Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. На современном этапе развития научной мысли вопросительные высказывания рассматриваются как стимул общения, начало и продолжение мышления, а так же навык культуры (И.А.Виноградов, Н.М.Чалов). В ряде работ (О.С.Павлова, Л.Г.Соловьева, Н.К.Усольцева, Е.Г.Федосеева) установлено, что уровень диалогического общения у детей с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме, и обоснована необходимость специальной работы по формированию коммуникативной готовности к школьному обучению. Наша работа посвящена одному из аспектов изучения коммуникативной способности детей с общим недоразвитием речи, а именно, умению задавать вопросы в ходе диалога.
Нас заинтересовало мнение Э.П.Коротковой, С.А.Козловой, которые предлагают формировать у детей умение задавать вопросы через обучение на занятии. Э.П.Короткова отмечает, что когда дети сами задают вопросы на занятиях, продуктивнее протекает их познавательная деятельность: через вопросы, задаваемые самим ребенком, включается в действие мотивационный механизм личности, активизируются детские интересы, потребности, стремления. Поэтому очень важно разобрать комплекс приемов и воздействий, с помощью которых дети побуждались бы к задаванию вопросов.
Вся наша работа была выстроена по блоковой системе (Приложение 1).
Первый блок включает в себя систематизацию знаний детей о правилах поведения, взаимоотношениях людей и обучение детей постановке вопросов по аналогии с вопросом взрослого (Приложение 2). Например,
Сказка “Заюшкина избушка”.
– Хотелось бы вам узнать, почему петушок помог зайчику? Спросите меня об этом.
– Интересно вам узнать, что потом случилось с лисой? Спросите меня об этом.
Второй блок включает в себя непосредственное обучение детей постановке вопросов с использованием таких приемов, как образец вопроса взрослого и моделирование. Каждое занятие такого блока состоит из двух частей: первая часть направлена на уточнение и расширение знаний детей об окружающем (ознакомление с художественной литературой, рассматривание дидактических картинок, серии картин и т.д.). Вторая часть направлена на обучение детей постановке вопроса на основе приобретенных ребенком знаний. Решение задач второго блока происходит поэтапно.
На первом этапе второго блока стоит задача показать детям, что воспитатель спрашивает об одном, а можно спросить и о другом; на этом этапе продолжается обучение детей постановке вопросов с помощью образца взрослого. Используем прием побуждения: “Спроси о другом”. Например, чтение речевой логической задачи, где в конце короткого произведения автор уже задает вопрос. Но вопрос не зачитывается, а предлагается детям сначала спросить, а затем сравнить вопросы детей с вопросами автора произведения. Например,
“В лесу”.
В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и, крикнув маме: “Смотри, какой красивый цветок. Я сорву его,” – побежала туда. – Не трогай колокольчик, не рви его, – сказала мама. Автор: Почему мама не разрешила Кате сорвать цветок?
На втором этапе второго блока происходит знакомство детей с моделированием вопросов (по классификации В.И.Логиновой) и на этом этапе ставится задача обучения умениям задавать вопрос по модели, используя вопросительное слово “Что?”. Далее у детей закрепляют умение задавать вопросы, используя вопросительное слово “Что?” и обучают детей постановке вопросов с применением вопросительного слова “Какой?”. Затем продолжают обучение детей постановке вопросов с помощью моделирования, используют слово “Почему?” и закрепляют умение формировать вопросы с вопросительным словом “Какой?”. В своей работе мы использовали графические модели (по классификации В.И.Логиновой). Данные модели представляют собой геометрические фигуры: круги разного цвета и одинаковой величины обозначают вопросы; а прямоугольники черного цвета соответствовали остальным словам в предложении.
На первом занятии второго этапа ставится цель: познакомить детей с моделированием вопросов, учить задавать вопросы по моделям, используя вопросительное слово “Что?”. Например,
Рассматривая дидактическую картину “Строители” из серии “Мы играем”, воспитатель задает вопрос: “Что строят дети?”.
– Я задала вам вопрос, а сейчас запишу его (назвать вопросительное слово и приложить кружок синего цвета, затем сделать паузу, назвать следующие слова и приложить черные прямоугольники). Давайте все вместе прочитаем мой вопрос. (Повторить то же еще раз с вопросительным словом “Что?”).
– А теперь вы спросите, но ваши вопросы должны начинаться со слова “Что?”.
На втором занятии цель: закрепить умение детей задавать вопросы, используя вопросительное слово “Что?” и обучать задавать вопрос с применением вопросительного слова “Какой?”. Во вводной части занятия выставляется знакомая модель вопроса с вопросительным словом “Что?” и заинтересовывающий момент: к детям приходит знакомый персонаж с повязанной головой. Воспитатель: – Ребята, вспомните с каким вопросительным словом вы учились задавать вопросы. Задайте вопрос со словом “Что?” (Что случилось с тобой?). Затем с детьми проводится небольшая беседа о правилах безопасного поведения. В заключении воспитатель спрашивает детей: – Какие правила нарушил наш гость? Я задала вопрос, а сейчас я его запишу (выложить зеленый кружок и назвать вопросительное слово “Какой?”, затем пауза и назвать остальные слова, выкладывая черные прямоугольники). А теперь вы задайте вопросы со словами “Какой? Какие? Какое? Какая?” по этой схеме. Для стимулирования детских вопросов использовать логично элемент соревнования: кто больше придумает вопросов, тот и победит (за каждый вопрос – фишка).
На третьем занятии этого этапа цель: продолжить обучение постановке вопросов с помощью моделирования, используя вопросительное слово “Почему?”. Закрепить умение формулировать вопросы с вопросительным словом “Какой?”
-Какой номер телефона у скорой помощи? – Какое у тебя настроение?
– Какие волшебные слова ты знаешь? – Какие правила нужно соблюдать в больнице? И т.п.
Например, лексическая тема “Зимующие птицы”. Предлагается игра “Угадай и назови”.
Сначала воспитатель задает детям вопрос: Какая птица белобокая? (выставляется модель с вопросительным словом “Какая?”). Какая птица всегда живет около человека? Какие птицы зимой прилетают из леса? Далее зачитывается логическая задача с вопросом
– Маша попросила маму устроить на балконе зимнюю столовую. Каждый день Маша подсыпала корм в кормушку и птицы сновали около нее, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка забыла положить корм в кормушку. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего не нашли. На следующий день Маша насыпала корм, но уже прилетело меньше птичек. Почему прилетело мало птиц? (ввести модель речевого высказывания с вопросительным словом “Почему?” – красный кружок). Если дети затрудняются в постановке вопросов с вопросительным словом “Почему?”, логично вернуться к обучению по аналогии:
– Артем, тебе интересно узнать почему корм в кормушку класть нужно ежедневно? Спроси у меня.
Как показала практика, дети с удовольствием откликаются на предложение воспитателя задать вопросы, и активно включаются в речевую деятельность на занятии. Исходя из познавательной сферы развития ребенка, мышление детей с ОНР является наглядно-образным и наглядно-действенным. Результаты этих блоков подтвердили, что дети с ОНР могут задавать вопросы познавательного характера либо по аналогии с вопросом взрослого, либо ориентируясь на образец вопроса взрослого или на модель, соответствующую заданному вопросу. Для детей с нормальным речевым развитием эта работа проводится в среднем дошкольном возрасте.
Третий блок работы в данном направлении включает в себя игры-соревнования, цель которых – выявить умения детей формулировать вопросы
а) по отрывку из художественного
произведения, сказки;
б) работа по закрытой картинке, предмету.
Например,
Рассказ К.Д.Ушинского “Лекарство”.
Заболела мама Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит “Дай, я за тебя выпью!”
Предполагаемые вопросы:
– Что прописал врач маме Тани?
– Каким оно было?
– Почему мама пила лекарство с трудом?
– Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство?
Лексическая тема “Чайная посуда” (за ширмой чайная чашка, дети задают вопросы, используя модели, отгадывают – что находится за ширмой).
Реализация личностно-ориентированного взаимодействия на современном этапе требует поиска путей постановки ребенка в позицию инициатора. Одним из способов в решении этой задачи является диалогическое общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Научив ребенка задавать вопросы, мы тем самым дадим ему возможность встать в позицию инициатора (Приложение 3). Среди всех средств, которые могут позволить научить детей включаться в диалогическое общение, мы и предложили специально организованное обучение.