Решение тригонометрических уравнений. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Цели:

  • систематизировать, обобщение знаний учащихся, проверка уровня усвоения темы;
  • развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
  • воспитание интереса к математике, активности, умения общаться.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас заключительный урок по теме: “Решение тригонометрических уравнений”. Мы повторим и закрепим решение тригонометрических уравнений, ваша задача состоит в том, чтобы показать свои умения и навыки по решению тригонометрических уравнений. В первой части урока мы проведем работу по систематизации и обобщению знаний по теме урока, а вторую часть посвятим проверки ваших знаний.

2. Повторение знаний теоретического материала.

На экране интерактивной доски вопросы, учащиеся отвечают на вопросы, исправляют и дополняют ответы:

  1. Тригонометрия – это математическая дисциплина, изучающая зависть между … (углами и сторонами треугольников)
  2. К числу трибометрических функций относят синус, тангенс, котангенс , секанс и ….  (косинус и косеканс)
  3. Частный случай cos x = 1
  4. Формула для нахождения корней уравнения
  5. Значение sin x = 1/2

3. Разминка

Каждый день принято начинать с зарядки, т.е. с разминки. Чем мы сейчас с вами и займемся. Проведем разминку по двум вариантам.

Вариант №1 Разминка: Вариант №2
cos x = a

При |a| > 1

При |a| 0

1. Запишите общее решение уравнения: sin x = a

При |a| > 1

При |a| 0

sin x = a 2. Запиши частые случаи решения уравнения: cos x = a
а. sin x = 1/2
б. cos 2x = -1
в. tg x/3 =
3. Решите простейшее тригонометрическое уравнение: а. cos x = 1/2
б. sin 3x = 1
в. ctg x/2 =

Проверка через интерактивную доску

Самопроверка и выставление оценок за разминку:

“5” – 7 баллов;
“4” – 5-6 баллов;
“3” – 4 балла.

4. Классификация тригонометрических уравнений

Вы должны назвать тип записанного уравнения и кратко рассказать о способе его решения.

У каждого на столе лист с заданием:

“Классификация тригонометрических уравнений”

  1. Простейшие и сводящиеся к простейшим
  2. Приводимые к квадратным
  3. Однородные I степени
  4. Однородные II степени
  5. Решаемые разложением левой части на множители
  6. Неоднородные II степени

Тренажер

УРАВНЕНИЕ ВИД 8 2cos x -   = 0
1

  9
2   10
3   11
4   12
5   13
6   14
7     15

5. Дифференцированная проверка полученных знаний

Необходимо решить задания из тренажера.

Проверка через интерактивную доску.

на “5” – любые 5 уравнений;
на “4” – любые 4 уравнения;
на “3” – любые 3 уравнения.

6. Диктант “Верно, не верно”

Каждый учащийся получает лист с заданием и отвечает на вопросы, если верно ставит знак “+”, если не верно, то знак “-”.

Разминка-диктант “Верно, не верно”

  1. sin2 x + cos2 x = 1 – основное тригонометрическое тождество?
  2. – тригонометрические функции?
  3. [-1; 1] – область значения функций sin x, cos x?
  4. Отношение sin x на cos x – это ctg x?
  5. arcsin3 – имеет смысл?
  6. arcsin(-2) – имеет смысл?
  7. arctg(-2) – имеет смысл?
  8. (-; +) – область значения функции tg x
  9. sin x – четная функция?
  10. ctg x– нечетная функция?
  11. Математика – мой любимый предмет?

Проверка через интерактивную доску.

Сдача работ на проверку.

7. Итог урока (оценивание работ)

И напоследок притча: “Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку. Кто откроет, тот и будет моим помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошел и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку”.