Творческое мероприятие "Театр хантыйских и мансийских сказок" (инсценировка сказок народов ханты и манси)

Разделы: Начальная школа


Творческое мероприятие “Театр хантыйских и мансийских сказок” (инсценировка сказок народов ханты и манси) для учащихся начальной школы призвано ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Учитывая возрастные особенности учащихся, им была предложена следующая информация:

  • сценическая информация – инсценировка сказок и кукольный театр;
  • развивающая информация – загадки;
  • художественно-литературная информация: стихотворения к произведениям, анализ представленной сказки;
  • наглядная информация – оформление сцены к каждой сказке, костюмы, маски.

Для того, чтобы учащиеся начальных классов лучше воспринимали словесную информацию, необходимо, чтобы эта информация иллюстрировалась, что очень легко сделать при помощи компьютера и мультимедийного проектора с экраном. В ходе мероприятия использовался слайдовый показ

Первый и главный отличительный признак творческого конкурса отражен в слове “творческий”. Творческий подход, то есть нестандартный, необычный, нетрафаретный.

У детей это требование легче выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям легче проявить свой творческий потенциал, поэтому использовалась игровая технология.

В ходе данного мероприятия учащиеся приобрели и совершенствовали следующие умения, навыки, способы деятельности:

  • умение слушать и слышать;
  • деятельностной активности школьников в процессе решения проблемных задач: отгадывание загадок, обсуждение сказок;
  • коммуникативные способности;
  • навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации;
  • умение достойно держаться перед большой аудиторией;
  • эстетический вкус.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

Тема: “Театр хантыйских и мансийских сказок”

ИНСЦЕНИРОВКА ХАНТЫЙСКИХ И МАНСИЙСКИХ СКАЗОК

Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народов ханты и манси.

Задачи:

  • знакомить с творчеством народов ханты и манси;
  • развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.

Технологии: игровые, информационные

Методы и приёмы:

– передача информации с помощью практической деятельности;

– словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

– наглядной передачи информации и зрительного восприятия;

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • макет домика, деревьев;
  • ширма.

Ожидаемый результат:

– расширение кругозора учащихся;

– деятельностная активность учащихся;

– приобщение к творчеству, возбуждение интереса к художественным произведениям народов ханты и манси.

Ход мероприятия

Ведущий:

ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.

Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.

1 чтец.

У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!

Ведущий:

Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.

Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.

(Показ слайда №1 Смотри Приложение “Театр хантыйских и мансийских сказок”)

Ведущий:

1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?

– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?

Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:

Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.

О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.

(Показ слайда №2, выступление ребят 1-а класса)

Ведущий:

  • Какую сказку смотрели?
  • (Ответы детей: “Лиса и гуси”)
  • Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
  • Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
  • А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей

Ведущий:

Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.

Ведущий:

2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:

Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)

Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.

(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)

Ведущий:

  • Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
  • Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
  • Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей

Ведущий:

3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.

2 чтец.

С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.

Ведущий:

Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.

(Показ слайда №4, выступление ребят 1-в класса)

  • В кого превратилась мать? Ответы детей
  • Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
  • Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей

Ведущий:

4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.

3 чтец.

Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.

Ведущий:

Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.

(Показ слайда №5, выступление ребят 2-а класс)

Ведущий:

  • Кого увидел в избушке охотник? Ответы детей
  • Какой выход из этого положения он нашёл? Ответы детей
  • Чему учит нас эта сказка? Ответы детей

Ведущий:

5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.

(Показ слайда №6, выступление ребят2 –б класса)

Ведущий:

  • Кому принадлежат стаи птиц? Ответы детей (Хозяину Каменных гор)
  • Для чего ВошанвортИки предупреждал, чтобы птичьих костей не ломал? Ответы детей
  • (В воду бросим, птицы оживут)
  • Какие мудрые слова сказал ВошанВортИки? Ответы детей
  • (Умны старики, а внуки дальше их видят)

Ведущий:

6.Отгадайте загадку:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчались скок да скок,
Белый маленький клубок.
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зелёным.
Он вокруг берёзки кружит
Перепрыгивает лужи.
Ветер, ветер догони-ка!
Не догнать нам…(зайца)

Ведущий:

Посмотрим выступление ребят 3-а класса с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.

(Показ слайда № 7,выступление ребят 3-а класса)

Ведущий:

  • Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
  • Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей: Он ему только мешал . “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
  • Чему учит сказка? (Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)

Ведущий:

7.А сейчас отгадайте загадки:
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клёны,
И берёзы бьют поклоны. (Топор)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой растянется. (Топор)

Ведущий:

Ребята 3-б класса покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.

(Показ слайда № 8, выступление ребят 3-б класса)

Ведущий:

  • Что уронил старик в воду? Ответы детей
  • Какие топоры предлагал водяной старику? Ответы детей
  • Чему учит нас сказка? Ответы детей

Ведущий:

8. Отгадайте следующую загадку:
На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)

Ведущий:

Слово предоставляем ребятам 4-го класса с мансийской сказкой “Умная сова”

(Показ слайда № 9, выступление ребят 4 класса)

Ведущий:

  • Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей: Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
  • Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).

Ведущий:

Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.

(Показ слайда № 10)

Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!

Литература

  1. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 1 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
  2. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 2 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.

Приложение 2.  Тексты хантыйских и мансийских сказок

Приложение 3. Мансийская мелодия – Совыр Соим – Заячий ручей (нарсьюх)