляет 4400 кубических километра воды. В процессе производства часть воды испаряется, другая загрязняется. Кроме химического загрязнения есть ещё и загрязнение бытовыми отходами и мусором».
Адвокат: Вызывается свидетель защиты – эколог.
Эколог: В 1991 году был принят базовый экологический закон России – «Об охране окружающей среды». Прежде всего, он определяет принципы охраны окружающей среды – приоритет охраны жизни и здоровья человека. Сочетание экономических и экологических интересов. Рациональное использование природных ресурсов, открытость экологической информации. Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования – виды экологических правонарушений и ответственность за них.
Судья: Слово для заключительной речи даётся обвинению.
Прокурор: Уважаемый суд! В данном случае можно говорить о том, что человек непредумышленно губит природу, человек тоже часть природы, поэтому он губит и себя. Коме того, предприятия транспорта, промышленности, сельского хозяйства отбирают право человека на пользование чистой водой, право на благоприятную окружающую среду.
Судья: Слово предоставляется обвиняемому – человеку.
Человек:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
Судья: Слушание дела о воде
завершается, и суд признаёт человека виновным в
соответствии с уголовным кодексом Российской
Федерации по статьям:
246 Нарушение правил охраны окружающей среды при
производстве работ, при добыче, транспортировке
нефти, в промышленном производстве и сельском
хозяйстве;
254 Порча земли вообще и в частности прибрежных
территориях при авариях на нефтетанкерах;
259 Уничтожение критических местообитаний
организмов.
За эти преступления предусмотрены различные
меры наказания – вплоть до 3 лет лишения свободы.
Суд закончен.
– Благодарю всех участников спектакля.
Сейчас прошу доделать ваши проекты по
составлению карты экологически опасных мест в
океане (составьте перечень используемых вами
условных знаков, как реально существующих, так и
придуманных вами).
По возможности заслушать представления нескольких проектов.
Рефлексия: «Выскажите своё мнение на проблему сегодняшнего урока».
Человек загрязняет воды мирового океана?
- Сознательно, т.к. это необходимо для работы заводов и фабрик, которые дают рабочие места и продукцию для людей.
- Непредумышленно, т.к. аварии на морских судах никто не может предвидеть.
- Не все люди, а только конкретные, от которых зависят важные решения.
- Не может этого быть.
– Поднимите руки, кто склонен к первому ответу, ко второму ответу, к третьему ответу, к четвёртому ответу (как правило, бывают все варианты ответов, кроме 4).
– Мне бы хотелось завершить урок следующими словами (последний слайд)
Солнца луч и блеск волны,
Невероятной красоты
Природа будет раем
Ведь будущее за нами!
Используемая литература:
- //Энциклопедия обо всем//www.wikipedia.org
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.; Первое сентября,2010.
- Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? М.; Первое сентября, 2011.
- Н.А. Никитина «Поурочные разработки по физической географии. 6 класс», М; ВАКО, 2004.