Интегрированный урок математики по теме "Города-герои. Нумерация трехзначных чисел". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Сформировать способность к чтению и записи трёхзначных чисел.
  2. Тренировать способность к счёту в пределах 1000, выражению трёхзначных чисел в разных единицах счёта.
  3. Закреплять вычислительные навыки в пределах 100.
  4. Познакомить учащихся с городами-героями.
  5. Развивать познавательный интерес учащихся к математике и истории нашей Родины;
  6. Воспитывать чувства любви к Родине и уважение к людям, защищавшим нашу Родину во время Великой Отечественной войны, сочувствие, сопереживание и гордость за нашу Родину.

Оборудование:

  1. Плакаты с изображением памятников истории городов-героев;
  2. Аудиозаписи “Заявление правительства о начале войны 1945года”, фронтовых песен “ Священная война”, “Песенка фронтового шофёра”, “Журавли”.
  3. Дополнительная литература, подготовленная детьми с взрослыми, о сражениях и защитниках городов-героев;
  4. Ребусы.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление учителем темы урока.

– Мы сегодня с вами закрепим знания нумерации трёхзначных чисел, потренируемся в вычислительных навыках в пределах 100.

– А тема нашего урока “ Города-герои”.

– Какие города-герои вы знаете?

– Почему города получили эти звания?

Заявление правительства./Аудиозапись./

– На рассвете 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска перешли границу нашего Советского Союза.

1 ученик. Брестская крепость. Среди первых приняли нападение немецких войск пограничники Брестской крепости. В числе защитников крепости сражались представители многих национальностей и народностей. Как клятва звучали слова.

На демонстрационной доске вывешиваю. Рис 1.

Песня “Священная война”./Аудиозапись/

– Сколько народов и национальностей приняли оборону крепости, сосчитайте.

/Учитель говорит цепочку/

13 – 3 + 27 – 37 + 68 + 9 – 47 /30/

2 ученик. Минск. А из первых городов, принявших на себя удар немецких войск. Это город Минск. Город превратился в руины и пепел. Но Минск не сдался, не покорился.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 2.

Учитель.

– Сколько лет продолжалась оккупация города вы сейчас узнаете.

– Я задумала число. Увеличила его на 9, потом уменьшила на 6, и получилось 6. Какое число я задумала? /3/

– 3 года город Минск был в оккупации.

– Как вы понимаете слово “оккупация”?

/ Оккупация – временное занятие города противником./

Учитель. /На доске записаны числа: 778, 10, 15, 600, 90./

– Прочитайте.

– Назовите количество счётных единиц.

778 дней оккупация города Киева.

За 10 дней войска 1-го Украинского фронта разгромили:

  • 15 вражеских дивизий.

  • Уничтожили 600 танков.

  • 90 самолётов.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 3.

3 ученик. Москва. Первая победа нашей Армии и первое поражение Германии. Одна из крупнейших битв войны. Вся страна встала на защиту столицы.

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков.
И в сердцах будут жить 28.
Самых смелых твоих сынов.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 4.

Учитель.

– Это 28 бойцов из столицы Казахстана во главе генерала Панфилова остановили на подступах к Москве танки, которых было на 26 больше, чем героев панфиловцев. Сколько танков остановили панфиловцы на подступах к Москве. /54/

– Исключительное бесстрашие и стойкость при защите столицы показали женщины-москвички, дети, которые своими руками строили оборонительные сооружения, гасили зажигательные бомбы, сбрасываемые на город.

Запись чисел на доске.

– Записав числа и расположив их в порядке убывания, мы узнаем город, связь с которым поддерживалась только через Ладожское озеро. Её называли “Дорогой жизни”.

На доске запись:

Д 3с.5д.2ед.
Г 5с.2д.
Е 83д.5ед.
Н 62дес.
Н 7с.2ед.
Л 9с.
И 6с. 3д. 8ед.
А 4с.6ед.
Р 42дес.7ед.

900,

835,

702,

638,

620,

520,

427,

406,

352.

Л

Е

Н

И

Н

Г

Р

А

Д

– Какое самое большое число? /900/

– 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешеный натиск врага. В городе от бомбёжек, артобстрелов, голода и холода погибло около миллиона человек.

– Как называется этот город в настоящее время?

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 5.

4 ученик. Новороссийск. Силы были неравные. Против 9 наших бойцов сражались 15 немецких, против 1 нашего танка – 10 немецких. Небо и земля в огне. В море тоже огонь – корабли сражаются. Дышать трудно. Земля – политая кровью и потом наших бойцов.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 6.

Учитель.

– Решение задачи. /Запись на доске и в тетрадях/

– Во время атаки на город Новороссийск враг потерял 25 самолётов, а танков на 22 больше. Сколько танков потеряли немцы в сражении?

– Увеличив количество самолётов на 2 сотни, мы узнаем, на какой день был освобождён город.

Минутка отдыха.

– Узнайте город, который зашифрован:

1.СЕВА 100 ПОЛЬ

5 ученик. Севастополь. 250 дней продолжалась оборона Севастополя. Немецкие войска, которые боялись наших моряков, называли их: “Чёрные дьяволы! Чёрная смерть! Чёрная туча!”.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат.

2. 1,, Е ,, МАССА

6 ученик. Одесса. 73 дня оборонялась Одесса. Во время обороны города все заводы продолжали работать, выпуская танки, бронепоезда, миномёты.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 7.

3.

4

3

5

1

2

Ч

Р

Ь

К

Е

7 ученик. Керчь. “Всем! Всем! Всем! Мы защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаёмся! – это текст радиограммы от защитников Керчи из каменоломен. Каменоломни – портовое укрепление из камня.

Вместе с взрослыми в отряде пионеры: Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. От взрыва мины Володя Дубинин погиб. После освобождения Керчи ему присвоено звание героя Советского Союза.

На демонстрационной доске вывешиваю плакаты. Рис. 8, 9.

Физминутка.

Выполнение движений за учителем под “Песенку фронтового шофёра”.

Учитель.

– Город, который получил новое имя после войны в 1961 году?

8 ученик. Волгоград. Дом Павлова – простой ничем не примечательный Сталинградский дом. Дом назван по имени сержанта Павлова, который со своим отделением – 24 солдатами держали оборону 58 дней от превосходящих сил противника.

Не забывайте грозные года,
Когда кипела волжская вода.
Но выдержал “железный” наш солдат,
Но выдержал бессмертный Сталинград.
На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 10.

Учитель.

– 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва.

1. – Расскажите, что вы знаете, о числе 200?

(Трёхзначное число, содержит 2 сотни, чётное, предыдущее и последующее число, сумма цифр)

2. – Выразите число 200 в разных счётных единицах.

– Выразите 200 см в различных единицах измерения. /2 м, 20 дм./

– Увеличьте число 200 на 300; уменьшите 200 на 3.

3. – Я задумала число, Увеличила его на 155 и получила 200.

– Какое число я задумала? / 45./

– 45 дней длилась осада города Тулы.

4. – С первых дней ВОВ оружейники этого города поддерживали лозунг: “Всё для фронта, всё для победы” эти слова не расходились с делом. За время осады города было отремонтировано 529 пулемётов, а танков на 440 меньше. Сколько танков было отремонтировано в осаждённом городе?

9 ученик. Тула. Девочки вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтоб не скучали наши защитники по близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота, пусть, даже если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждёт.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 11.

– Мы ещё не вспомнили 2 города.

– Вы сейчас узнаете названия этих городов, выполнив следующее задание.

– Найдите значение выражений и расположите их в порядке возрастания.

/Записи выражений на доске./

Самостоятельная работа.

1 вариант

– Город-солдат, город-труженик стал неприступной крепостью на севере.

2 вариант.

– На фронтах войны сражались не только люди, но и “тигры”, “пантеры”, “леопарды”, “яки”. Что это?

– При обороне этого города14 июля 1941 года у нас впервые появилось новое оружие “катюша”.

1 вариант

2 вариант

25 + 42

22 + 45

69 – 29

59 – 19

30 + 55

35 + 50

90 – 7

80 + 3

73 – 19

73 – 19

36 + 25

35 + 26

72 – 20

82 – 30

70 – 53

80 – 63

1 вариант:

17

40

52

54

61

67

83

85

М

У

Р

М

А

Н

С

К

10 ученик. Мурманск. 40 месяцев днём и ночью враг угрожал городу. Тревожно выли сирены, рвались бомбы, полыхали пожары, рушились здания, падали убитые и раненые, а город жил и работал.

На демонстрационной доске вывешиваю плакат. Рис. 12.

2 вариант:

17

40

52

54

61

67

83

85

С

М

О

Л

Е

Н

С

К

11 ученик. Смоленск. Два года и три месяца на земле Смоленщины полыхал огонь.

Исаковский “Смоленск”

Я видел всё, что видеть мне пришлось
Что враг терзал без всяких сожалений
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени.

Не только Смоленск не встал на колени, но и весь наш Советский Союз.

На демонстрационной доске вывешиваю плакаты. Рис. 13, 14, 15.

Подведение итога.

– Понравился вам урок?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Ещё больше познакомиться с городами-героями можно, прочитав текст на этом плакате, /учитель вывешивает плакат “Города-герои”/ или взяв книги о городах-героях в классе и в школьной библиотеке.

Песня “Журавли”. /Аудиозапись/

Дети слушают песню стоя.

Приложение (Рисунки)