Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы, отработка методов решения задач, формирование умения самостоятельно делать выводы на основе экспериментальных данных.
Этапы урока:
- Повторение изученного материала.
- Решение экспериментальной задачи по группам.
- Индивидуальное решение задач.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, источники переменного и постоянного тока, катушка, амперметр, миллиамперметр, вольтметр, соединительные провода, конденсатор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
1. Повторение изученного материала:
- что представляет собой переменный электрический ток;
- где применяется переменный электрический ток;
- что такое колебательный контур;
- чему равна полная энергия колебательного контура;
- что называется действующим значением силы переменного и напряжения переменного тока;
- чему равно полное сопротивление в цепи последовательно включенных активного и индуктивного сопротивлений;
- запишите закон Ома для цепи переменного тока с последовательно включёнными активным, индуктивным и емкостным сопротивлением;
- пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура.
- что произойдет с собственными колебаниями в контуре, если его емкость увеличить в 3 раза, а индуктивность уменьшить в 3 раза.
Вопросы со схемами:
Какие потребители и приборы включены в цепь и как?
2. Решение экспериментальной задачи по группам:
Оборудование (источники переменного и постоянного тока, катушка, амперметр, миллиамперметр, вольтметр, соединительные провода, конденсатор).
Необходимо:
- нарисовать схему (1б);
- собрать схему и снять показания приборов при постоянном токе и переменном. Отличаются ли показания приборов, почему? (2б);
- определить индуктивность катушки (3б).
Итого: -6б.
Источник постоянного тока |
Источник переменного тока |
||
I,А |
U,В |
I,А |
U,В |
Задачи
№1
Возникающая в рамке ЭДС индукции при вращении в однородном магнитном поле изменяется по закону E=200sin100Пt. Определите амплитуду колебаний ЭДС, её действующее значение, циклическую и линейную частоту колебаний, период, фазу и начальную фазу. (3б)
№2
Какую необходимо взять емкость в колебательном контуре, чтобы при индуктивности 250 мГн можно было бы его настроить на звуковую частоту 500 Гц. (2б)
№3
Найти индуктивность катушки, если амплитуда напряжения равна 160 В, амплитуда силы тока 10 А, а частота 50 Гц. (1б)
№4
Определите амплитудное значение напряжения школьной электропроводки.(1б)
№5
Конденсатор включен в цепь переменного тока стандартной частоты с напряжением 220В. Какова ёмкость конденсатора, если сила тока в цепи 2,5 А.(2б)
№6
В одном ящике находится резистор, в другом конденсатор, в третьем – катушка индуктивности.
Выводы подключены к наружным зажимам. Как, не открывая ящиков, узнать, что находится в каждом из них? (Даются источники постоянного и переменного напряжения одинаковой величины и лампочка.) (4б)
№7
В цепь напряжением 220 В стандартной частоты включен конденсатор емкостью 5 мкФ. Запишите уравнения напряжений и токов в конденсаторе.(5б)
Лист самооценки_____________________________________
Теорет.материал | эксперим. зад.(6б) | Решение задач |
итого |
|||||||
№1-3б | №2-2б | №3-1б | №4-1б | №5-2.б | №6-4б | №7-5б | ||||
баллы |
3. Подведение итогов.
4. Задание на дом.
Литература:
- Физика. Конрольно-тренировочные упражнения. Челябинск, “Взгляд”, 2004 г.
- Физика 11 класс. Поурочные планы. Составитель Г.В. Маркина. Волгоград, 2001 г.
- Пособие по физике С.П.Мясников, Т. Н. Осанова. Москва, “Высшая школа”, 1988 г.