Цели:
Образовательные: формулирование физических понятий «работа» и «мощность» тока, вывести формулы мощности и работы тока, знакомство с единицей измерения мощности, с историей возникновения данной единицы измерения, максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
Развивающие: развитие навыков решения экспериментальных, вычислительных задач, развитие познавательного интереса, развитие психических процессов (мышления, смысловой памяти, аргументированной речи).
Воспитательные: продолжение работы по формированию у учащихся добросовестного отношения к труду, использование элементов новых технологий, развитие коммутативных навыков общения и умения слушать и слышать.
«Науку все глубже постигнуть
стремись,
Познанием вечного жаждой
томись
Лишь первых познаний
блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания
нет.»
Фирдоуси
I. Организационный момент.
Сегодня ребята мы с вами познакомимся с новой физической величиной – мощностью тока, а также подробнее рассмотрим работу тока.
Запись темы урока и числа в тетрадь.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
II. Разминка.
А) Повторение основных величин по теме «Электричество» (электрический ток, сила тока, напряжение….).
Б) Обозначение физических величин и их единицы измерения (карточки с обозначением физических величин и единицами измерения).
В) Вспомним правила по ТБ.
Г) Назовите виды соединения проводников? Какой из видов соединения предпочтительней? Почему?
Д) Просмотр видеофильма по теме «Параллельное соединение проводников».
Е) Почему при включении в сеть нескольких электрических приборов сила тока увеличивается? (вопрос к фильму).
III. Во время разминки двое учеников собирают электрическую цепь, состоящую из двух лампочек, источника тока, ключа, реостата.
Работа с цепью. Вопросы.
- Состав цепи.
- Соединение цепи.
- Почему лампочки не горят? (нужно замкнуть цепь)
- Почему лампочки горят по-разному? Ведь сила тока одинаковая, казалось бы, что они должны гореть одинаково.
Ответ: разное напряжение.
Запись в тетради.
IV.
Действие тока характеризуют величины
Работа тока |
Мощность тока |
1. Что такое работа тока? (работа сил электрического поля, созд. электрический ток). 2. Напишите формулу, которая связывает работу тока и напряжение. (ученик работает у доски) U=A/q Выразим из этой формулы А=Uq. 3. По определению силы тока запишем формулу. I=q/t. Выразим q=It. Отсюда получаем A=UIt. 4. Чему работа тока? Сформулируйте по формуле. (Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа). 5. Вспомните, а в чем измеряется механическая работа? Джоуль. Также и в Дж измеряется и работа тока. 6. Как вы считаете, а какие приборы нам нужны для измерения работы тока (по определению работы). - вольтметр, амперметр, часы. 7. На практике работу тока измеряют специальными приборами – счетчиками, которые находятся в каждом доме, квартире. Как именно пользоваться этим прибором, я расскажу на следующем уроке. 8. Выполнить следующее задание (виртуальная лаборатория). Определите работу тока в цепи за 10 секунд. (На мониторе компьютера изображена цепь, на которой видны показания амперметра и вольтметра). Работает учащийся у доски. Выясняем, что нам дано. И как определить по этим данным работу тока. (применение формулы работы тока). 9. Физическая минутка по теме «Электричество». |
1. Вспомните, а что такое мощность (из механики – 7 кл). (мощность равна отношению работы к промежутку времени, за который эта работа совершена) 2. P=A/t , так как A=UIt, отсюда P=UIt /t=UI. 3. P=UI (Мощность тока равна произведению напряжения на силу тока в цепи.) 4.Выполните задание и вы узнаете единицу измерения мощности. - 10000 А = кА Вариант ответа: 100(а),10(в),1(б). - 45000мкКл = Кл Вариант ответа:45(0), 0,045(А), 4,5(В). - 0,02 кДж = гДж Вариант ответа:2(о),20(л),0,2(т) 7030мВ= В Вариант ответа: 7,03(т),703(0),70,3(а). Итак, что получилось? Ответ: Ватт. 5. Почему именно так была названа единица измерения? Внимательно заслушайте доклад (доклад читает учащийся). 6. Доклад. Джеймс Уатт (1736-1819гг). пункт (V). 7. Давайте распишем единицу мощности по формуле 1 Вт=1В * 1А Как на практике можно измерить мощность тока? (определить силу тока и напряжение) Также существуют специальные приборы для измерения мощности – это ваттметры. 8. Возвращаемся к собранной цепи. Какая из этих лампочек светит ярче? (светит ярче та у которой мощность больше). 9. Индивидуальное задание. Измерить мощность электрической лампочки. Дана цепь. (По показаниям амперметра и вольтметра) А все остальные выполняют упражнение 25 №2 по учебнику. |
V. Доклад. Джеймс Уатт (1736–1819гг).
Его именем названа единица мощности во всех областях физики и техники. Выдающийся инженер и изобретатель родился 19 января 1736 г. в Гриноке (Шотландия) в семье купца. Из-за слабого здоровья Уатт формально мало учился, но очень много изучил самостоятельно. Уже подростком он увлекался астрономией, химическими опытами и т.д. В 1755 г. уехал в Лондон, где усвоил профессию мастера по математическим и астрономическим инструментам. Открыл собственную мастерскую по ремонту механики. В 1763 г. к нему обратились с просьбой отремонтировать паровую машину. Он не только ее отремонтировал, но и улучшил параметры паровой машины. ЕЕ стали использовать на заводах, фабриках, пароходах и т.д. В 1882 г. Британская ассоциация инженеров решила присвоить его имя единицы мощности, теперь имя Джеймса Уатта можно прочесть на любой электрической лампочке. Это был первый в истории случай присвоения собственного имени единицы измерения.
VI. Выполнение упражнения 25 №2 по учебнику. Проверка индивидуального задания и упражнения.
VII. Выполнение упражнения 25 №3 по учебнику. Проверка упражнения.
VIII. Подведение итогов.
1. Загадки.
А) Металлический пруток
Хорошо проводит ток.
Если по длине велик,
Как зовется……? (проводник)
Б) Вы его в руках держали,
Когда лабораторную выполняли,
Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают (реостат).
В) Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он нам по проводам (электрический ток).
2. С чем познакомились? Что нового узнали?
Что понравилось, а что не понравилось?
Оценки учащимся выставляются по баллам.
3. Д/З: п.50,51, упр.24 №1 (все записано заранее на доске).
Заканчиваю урок следующими словами.
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поиска предела нет!
Спасибо за урок дети, молодцы!
Литература:
- А.В. Перышкин Физика – 8, М.: Дрофа, 2009 г.
- Н.А. Родина, Е.М. Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней школы. – М.Просвещение, 1994 г.
- Газеты «1 сентября», приложение «Физика».