Урок окружающего мира в 3-м классе "Наследие Древнего мира"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с наследием Древнего мира (письменностью, техникой, культурой).

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся по истории Древнего мира;
  • познакомить с древними государствами (Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, Шумер, Вавилон) и их культурой;
  • научить самостоятельно работать с различными источниками (энциклопедии, интернет);
  • развивать память, мышление, воображение, речь, эмоциональную сферу, творческие способности;
  • воспитывать интерес к изучению истории,

Оборудование: карточки с заданием, оценочные листы, карточки с разноуровневым домашним заданием, презентации по залам.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным, познавательным)

– От чего это зависит? (от того как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя)

– Я желаю вам, чтобы этот урок прошёл с пользой, и вы узнали много нового.

2. Проблемная ситуация.

– У меня в руках замечательная шкатулка. А в ней – маленькая бусинка, найденная в земле, старинные монеты, пожелтевшие листы старой газеты, осколок от древней посуды.

– Как вы думаете, зачем я всё это принесла на урок?

– Зачем люди собирают такие вещи? (Чтобы узнать как можно больше о прошлом)

– Как называются профессии людей, которые занимаются изучением прошлого? (Историки, археологи)

– Конечно же всё это следы далёкого прошлого. Наследие наших предков не утрачивает своего значения. Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности. Учёные называют их историческими источниками. С них начинается познание прошлого.

– А где хранятся такие предметы? (В музеях)

– Что же такое музей? Об этом нам расскажет … , которую я попросила узнать об этом.

Ученик читает статью из толкового словаря С.И.Ожегова. (Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, также просветительской и популяризаторской деятельностью.  А ещё я узнала, что слово музей произошло от греческого слова, обозначающего «храм муз». Музы были покровительницами искусств. Один из первых музеев был найден в Александрии в Египте. Он был построен в 3 веке до нашей эры.

3. Постановка цели урока.

– Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в один из замечательных музеев нашей страны – Эрмитаж. А кто знает, где он находится? (В г. Санкт-Петербурге)

– В Эрмитаже все экспонаты разделены на отделы: первобытная культура, античный мир, культура народов Востока, история русской культуры. Мы с вами представим свою экспозицию и определим такие залы: Шумер, Древний Египет, Вавилон, Древняя Греция, Древний Рим.

4. Формирование новых знаний.

– Итак, экскурсоводы 1 зала познакомят нас со своими экспонатами.

1 зал – Шумер.

Шумер.

1. Шумер – древняя страна в Южном Двуречье, начала возникать около трёхтысячного года до нашей эры. Шумеры осушили болота в той местности, выучились регулировать разливы рек и изучили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения становились процветающими городами. Для Древнего Шумера характерно наличие множества городов, центрами которых были большие храмовые хозяйства. Вне храмовых хозяйств существовали хозяйства большесемейных общин. Их хозяйство базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, что порождало бесконечные войны за доступ к головным каналам и землю.

2. Шумерам принадлежит открытие клинописного послания. Единственным материалом для письма была глина. Писали тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Эту систему письма заимствовали и использовали многие народы на Ближнем Востоке.

3. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, басни, поговорки.

4. Шумеры первыми изобрели колесо и изобразили его на рисунке. Предшественником колеса считают деревянный каток, который подкладывали под груз. Первоначально колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Шумеры придумали различные сельскохозяйственные орудия (плуг), гончарный круг, систему орошения, первыми стали использовать в строительстве обожжённый кирпич.

5. Шумеры выращивали пшеницу, лён горох, виноград, разводили овец и коров, охотились, ловили рыбу. На рубеже 4–3 тыс. до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тыс. до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации – города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения.

6. Здания строили из кирпича, который делали из смеси глины, песка и соломы. Основу зодчества составляли дворцы, религиозные строительства и дома. Храмы представляли собой культовые башни (зиккураты), похожие на ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами. Стены окрашивались в чёрный, белый и красный цвета.

– Посетим 2 зал – Древний Египет.

Древний Египет.

1. Государство возникло на берегах реки Нил. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются  иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь».Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение.

2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи , обжигать их на солнце и строить из них дома.

3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками.

4. Больше всего поражают людей пирамиды – гигантские усыпальницы египетских фараонов (царей). Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.

5. Пирамиды показывают, что в Древнем Египте люди обладали большими познаниями в области науки, техники, математики, архитектуры. Внутренняя часть пирамиды представляет собой лабиринт, который ведёт в погребальную камеру фараона. Царя хоронили через 70 дней после смерти. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому вместе с забальзамированным телом властителя старались поместить всё, могло пригодиться: оружие, обувь, украшения, посуду, пищу и даже слуг и коня. Близ пирамиды  возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени – высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса. В Древнем Египте сфинкс – статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона или царицы).

6. В Египте существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено тело человека. Вера в загробную жизнь привела египтян к появлению бальзамирования (мумификации) тел умерших. Египтяне носили лёгкую одежду из полотна, в которой не было жарко. И мужчины и женщины пользовались косметикой. Богатые люди носили парики и украшения из золота и полудрагоценных камней.

Физминутка.

– На очереди 3 зал – Вавилон.

Вавилон.

1. Вавилон существовал в Междуречье на территории сегодняшнего Ирака. Он являлся одним из крупнейших городов Древнего мира, был столицей царства Вавилония, которое просуществовало 1500 лет.

2. Как писал древнегреческий историк Геродот, Вавилон был не только крупным городом, но и самым красивым. Город был окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем шла высокая стена. Состоял город из двух частей, разделённых рекой Евфрат. В городе были трёх– и четырёхэтажные дома. Он был пересечён прямыми улицами. В середине каждой части города воздвигнуто главное здание. В одной части – царский дворец, окружённый огромной и крепкой стеной, в другой – святилище бога Зевса Белла.

3. В середине этого святилища была воздвигнута громадная башня длиной и шириной 177 метров. На этой башне стояла вторая, на ней ещё башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница вела на верх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находились скамьи для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. Высота башни составляла 90 метров. Она была воздвигнута в честь бога Мардук – покровителя города Вавилона и вошла в историю под названием Вавилонская башня.

4. Главное украшение города – ворота, посвящённые богине Иштар. Они были украшены разноцветными изразцами. Через ворота проходил Путь Процессий. Каждый год, во время празднования Нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов. В настоящее время ворота Иштар хранятся в Пергамском музее в Берлине.

5. В Вавилонии развивалось множество ремёсел: дубление кожи, изготовление мыла, кузнечное дело, стеклодувное. Широкой известностью пользовались врачи. Они проводили успешные операции. В Вавилоне была введена система счёта, основанная на числе 60. До нас дошли число минут в часе, число градусов в окружности (60 х 6).

6. Своего могущества империя достигла при царе Навуходоносоре  II. В жёны он выбрал красавицу Семирамиду, жительницу горной страны. Царица очень тосковала по своей родине. Навуходоносор очень любил свою жену, он решил сделать всё, чтобы развеять её печаль. Рядом с дворцом рабами было построено четырёхэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись  между собой лестницами. Для поливки садов использовали специальное устройство. Всё сооружение поддерживали мощные колонны. Издали казалось, что сады висят в воздухе, поэтому их называли «висячими садами» Семирамиды. Это чудо света просуществовало недолго – около двухсот лет. Сначала за садами перестали ухаживать, а потом мощные наводнения разрушили сооружение. Так погибло одно из семи чудес света.

– Нас ждёт 4 зал – Древняя Греция.

Древняя Греция.

1. Государство Древняя Греция зародилось на берегах Средиземного моря. Оно состояло из многих маленьких государств. Одним из них была Спарта. Даже в мирное время она была похожа на военный лагерь. Сыновья граждан Спарты в 7 лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучить мальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах. При этом мальчики не должны были даже стонать. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой — лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет.

2. В другом греческом государстве – Афинах, названном в честь богини Афины – Богини войны, мудрости, знаний, искусств, ремёсел, почитали храбрость и мужество, но придавали большое значение наукам искусствам. Особенно ценилось ораторское искусство – красноречие. Ему специально обучали мальчиков в гимнасиях.

3. Выше всего древние греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков. Один из самых знаменитых греков – Архимед – учёный, математик, механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Он сделал много открытий: закон плавания тел, названный его именем, изобрёл винт для подъёма воды на сушу. Пифагор – математик-геометр, философ, религиозный и политический деятель. Ему приписывают изучение свойств целых чисел, доказательство теоремы Пифагора и другое. Писатели Эсхил, Софокл, Еврипид прославились пьесами. Историка Геродота называют «отцом» истории. Великими философами были Сократ, Платон, Аристотель. Театр к нам пришёл тоже из Греции.

4. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки. В Древней Греции занимались росписью керамических сосудов: амфор (остродонный сосуд), килик (изящная чаша), кратеров (большой сосуд). Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов.

То вазы – гиганты, то карлики – вазы
И каждая ваза с рисунком рассказом!
Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
А вот Артемида – богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.

5. Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!

В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад Объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.

– И наконец, последний зал нашей сегодняшней экскурсии – Древний Рим.

Древний Рим.

1. История Древнего Рима – маленького городка, который стал огромной империей, занимает много веков. Классическая история повествует о том, что Рим был основан этрусками в 75 году до нашей эры на вершине семи холмов. На этрусков большое влияние оказывали греки. Они переняли греческий алфавит, носили похожие одежды, поклонялись греческим богам. Только римляне дали им новые имена. Главного бога Зевса называли Юпитером, Геру, его жену – Юноной, Аида, бога царства мёртвых – Плутоном, Посейдона, бога морей – Нептуном, Афину, богиню мудрости – Минервой, Афродиту, богиню любви и красоты – Венерой.

2. Даже идея гладиаторских боёв и спортивных игр была заимствована у греков. Гладиатор в переводе означает меченосец. Почти все гладиаторы были рабами. Только некоторые из них являлись добровольцами, работающими за деньги. Гладиаторы проходили тщательную подготовку, получали хорошую пищу и своевременную медицинскую помощь. Битву начинали поставленные парами друг против друга гладиаторы. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть.

3. Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (римское право, латинский алфавит, система образования). Детей начинали обучать с 7 лет. Бедные пользовались услугами школ, богатые обучались дома. Дети проходили три стадии образования – начальное, среднее, высшее. На первых этапах их учили писать и считать, давали сведения по истории, праву, литературе. В высшей школе обучали ораторскому искусству. В 17 – 18 лет молодой человек оставлял учёбу и проходил военную службу.

4. Один из самых знаменитых памятников древнеримского зодчества – Колизей – Флавиев амфитеатр 72-80 годов. Строительство велось 8 лет. Представляет собой огромную овальную чашу (188 на156 м). Стена Колизея, высотой в 50 м, сложена из крупных каменных блоков, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом. Долгое время  Колизей был местом увеселительных зрелищ – бои гладиаторов, звериные травли. Вмещал около 50 тысяч зрителей. Позже служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами. В наше время – это популярный туристический объект, который в 2007 году был признан одним из 7 новых чудес света.

5. В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования. Римское господство распространялось от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки. Там до сих пор сохранились памятники эпохи Римской империи: дороги, общественные здания, акведуки, оборонительные сооружения, храмы.

6. Существование единого государства способствовало и распространению христианства, зародившегося на восточной окраине империи в Палестине. Всемирное распространение получила римская нумерация и юлианский календарь. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки. Много трудов было посвящено архитектуре, градостроительству и военной технике. Больших успехов римляне достигли в области медицины. Вся медицина основана на латыни – языке Древнего Рима.

4. Рефлексия.

– Понравилась вам наша экскурсия?

– Какие впечатления у вас остались?

– Сейчас вы поработаете по группам. Задание: соотнесите изобретение или достопримечательность с древней цивилизацией.

Колизей 
Сфинкс
Висячие сады Семирамиды
Ворота Иштар
Пирамиды
Вавилонская башня
Древняя Греция
Шумер
Древний Египет
Вавилон
Древний Рим

колесо
битвы гладиаторов
Олимпийские игры
клинопись
иероглифы
мозаика

5.  Итог.

– Сейчас мы подведём итог нашей работы. Вы должны будете оценить работу каждой группы.

Каждой группе раздаются оценочные листы.

Оценочный лист

№ группы

Название государства

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги подводятся на большом оценочном листе.

– Сегодня мы совершили заочное путешествие в античность. Вы, ребята, подобрали интересный материал, за что большое всем спасибо.

6. Домашнее задание.

– Откройте учебник на с. 39. Внимательно рассмотрите карту. Какие древние цивилизации мы с вами не изучили на сегодняшнем уроке? (Индия, Китай)

– Дома вы будете выполнять задания по выбору, т.е. то которое вам больше всего понравится.

– Возьмите карточки с домашним заданием, прочитайте.

Домашнее задание:

  1. Придумать вопросы по содержанию сегодняшнего урока.
  2. Составить кроссворд о Древних государствах.
  3. Приготовить сообщения о Древнем Китае или Древней Индии.