Создание и редактирование документа. Форматирование документа

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными действиями по созданию документа в текстовом процессоре MS Word;
  • овладение навыками форматирования документов.

Задачи урока:

  • Обучающая: овладение учащимися знаниями об основных понятиях и действиях текстового процессора. Привитие навыков создания, форматирования и редактирование текстового документа.
  • Развивающая: направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, воображения, учить сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывает у учащихся умение работы в коллективе, умение слушать преподавателя, бережное отношение к учебному труду, формирование культуры речи и уверенности.

Тип урока: урок-объяснение нового материала с элементами практикума

Оборудование урока: Интерактивный проектор с доской, компьютеры, презентация-8-20, учебник 8 класса по информатике, ППР-8-20, карточка эффективности урока.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Технологию создания и редактирования текстовых документов;
  • способы выделения всего текста или его фрагментов;
  • режимы форматирования.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать текстовые документы;
  • сохранять текстовый документ;
  • выполнять редактирование текстового документа;
  • выделять слово, строку, предложение, абзац и весь документ;
  • уметь форматировать символы;
  • устанавливать абзацные отступы;
  • выравнивать текст или его фрагменты.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка темы и целей урока
  3. Проверка пройденного материала, фронтальный опрос
  4. Объяснение нового материала
  5. Закрепление нового материала – Практическая работа
  6. Выставление оценок, домашнее задание
  7. Итог урока

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока:

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие класса. Проверка присутствующих учащихся. Отметка в классном журнале отсутствующих учащихся.

II. Постановка темы и целей урока (1–2 слайды)

– На предыдущих уроках мы с вами начали знакомство с текстовым процессором Microsoft Word. Рассмотрели и сравнили интерфейсы Microsoft Word-2003 и Microsoft Word-2007, а так же рассмотрели, что такое текстовый редактор, для чего нужна эта программа, способы запуска программы, структуру окна программы. Сегодня вы научитесь создавать документ, редактировать, форматировать текст и сохранять документ в текстовом процессоре MS Word. (Огласить тему урока (которую учащиеся должны записать в рабочих тетрадях) – слайд-1, и цели урока – слайд-2).
Прежде чем продолжить осваивать основные навыки работы в этой программе, проведем небольшой фронтальный опрос.

III. Проверка пройденного материала, домашнее задание

Фронтальный опрос по теме: Представление текстовой информации. Текстовый процессор Microsoft Word.

  1. Интерфейс текстового процессора (слайды - 3, 4, презентация 8-20)
  2. Слайды – 5, 6:

  3. Что такое текст? (Текст – это любая последовательность символов из компьютерного алфавита.)
  4. Что можно назвать текстовым документом? ( Текстовым документом можно назвать файл, созданный с помощью текстового редактора, который, кроме алфавитно – цифровых символов, содержит еще графические объекты и управляющую информацию о форматировании текста.)
  5. Как можно обработать текстовую информацию?( Текстовую информацию можно обработать с помощью текстового редактора или текстового процессора.)
  6. Что можно создавать с помощью текстового редактора? (С помощью текстового редактора можно создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать, изменять формат документа, распечатывать и т.д.)

IV. Объяснение нового материала (Презентация-8-20 – слайды – 7-12)

Создание документа MS Word:

Чтобы создать документ, нужно выполнить следующие основные этапы:

  1. Выбор шрифта и его размера
  2. Ввод и редактирование текста
  3. Форматирование текста
  4. Сохранение и открытие документа
  5. Выдача на печать

Ввод текста в MS Word: при вводе текста в MS Word при переходе на новую строку не нужно нажимать клавишу Enter. Когда набираемый текст достигает правого края абзаца, MS Word автоматически переходит на новую строку. При этом, если необходимо. На новую строку будет перенесено любо последнее слово текущей строки, либо часть слова (если установлен автоматический перенос).

Закончив абзац, нужно нажать клавишу Enter для перехода на новую строку следующего абзаца.

Редактирование текста позволяет изменить уже существующий электронный документ путем добавления, удаления или перестановки его фрагментов, слияние нескольких документов в один или разбиение документа на несколько более мелких.

Определение: Редактирование – преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа.

Редактирование производится путем копирования, перемещения или удаления выделенных символов или фрагментов текста.

Копирование или перемещение символа или фрагмента текста можно осуществлять следующим образом:

I. Метод "перетащить и отпустить".

Алгоритм:

  1. Выделить фрагмент текста.
  2. Удерживая нажатой клавишу <Ctrl> и ЛКМ перетащить его на новое место.

II.С использованием буфера обмена.

Алгоритм:

  1. Выделить фрагмент текста.
  2. Правка – Вырезать.
  3. Поставить курсор в новое место.
  4. Правка – Вставить.

Форматирование позволяет изменить внешний вид документа в целом или его фрагментов. Внешний вид определяет многое. Недаром говорят, что " Встречают– по одежде". Это можно отнести и к документам. Помимо этого, что документ обязан быть правильным по содержанию, он должен быть хорошо оформлен.

Определение: Форматирование текста – процесс установления параметров фрагмента текста, которые определяют внешний вид текста в этом фрагменте.

Перед изменением параметров фрагмент текста следует выделить. Форматирование документа осуществляется в ходе выполнения следующих действий:

– шрифтовое оформление текста;

– изменение параметров страниц документа;

– разбиение текста на колонки;

– оформление стиля символа, абзаца, страницы.

Большая часть данных действий может быть реализована с помощью инструментов меню Формат. Форматирование документа основано на создании новых форматов элементам текста, которые должны быть предварительно выделены.

Изменение параметров шрифта.

Для изменения параметров символов используется команда Шрифт меню Формат, которая вызывает диалоговое окно Шрифт.

Диалоговое окно Шрифт (рисунок 1)

Вкладка Шрифт используется для установления параметров шрифта.

Форматирование абзаца текста. Абзац заканчивается нажатием клавиши Enter. Для установления параметров абзаца используется команда Абзац из меню Формат. Для установления абзацных отступов и интервалов необходимо выбрать вкладку Отступы и интервалы.

Диалоговое окно Абзац (рисунок 2.)

В поле Выравнивание устанавливается способ выравнивания абзаца:

– По левому краю.

– По центру.

– По правому краю.

– По ширине.

В полях слева и справ устанавливается расстояние от левого и правого полей до границ абзаца.

В поле междустрочный интервал – интервал между строками внутри абзаца:

– Одинарный.

– Полуторный.

– Двойной.

– Минимум.

– Точно.

– Множитель.

V. Закрепление нового материала

Выполнение практического задания.

Практическое задание:

ППР-8-20

  1. Запустите текстовый процессор MS Word.
  2. Напечатать стихотворение "Овощи", используя операцию Копирование.
  3. Установить поля (левое-2,5; правое-1,5; верхнее и нижнее по 2).
  4. Установить абзацы, установить межстрочное расстояние в тексте, равное 2 пунктам, выравнивание по ширине.
  5. Изменить шрифт на Comic Sans MS, размер шрифта на 14 .

VI. Выставление оценок, домашнее задание

Проверка выполненной практической работы, выставление оценок с комментарием.

Д/з: читать стр. 69-80 учебника информатика 8 класс.

VII. Итог урока

Подведение итогов урока:

  1. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к теме урока.
  2. Объяснить смысл этого понятия.
  • рпавак, пиркоовать,
  • вкпраа, ревытьза,
  • вкпраа, тавсвить.

Карточка эффективности урока.

Постарайся точно вспомнить то, что услышал на уроке, и ответить на поставленные вопросы:

Ф.И., класс _____________________________________________________________

  1. Какова цель стояла перед тобой на уроке? _______________________________
  2. На какие знания, полученные ранее, ты опирался?
    _____________________________________________________________________
  3. Какие новые законы, идеи, формулы, правила ты усвоил на уроке? ____________
  4. Какова главная мысль, вывод урока _______________________________________
  5. Какую оценку ты бы себе поставил, учитывая разницу в приобретенных тобой знаниях и материалом, выданным на уроке?

Презентация