Цель урока: формирование представлений о различных функциях мягкого знака и разделительного знака.
Задачи:
- сформировать прием мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
- вызвать интерес к усвоению данной орфограммы;
- продолжить работу над каллиграфией.
Оборудование: кукла Лунтик, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
.Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас в гостях будет сказочный человечек. По голосу угадайте, кто это? (Раздается голос говорящей куклы Лунтика)
II. Актуализация опорных знаний
Приготовьте тетради:
– Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
– Я, друзья, от вас не скрою, ручку вот как я держу.
– Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Запись даты.
– Ребята, Лунтик пришел к нам не с пустыми руками, он принес задания.
На доске записаны слова: Коньки, метель, вьюга, прорубь, пальто.
– Внимательно прочитайте слова.
– Что их объединяет в одну группу? (Прочитанные слова относятся к теме "Зима".
– Чем они похожи? (Во всех словах есть Ь)
– Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этих слов и посчитаем количество букв и звуков в каждом слове.
– Почему в некоторых словах букв оказалось больше чем звуков? (Так как Ь звука не обозначает)
– Какая еще буква не обозначает звук? (Ъ)
– Какое слово лишнее? (Вьюга)
– Почему? (В нем одинаковое количество букв и звуков)
– Как же получилось, что в слове "вьюга" 5 звуков и 5 букв, ведь мы только что сказали, что Ь звука не имеет? (Гласная буква "ю" обозначает 2 звука)
– Какие еще гласные обозначают 2 звука? Назовите их. (Е, Ё, Ю, Я)
III. Чистописание
– Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука. Говорим по цепочке и пишем вместе со мной:
ЬЕ ЬЁ ЬЮ ЬЯ
– Напишите строчку до конца, соблюдая закономерность.
IV. “Письмо по памяти”.
– Вернемся к нашим "зимним" словам. Прочитаем их так, как пишем. Проговорим слова с закрытыми глазами.
– Откройте глаза и запишите слова по памяти, подчеркивая орфограммы:
Коньки, метель, пальто, прорубь, вьюга.
Проверка: фронтальная работа. Дети называют орфограммы.
V. Придумайте предложения, используя данные слова. (Ответы детей)
– Лунтик тоже придумал предложение. ("Вьюги да метели под февраль полетели")
– Прочитайте предложение и подумайте, почему так говорят? ( Запись предложения с проговариванием "по цепочке").
Задание: разберите по членам предложения.
Проверка: назовите главные члены предложения.
Физкультминутка.
VI. Продолжим наш урок.
– Чем является мягкий знак в словах: метель, февраль? (Показатель мягкости согласных).
– А в слове "вьюга"? (Разделительный мягкий знак).
– Значит, какая тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак).
– Посмотрите Лунтик в руках держит конверт, давайте посмотрим, что находится внутри конверта. (Вопрос)
– Лунтик нам приготовил вопрос.
– Прочитайте вопрос, который приготовил Лунтик. ("Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?")
VII.
– Чтобы ответить на этот вопрос давайте выполним задания (работа в группах).
Задание.
- Разделите данные слова на две группы. Счастье, пальто, семья, вьюга, учитель, льет, коньки, сильный.
- Каждую группу запишите в отдельный столбик и дополните своими примерами.
– Прочитайте первую группу слов. (Вторую):
– По какому признаку вы распределили слова в столбики? (В зависимости от того, какую роль выполняет мягкий знак в слове).
– Ребята, а какую роль выполняет мягкий знак в словах первого столбика? (Второго?)
– Посмотрите внимательно на слова и давайте с вами ответим на вопрос Лунтика: “Где встречается разделительный мягкий знак?”
– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
– Обратите внимание на гласные буквы, которые стоят после разделительного мягкого знака. (Разделительный мягкий знак пишется перед гласными: е, е, ю, я.
– Чтобы запомнить, когда пишется разделительный мягкий знак, выучим стихотворение, заодно отдохнем:
Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.
– Какое еще условие выявилось, чтобы в слове написать разделительный мягкий знак? (В слове слева от разделительного мягкого знака должна стоять согласная буква. Между согласным и последующим гласным должен слышаться звук Й).
– Приведите примеры, где в словах имеется разделительный мягкий знак.
VIII. Закрепление изученного материала.
– Запишите во множественном числе слова, которые я буду называть: друг, дерево, воробей, крыло, перо.
– Выполните задания:
Подчеркните в записанных словах изученную орфограмму.
Сделайте звуко – буквенный разбор слова "перья".
IХ. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.
– Какую тему мы сегодня изучили на уроке?
– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
– Какие трудности у вас возникли на уроке?
– Проверим, как вы усвоили данную тему. Я буду называть по три слова, где есть разделительный мягкий знак, вы будете ставить "плюс", где нет – "минус".
а |
б |
в |
|
1. |
Гостья |
вьюга |
льет |
2. |
Счастье |
гостья |
снег |
3. |
Оладьи |
платье |
семья |
4. |
Медведь |
голубь |
вьюга |
5. |
Веселье |
жилье |
гроздья |
– Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась "пятерка"?
Молодцы! Поставьте эту отметку в свои дневники. Спасибо за урок!