Программа воспитательной работы в классе “Я живу среди людей” (1-4-й класс).
Девиз программы: “Спешите делать добро!”
В начале учебного года провожу игру – диагностику “Моя вселенная” (Приложение), для того, чтобы узнать интересы и склонности детей. Далее проводится работа по формированию самоуправления. Классу предлагается разбиться на 5 групп (команды): Шустрики (спорт), Весельчаки (культура), Трудовички (дежурство), Самоделкины (пресс-центр), Чистюлькины (порядок). Учащиеся вырабатывают правила для учащихся класса “Будь добрым!” В течение четверти заполняется табель дел групп “Наша самостоятельность и ответственность”, в конце четверти подводятся итоги – выявляется команда – победитель.
Наш класс “Аллея дружбы”.
На “Аллее Дружбы” не просто проводятся дела, а работают:
АКАДЕМИЯ ВЕЖЛИВЫХ НАУК (классные часы на нравственную тематику)
СТАДИОН “ЗДОРОВЯШКА” (участие в спортивных мероприятиях, классные часы о ЗОЖ)
ФАБРИКА СЮРПРИЗОВ (проведение праздников)
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА “ТУРИСТЯТА” (экскурсии, походы, поездки)
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА (конкурсы рисунков, поделок)
БЮРО ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ (выполнение поручений и заданий, добрые дела)
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ – ПОСТ СВЕТОФОРЧИКА (классные часы по ПДД)
Для того чтобы спланировать классные дела, использую технологию коллективного планирования – это совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определённый период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.
Коллективное планирование
В начале учебного года в беседе необходимо увлечь детей перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть:
- Увлечение радостной перспективой.
- Увлечение добрым делом.
- Увлечение творчеством.
- Увлечение необычным, таинственным, загадочным .
Приёмы: “Давайте помечтаем”, “Давайте попробуем”, “Представим себе, что…”
Приём: “Кому необходима ваша помощь?”
Приемы: “Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными”.
Приём “Почему?”, “Что за этим скрывается?”, “Кто разгадает тайну?”, “Самое таинственное на свете…”
Далее идёт объединение вопросов, которые помогают детям в планировании, развивают их творческую мысль:
Что сделаем? Какие коллективные творческие дела? Для кого?
Когда сделаем? Кто участвует? С кем лучше провести это дело? Как организовать подготовку? Кому доверить руководство делом? (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)
При этом учитель не диктует, не навязывает, а размышляет вместе с ребятами, отвечает на все вопросы. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идея дел исходит от самих ребят, и каждый член коллектива становится активным участником планирования.
Приемы организации коллективного планирования
- Творческий конкурс между группами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов.
- “Анкета мнений и предложений”. Ребятам могут быть предложены такие вопросы: твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? за какое дело возьмешься?
- Спецвыпуски классных школьных газет. Например: “Моё предложение!”, “Каким быть нашему классу?”,
- Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть ребята придумают свои дела: коллекционеры – свои дела, художники – свои, туристы – свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, группы.
- Защита дела. Группы ребят, отдельные ученики готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
- Копилка интересных предложений (“банк идей”). В классе вывешивается ящик типа почтового или конверт для предложений и вопросов.
- Разведка интересных и полезных дел. “Разведка” потому, что группе детей даётся коллективное задание что-то найти, узнать, разведать.
Формы коллективного планирования
1. Игра-эстафета “Коллективное планирование”
– Разведка интересных дел (РИД): поиск интересных мест (музей, театр), поиск тем, проблем, которые обсудим; поиск людей, кому могли бы помочь;
– Проведение игры. Каждая группа получает карточку со стихотворением, призывом, отвечает и записывает ответ.
Образцы карточек.
Предложения свои поспешите выдвигать и на этом же листке не забудьте записать.
Всё приветствуется без исключения! Подключите своё воображение!
Ответьте на вопрос: “Какие добрые дела хотели бы сделать?”
1 группа | 2 группа |
3группа | 4 группа |
2. Путешествие экипажами.
1 этап. Разбиение на группы (5-6 человек). Выборы капитана.
2 этап. Каждая команда придумывает название своему кораблю. Командам выдается бланк, в который они заносят свои имена и фамилии. Дается задание: пройти 5 станций.
3 этап. Каждая команда начинает своё путешествие по станциям согласно маршруту. Время работы на станции 5-7 минут.
Название станции | Вопрос, на который необходимо ответить каждому |
“Хобби” | Чем я люблю заниматься в свободное время? Чем бы я хотел заниматься? |
“Что? Где? Когда?” | Хочу побывать с классом ….. Хочу посмотреть и обсудить в классе…. |
“Слабо” | Я умею и могу научить ребят… Могу провести в классе … |
“Ромашка” | Я очень люблю… Я не люблю… |
“Очевидное – невероятное” | Если бы я был классным руководителем, то я сделал так, чтобы… |
“Опыт” | Больше всего мне запомнилось из прошлого опыта и хотелось бы провести в классе… |
4 этап. Отбор дел в командах – каждая команда выдает 2-3 дела и готовит их рекламу.
5 этап. Общее обсуждение. Каждая команда представляет дела. Каждая группа выбирает 4 дела.
Чтобы ребятам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставляю им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект или свой. Важно не упустить любую инициативу, идущую от детей, особенно пассивных.
Активными участниками классных мероприятий являются родители, которые также принимают участие в коллективном планировании классных дел.
Вся проводимая воспитательная работа с применением технологии коллективного планирования приносит хорошие результаты: дети активно участвуют в праздниках, конкурсах, делах; повысился уровень воспитанности; уровень развития самооценки.
Доброе дело будет сделано только тогда осознанно и от всей души, когда оно будет придумано и спланировано самим ребёнком.