Урок физики по теме "Колебательный контур"

Разделы: Физика


Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы, отработка методов решения задач, формирование умения самостоятельно делать выводы на основе экспериментальных данных.

Этапы урока:

  1. Повторение изученного материала.
  2. Решение экспериментальной задачи по группам.
  3. Индивидуальное решение задач.
  4. Подведение итогов.
  5. Задание на дом.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, источники переменного и постоянного тока, катушка, амперметр, миллиамперметр, вольтметр, соединительные провода, конденсатор.

ХОД УРОКА

(Приложение)

Организационный момент

1. Повторение изученного материала:

  • что представляет собой переменный электрический ток;
  • где применяется переменный электрический ток;
  • что такое колебательный контур;
  • чему равна полная энергия колебательного контура;
  • что называется действующим значением силы переменного и напряжения переменного тока;
  • чему равно полное сопротивление в цепи последовательно включенных активного и индуктивного сопротивлений;
  • запишите закон Ома для цепи переменного тока с последовательно включёнными активным, индуктивным и емкостным сопротивлением;
  • пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура.
  • что произойдет с собственными колебаниями в контуре, если его емкость увеличить в 3 раза, а индуктивность уменьшить в 3 раза.

Вопросы со схемами:

Какие потребители и приборы включены в цепь и как?

2. Решение экспериментальной задачи по группам:

Оборудование (источники переменного и постоянного тока, катушка, амперметр, миллиамперметр, вольтметр, соединительные провода, конденсатор).

Необходимо:

  • нарисовать схему (1б);
  • собрать схему и снять показания приборов при постоянном токе и переменном. Отличаются ли показания приборов, почему? (2б);
  • определить индуктивность катушки (3б).

Итого: -6б.

Источник постоянного тока

Источник переменного тока

I,А

U,В

I,А

U,В

       

Задачи

№1

Возникающая в рамке ЭДС индукции при вращении в однородном магнитном поле изменяется по закону E=200sin100Пt. Определите амплитуду колебаний ЭДС, её действующее значение, циклическую и линейную частоту колебаний, период, фазу и начальную фазу. (3б)

№2

Какую необходимо взять емкость в колебательном контуре, чтобы при индуктивности 250 мГн можно было бы его настроить на звуковую частоту 500 Гц. (2б)

№3

Найти индуктивность катушки, если амплитуда напряжения равна 160 В, амплитуда силы тока 10 А, а частота 50 Гц. (1б)

№4

Определите амплитудное значение напряжения школьной электропроводки.(1б)

№5

Конденсатор включен в цепь переменного тока стандартной частоты с напряжением 220В. Какова ёмкость конденсатора, если сила тока в цепи 2,5 А.(2б)

№6

В одном ящике находится резистор, в другом конденсатор, в третьем – катушка индуктивности.

Выводы подключены к наружным зажимам. Как, не открывая ящиков, узнать, что находится в каждом из них? (Даются источники постоянного и переменного напряжения одинаковой величины и лампочка.) (4б)

№7

В цепь напряжением 220 В стандартной частоты включен конденсатор емкостью 5 мкФ. Запишите уравнения напряжений и токов в конденсаторе.(5б)

Лист самооценки_____________________________________

  Теорет.материал эксперим. зад.(6б)

Решение задач

итого

№1-3б №2-2б №3-1б №4-1б №5-2.б №6-4б №7-5б  
баллы                  

3. Подведение итогов.

4. Задание на дом.

Литература:

  • Физика. Конрольно-тренировочные упражнения. Челябинск, “Взгляд”, 2004 г.
  • Физика 11 класс. Поурочные планы. Составитель Г.В. Маркина. Волгоград, 2001 г.
  • Пособие по физике С.П.Мясников, Т. Н. Осанова. Москва, “Высшая школа”, 1988 г.