Сладкие блюда и напитки. Напитки из ягод Сибири. 6-й класс

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (681 кБ)


Цель урока:

  • получение и усвоение теоретических сведений о рецептах напитков и сладких блюд, о пользе ягод входящих в эти напитки, в том числе о ягодах Сибири;
  • формирование исследовательских умений.

На первом этапе занятий я выступаю как лектор.

Содержание урока.

1 этап. Повторение пройденного материала.

Повторение тем за 5 класс:

  • Рациональное питание.
  • Питательные вещества.
  • Структура меню: десерты и напитки.

2 этап. Объяснение нового материала ведётся с использованием  ИКТ – компьютерная презентация «Сладкие блюда и напитки. Напитки из ягод Сибири». Презентация 1. Слайд 1

Задачи  урока для ученика заключаются в наблюдении и констатации фактов, которые они должны фиксировать в свой конспект:  Классификация напитков – схема Слайда 3 .

  • Напитки и сладкие блюда.
  • Посуда для подачи напитков. Слайды 15, 16
  • Ягоды, произрастающие в Сибири. Слайды  4, 5, 6, 7, 8

Начинаем  объяснение урока со Слайда   2, гиперссылка «Классификация напитков».
Изучаем  классификацию напитков по схеме на Слайде  10, с переходами по гиперссылкам и изучением рецептов – заполняя калькуляционные карты, до Слайда  13.
Хотелось бы отметить, что для создания презентаций рекомендую в старших классах использовать интегрированные уроки с учителем информатики, тогда учащиеся сами выступают в роли учителя, используя ЦОРы учатся писать сценарий урока и презентовать свои разработки.

После изучения  классификации напитков  переходим к изучению по гиперссылки «Посуда для подачи напитков» Слайды 15, 16, затем по гиперссылке переходим на слайд «Содержание»
Объяснение и изучение ягод Сибири начинаем со  Слайдов  4, 5, 6, 7, 8.   
Нет для русского человека продукта известного и привычного, чем ягоды. Использование ягод в приготовлении блюд или как самостоятельную пищу извечно составляли основную пищу российского крестьянина.

Особенно неизменно употреблялись ягоды в пищу в период постов, когда запрещалось употреблять в пищу животную пищу.
Да и сегодня, несмотря на то, что, на прилавках появились заморские фрукты и ягоды, в сознании многих из нас остаётся понимание и ассоциация сельской трапезы и значимость употребления здоровой природной пищи.
Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными свойствами ягоды клюквы  –  Слайд  2, гиперссылка «Ягоды произрастающие в Сибири» на  Слайд  4 «Ягоды Сибири» – гиперссылка «Клюква». Примечание: каждый раз для перехода на следующий слайд ягод возвращайтесь на слайд  4 «Ягоды Сибири» по заголовкам.

Подведение итогов 1 урока предусматривает вариативность самостоятельных действий учащихся  и дифференцированность заданий:

  • Использование Интернета – найти сообщения о других видах ягод, кустарников произрастающих в Сибири; рецепты сладких блюд из ягод (желе, муссы) и напитков.
  • Использование раздаточного материала – книги, иллюстрации готовых блюд и напитков.
  • Использование компьютерных программ, CD – ROM дисков по кулинарии.

На этом этапе работы учитель выступает как консультант.

Пример:

Самостоятельная работа «Технология приготовления напитков»

Ф.И. учащегося

Задание.

1. Заполни таблицу:

Наименование напитка. Входящие компоненты Посуда подачи
МОРС    

2. Запиши технологическую  последовательность приготовления.

3. Опиши органолептические показатели напитка:

Показатели МОРС КИСЕЛЬ КОМПОТ
Вкус      
Цвет      
Запах      
Внешний вид, оформление.      

Урок-эксперимент  «Технология приготовления напитков из фруктовых, ягодных соков и сиропов»

Цель урока: изучить и приобрести навыки техники самостоятельного приготовления слоистых напитков и научиться отличать жидкости по внешним признакам жидкостей и их физическим свойствам: плотность, фактуру, через проведённый эксперимент.

1 этап. Повторение темы «Классификация напитков»

Проведём аналогию напитков:

– морс состоит из компонентов: вода и ягода, варенье, сироп – не подвергается нагреванию;
– сироп состоит из сока ягод, фруктов и сахара – нагревается до кипения.

2 этап. Изучение новой темы для проведения эксперимента.

Презентация 2. Слайд   1. Сегодня на уроке вы познакомитесь с физическими понятиями жидкости, увидите и откроете нечто привычное, но нового для вас.
Слайд  2. «Это интересно», обсуждение исторических и научных данных. Перейдете по гиперссылки «плотности» Слайд  3 «Плотности жидкости».
При изучении понятия «плотность» на слайде по щелчку появляются картинки: формула плотности, вода при замерзании (опыт – понятие «молекула»), соленая вода, сироп (вода с сахаром).
Переход по гиперссылки «жидкости» Слайда  4 «Слои жидкости с разной плотностью». Рассмотреть изображение и ингредиенты напитка для лабораторно-практической работы.
Переход по гиперссылки «жидкости» Слайда  4 «Слои жидкости с разной плотностью» на Слайд  5 «Процесс диффузии». Объяснение процесса диффузии – на примере смешивания сиропа и воды, под механическим воздействием. Для закрепления понятия плотность продемонстрируйте смешивания двух осветленных соков: яблочного и ананасового. Переход на Слайд  6  «Приготовление слоистого напитка» по щелчку.

3 этап. Проведение эксперимента при приготовлении коктейля.

– Вам пока неизвестно, что должно получиться, следуйте этапам инструкции и  обращайте внимание на любые интересные моменты во время приготовления напитка!
Итак, в путь!

Оснащение для проведения лабораторно-практической работ:

  • Инструменты, инвентарь, посуда:
    • Бокалы  – 2 шт.
    • Джиггер или мензурка  (мерные стаканчики) – 1 шт.
    • Блюдца – 1 шт.
    • Салфетки
    • Трубочки для коктейля
    • Салфетки для рук.
  • Спец. одежда: фартук, полотенце
  • Продукты питания:
    • Сиропы – 2 вида
    • Сок  – осветлённый
    • Сок – с мякотью
    • Лимон
    • Сахар, корица

Последовательность выполнения работы:

1. Подготовить рабочее место – подготовить посуду, продукты, инвентарь.
2. Ознакомиться с инструкцией и заданием для группы.
3. Выполнить приготовление и оформление коктейля, используя технологическую карту коктейля.
4. Заполнить таблицу органолептических характеристик: (вкус заполняется после дегустации)

Внешний вид

Цвет

Консистенция

Запах

Вкус

 

 

 

 

 

5. Дегустация коктейлей и заполнение последней колонки в таблице органолептических характеристик.
6. Защитить работу и ответить на вопросы:

– Как вы считаете, почему при очередном  наливе жидкостей не происходит смешивание?

Таблица наблюдения во время эксперимента – для фиксации промежуточных результатов:

п/п Этап выполнения Результат
1    
2    
3    
4    

Результат урока-эксперимента:

  • знакомство с физикой – понятия плотность
  • знакомство с химией – процесс диффузии.

Вопросы для всех после презентации своих коктейлей:

– Почему у всех получились одинаковые коктейли?
– Почему последовательность смешивания коктейля не влияет на конечный внешний результат?

Вывод:

– Сегодня мы познакомились с основными физическими понятиями и характеристиками жидкости. Переход на Слайд  7 «Подведение итогов» по щелчку.
В  результате проведённого эксперимента можем сделать вывод, что, изучая рецепты приготовления блюд, напитков – мы изучаем, не только правила и требования приготовления, но и качество используемых продуктов, для их приготовления,  их органолептические свойства  и органолептические характеристики блюд и напитков – одним словом познакомились и изучили потребительские характеристики! И узнали, насколько важна физика и химия в нашей ежедневной жизни!
Теперь вы знаете – основные потребительские знания о проверке качества блюд!

Например:

Урок-эксперимент.  Лабораторно-практическая работа «Технология приготовления слоистых коктейлей»

Цель урока: изучить и приобрести навыки техники самостоятельного приготовления слоистых напитков и научиться отличать жидкости по внешним признакам жидкостей и их физическим свойствам: плотность, фактуру, через проведённый эксперимент.

Задание группы  1:

Выполнить приготовление по  технологической карте слоистого напитка:

  • Налить в бокал – 30 мл. сиропа «Черника»
  • Налить в бокал – 30 мл.  сиропа «Шиповник»
  • Налить в бокал – 30 мл. сока осветлённого.
  • Налить в бокал – 30 мл. сока с мякотью

Задание группы  2:

Выполнить приготовление по  технологической карте слоистого напитка:

  • Налить в бокал – 30 мл. сиропа «Черника»
  • Налить в бокал – 30 мл. сока с мякотью
  • Налить в бокал – 30 мл.  сиропа«Шиповник»
  • Налить в бокал – 30 мл. сока осветлённого.

Задание группы  3:

Выполнить приготовление по  технологической карте слоистого напитка:

  • Налить в бокал – 30 мл.  сиропа«Шиповник»
  • Налить в бокал – 30 мл. сока осветлённого.
  • Налить в бокал – 30 мл. сиропа «Черника»
  • Налить в бокал – 30 мл. сока с мякотью

Задание группы  4:

Выполнить приготовление по  технологической карте слоистого напитка:

  • Налить в бокал – 30 мл. сока осветлённого
  • Налить в бокал – 30 мл.  сиропа«Шиповник»
  • Налить в бокал – 30 мл. сока с мякотью
  • Налить в бокал – 30 мл. сиропа «Черника»