Работа и мощность тока

Разделы: Физика


Цели:

Образовательные: формулирование физических понятий «работа» и «мощность» тока, вывести формулы мощности и работы тока, знакомство с единицей измерения мощности, с историей возникновения данной единицы измерения, максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.

Развивающие: развитие навыков  решения экспериментальных, вычислительных задач, развитие познавательного интереса, развитие психических процессов (мышления, смысловой памяти, аргументированной речи).

Воспитательные: продолжение работы по формированию у учащихся добросовестного отношения к труду, использование элементов новых технологий, развитие коммутативных навыков общения и умения слушать и слышать.

«Науку все глубже постигнуть
 стремись,
Познанием вечного жаждой
томись
Лишь первых познаний
блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания
нет.»
Фирдоуси

I. Организационный момент.

Сегодня ребята мы с вами познакомимся с новой физической величиной – мощностью тока, а также подробнее рассмотрим работу тока.

Запись темы урока и числа в тетрадь.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

II. Разминка.

А) Повторение основных величин по теме «Электричество» (электрический ток, сила тока, напряжение….).

Б) Обозначение физических величин и их единицы измерения (карточки с обозначением физических величин и единицами измерения).

В) Вспомним правила по ТБ.

Г) Назовите виды соединения проводников? Какой из видов соединения предпочтительней? Почему?

Д) Просмотр видеофильма по теме «Параллельное соединение проводников».

Е) Почему при включении в сеть нескольких электрических приборов сила тока увеличивается? (вопрос к фильму).

III. Во время разминки двое учеников собирают электрическую цепь, состоящую из двух лампочек, источника тока, ключа, реостата.

Работа с цепью. Вопросы.

  1. Состав цепи.
  2. Соединение цепи.
  3. Почему лампочки не горят? (нужно замкнуть цепь)
  4. Почему лампочки горят по-разному? Ведь сила тока одинаковая, казалось бы, что они должны гореть одинаково.

Ответ: разное напряжение.

Запись в тетради.

IV.

Действие  тока характеризуют величины

Работа тока

Мощность тока

1. Что такое работа тока? (работа сил электрического поля, созд. электрический ток).

2. Напишите формулу, которая связывает работу тока и напряжение.

(ученик работает у доски)

U=A/q

Выразим из этой формулы А=Uq.

3. По определению силы тока запишем формулу.

I=q/t.

Выразим q=It. Отсюда получаем

A=UIt.

4. Чему работа тока? Сформулируйте по формуле. (Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока  и на время, в течение которого совершалась работа).

5. Вспомните, а в чем измеряется механическая работа?

Джоуль.

Также и в   Дж измеряется и работа тока.

6. Как вы считаете, а какие приборы нам нужны для измерения работы тока (по определению работы).

- вольтметр, амперметр, часы.

7. На практике работу тока измеряют специальными приборами – счетчиками, которые находятся в каждом доме, квартире. Как именно пользоваться этим прибором, я расскажу на следующем уроке.

8. Выполнить следующее задание (виртуальная лаборатория).

Определите работу тока в цепи за 10 секунд.

(На мониторе компьютера изображена цепь, на которой видны показания амперметра и вольтметра).

Работает учащийся у доски.

Выясняем, что нам дано. И как определить по этим данным работу тока. (применение формулы работы тока).

9. Физическая минутка по теме «Электричество».

1. Вспомните, а что такое мощность (из механики – 7 кл).

(мощность равна отношению работы к промежутку времени, за который эта работа совершена)

2. P=A/t , так как A=UIt, отсюда

P=UIt /t=UI.

3. P=UI

(Мощность тока равна произведению напряжения на силу тока в цепи.)

4.Выполните задание и вы узнаете единицу измерения мощности.

- 10000 А =    кА

Вариант ответа: 100(а),10(в),1(б).

- 45000мкКл =    Кл

Вариант ответа:45(0), 0,045(А), 4,5(В).

- 0,02 кДж =     гДж

Вариант ответа:2(о),20(л),0,2(т)

7030мВ=      В

Вариант ответа: 7,03(т),703(0),70,3(а).

Итак, что получилось?

Ответ: Ватт.

5. Почему именно так была названа единица измерения? Внимательно заслушайте доклад (доклад  читает учащийся).

6. Доклад. Джеймс Уатт (1736-1819гг).

пункт (V).

7. Давайте распишем единицу мощности по формуле

1 Вт=1В * 1А

Как на практике можно измерить мощность тока?

(определить силу тока и напряжение)

Также существуют специальные приборы для измерения мощности – это ваттметры.

8. Возвращаемся к собранной цепи. Какая из этих лампочек светит ярче?

(светит ярче та у которой мощность больше).

9. Индивидуальное задание. Измерить мощность электрической лампочки.

Дана цепь.

(По показаниям амперметра и вольтметра)

А все остальные выполняют упражнение 25 №2 по учебнику.

V. Доклад. Джеймс Уатт (1736–1819гг).

Его именем названа единица мощности во всех областях физики и техники. Выдающийся инженер и изобретатель родился 19 января 1736 г. в Гриноке (Шотландия) в семье купца. Из-за слабого здоровья Уатт формально мало учился, но очень много изучил самостоятельно. Уже подростком он увлекался астрономией, химическими опытами и т.д. В 1755 г. уехал в Лондон, где усвоил профессию мастера по математическим и астрономическим инструментам. Открыл собственную мастерскую по ремонту механики. В 1763 г. к нему обратились с просьбой  отремонтировать паровую машину. Он не только ее отремонтировал, но и улучшил параметры паровой машины. ЕЕ стали использовать на заводах, фабриках, пароходах и т.д. В 1882 г. Британская ассоциация инженеров решила присвоить его имя единицы мощности, теперь имя Джеймса Уатта можно прочесть на любой электрической лампочке. Это был первый в истории случай присвоения собственного имени единицы измерения.

VI. Выполнение упражнения 25 №2 по учебнику. Проверка индивидуального задания и упражнения.

VII. Выполнение упражнения 25 №3 по учебнику. Проверка  упражнения.

VIII. Подведение итогов.

1. Загадки.

А) Металлический пруток
Хорошо проводит ток.
Если по длине велик,
Как зовется……? (проводник)

Б) Вы его в руках держали,
Когда лабораторную выполняли,
Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают (реостат).

В) Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он нам по проводам (электрический ток).

2. С чем познакомились? Что нового узнали?

Что понравилось, а что не понравилось?

Оценки учащимся выставляются по баллам.

3. Д/З: п.50,51, упр.24 №1 (все записано заранее на доске).

Заканчиваю урок следующими словами.

Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поиска предела нет!

Спасибо за урок  дети, молодцы!

Литература:

  1. А.В. Перышкин Физика – 8, М.: Дрофа, 2009 г.
  2. Н.А. Родина, Е.М. Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней школы. – М.Просвещение, 1994 г.
  3. Газеты «1 сентября», приложение «Физика».