Разделительный мягкий знак

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование представлений о различных функциях мягкого знака и разделительного знака.

Задачи:

  • сформировать прием мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • вызвать интерес к усвоению данной орфограммы;
  • продолжить работу над каллиграфией.

Оборудование: кукла Лунтик, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас в гостях будет сказочный человечек. По голосу угадайте, кто это? (Раздается голос говорящей куклы Лунтика)

II. Актуализация опорных знаний

Приготовьте тетради:

– Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

– Я, друзья, от вас не скрою, ручку вот как я держу.

– Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запись даты.

– Ребята, Лунтик пришел к нам не с пустыми руками, он принес задания.

На доске записаны слова: Коньки, метель, вьюга, прорубь, пальто.

– Внимательно прочитайте слова.

– Что их объединяет в одну группу? (Прочитанные слова относятся к теме "Зима".

– Чем они похожи? (Во всех словах есть Ь)

– Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этих слов и посчитаем количество букв и звуков в каждом слове.

– Почему в некоторых словах букв оказалось больше чем звуков? (Так как Ь звука не обозначает)

– Какая еще буква не обозначает звук? (Ъ)

– Какое слово лишнее? (Вьюга)

– Почему? (В нем одинаковое количество букв и звуков)

– Как же получилось, что в слове "вьюга" 5 звуков и 5 букв, ведь мы только что сказали, что Ь звука не имеет? (Гласная буква "ю" обозначает 2 звука)

– Какие еще гласные обозначают 2 звука? Назовите их. (Е, Ё, Ю, Я)

III. Чистописание

– Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука. Говорим по цепочке и пишем вместе со мной:

ЬЕ ЬЁ ЬЮ ЬЯ

– Напишите строчку до конца, соблюдая закономерность.

IV. “Письмо по памяти”.

– Вернемся к нашим "зимним" словам. Прочитаем их так, как пишем. Проговорим слова с закрытыми глазами.

– Откройте глаза и запишите слова по памяти, подчеркивая орфограммы:

Коньки, метель, пальто, прорубь, вьюга.

Проверка: фронтальная работа. Дети называют орфограммы.

V. Придумайте предложения, используя данные слова. (Ответы детей)

– Лунтик тоже придумал предложение. ("Вьюги да метели под февраль полетели")

– Прочитайте предложение и подумайте, почему так говорят? ( Запись предложения с проговариванием "по цепочке").

Задание: разберите по членам предложения.

Проверка: назовите главные члены предложения.

Физкультминутка.

VI. Продолжим наш урок.

– Чем является мягкий знак в словах: метель, февраль? (Показатель мягкости согласных).

– А в слове "вьюга"? (Разделительный мягкий знак).

– Значит, какая тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак).

– Посмотрите Лунтик в руках держит конверт, давайте посмотрим, что находится внутри конверта. (Вопрос)

– Лунтик нам приготовил вопрос.

– Прочитайте вопрос, который приготовил Лунтик. ("Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?")

VII.

– Чтобы ответить на этот вопрос давайте выполним задания (работа в группах).

Задание.

  1. Разделите данные слова на две группы. Счастье, пальто, семья, вьюга, учитель, льет, коньки, сильный.
  2. Каждую группу запишите в отдельный столбик и дополните своими примерами.

– Прочитайте первую группу слов. (Вторую):

– По какому признаку вы распределили слова в столбики? (В зависимости от того, какую роль выполняет мягкий знак в слове).

– Ребята, а какую роль выполняет мягкий знак в словах первого столбика? (Второго?)

– Посмотрите внимательно на слова и давайте с вами ответим на вопрос Лунтика: “Где встречается разделительный мягкий знак?”

– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

– Обратите внимание на гласные буквы, которые стоят после разделительного мягкого знака. (Разделительный мягкий знак пишется перед гласными: е, е, ю, я.

– Чтобы запомнить, когда пишется разделительный мягкий знак, выучим стихотворение, заодно отдохнем:

Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.

– Какое еще условие выявилось, чтобы в слове написать разделительный мягкий знак? (В слове слева от разделительного мягкого знака должна стоять согласная буква. Между согласным и последующим гласным должен слышаться звук Й).

– Приведите примеры, где в словах имеется разделительный мягкий знак.

VIII. Закрепление изученного материала.

– Запишите во множественном числе слова, которые я буду называть: друг, дерево, воробей, крыло, перо.

– Выполните задания:

  1. Подчеркните в записанных словах изученную орфограмму.

  2. Сделайте звуко – буквенный разбор слова "перья".

IХ. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

– Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

– Какие трудности у вас возникли на уроке?

– Проверим, как вы усвоили данную тему. Я буду называть по три слова, где есть разделительный мягкий знак, вы будете ставить "плюс", где нет – "минус".

 

а

б

в

1.

Гостья

вьюга

льет

2.

Счастье

гостья

снег

3.

Оладьи

платье

семья

4.

Медведь

голубь

вьюга

5.

Веселье

жилье

гроздья

– Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась "пятерка"?

Молодцы! Поставьте эту отметку в свои дневники. Спасибо за урок!