Непосредственно образовательная деятельность по формированию коммуникативных способностей дошкольников подготовительной группы "Интересная прогулка"

Разделы: Логопедия


Цель: дифференциация звуков –Л-, -Р- в словах, предложениях, текстах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширять и уточнять представления детей об окружающем;
    • побуждать детей интересоваться смыслом слов, выражений;
    • закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
  • Развивающие:
    • совершенствовать умение различать на слух и в произношении сходные звуки;
    • совершенствовать умение находить слова с определённым звуком;
    • развивать умение внятно и отчётливо произносить словосочетания с естественными интонациями;
    • совершенствовать умение согласования слов в предложении;
    • развивать;           
    • развивать умение сравнивать существенные признаки предметов;
    • развивать творческие способности и мелкую моторику;
    • развивать навык обобщения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение и желание для оказания помощи другим;
    • воспитывать устойчивое внимание ребёнка.

Предварительная работа:

  • заучивание скороговорок со звуками –Л-, -Р-;
  • чтение сказок К. Чуковского;
  • рассматривание картинок города Красноярска.

Оборудование:

  • ноутбук (стационарный компьютер);
  • аудиоколонки;
  • презентация «Интересная прогулка.doc»;
  • тарелочки с крупой: риса, пшена, гречки.

Примечание: при просмотре презентации необходимо использовать левую кнопку «мыши», либо клавишу «пробел» на клавиатуре; в конспекте занятия переход от слайда к слайду и к эффектам внутри слайда обозначается символом – &. Все голосовые реплики и музыкальное сопровождение необходимо прослушивать до их окончания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: сядут те дети, которые назовут слова со звуком -Р-.
(F5)Сейчас вы познакомитесь с моим другом Ромой. Поучаствуете в конкурсах. Погуляете по лесу. Вспомните несколько правил поведения с незнакомыми людьми. Я вам уже сказала, что моего друга зовут…,  как его зовут? (Рома)

2. Назови &

Логопед: а живёт он в городе…, как называется этот город? (Красноярск) У него вчера был очень насыщенный день. Он долго гулял по Красноярску.
Особенно ему понравилось около здания…
& Как называется это  здание? (Речной вокзал)
Тут же на набережной он увидел клоуна. Тот проводил конкурсы. Рома решил поучаствовать. Он правильно ответил на все вопросы.   Думаю, что и вы справитесь со всеми заданиями.

3. Направо – налево &

Логопед: в первом конкурсе Рома с удовольствием играл. Услышав в слове твёрдый звук -Л- делал наклон налево, звук -Р- – направо. Сейчас мы с вами тоже подвигаемся, встаньте за стулья, делайте наклоны: если услышите звук -Л- – налево, звук -Р- – направо.
(Логопед произносит названия изображенных объектов и нажимает & на пробел после выполнения детьми наклонов)

4. 4-й лишний &

Логопед: в следующем конкурсе надо было назвать лишнюю картинку и объяснить, почему  она лишняя. Посмотрите  внимательно и ответьте. (Лишняя – пирамидка, в этом слове нет звука -Л-)

5. Продолжи &

Логопед: затем был конкурс по сказкам К. Чуковского. Послушайте и скажите, какими словами заканчивается строчка, и назовите сказку.

– Ехали медведи ... (на велосипеде), а за ними кот ... (задом наперёд)  ("Тараканище")
–  ... И прибежала зайчиха, и закричала: Ай-ай, мой зайчик, мой мальчик ... (попал под трамвай)   ("Айболит")
–  Муха  по полю пошла, муха денежку ... (нашла). Пошла Муха на ... (базар) и купила ... (самовар). ("Муха-Цокотуха")
–  Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и ...(хромой), выбегает умывальник и качает...(головой)  ("Мойдодыр")
–  Скачет сито по полям, а корыто по ...(лугам). За лопатою ...(метла) вдоль по улице ...(пошла). Топоры-то, ...(топоры) так и сыплются с...( горы). ("Федорино горе")
–  Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять! В Африке ...(акулы), в Африке гориллы, в Африке большие ...(злые крокодилы)
("Бармалей")

6. Объясни

Логопед: тут Рома услышал интересное выражение: "вверх тормашками". Что же оно значит?  Как вы думаете?  (Ответы детей).
& Он вспомнил, что ему об этом говорила бабушка: всё наоборот. всё не так, как раньше, кувырком.

7.  У кого лучше получится

Логопед: мы с вами знаем несколько скороговорок. Сейчас кто-то из вас покажет одну из них движениями без слов, а вы попробуете угадать, что это за скороговорка.

(Ребёнок говорит логопеду о выбранной скороговорке, показывает её, другие дети отгадывают.)

Варианты: Лара у Вали играет на рояле. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Морская волна сильна и вольна. Король – орёл, орёл – король. Во дворе дрова, на траве дрова. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

8. Оркестр

Логопед: Скажите, какой музыкальный инструмент был у Карла? (Кларнет)
Сейчас мы с вами представим себя музыкантами. Встаньте, будем вместе проговаривать текст и показывать соответствующие движения:

К нам в гости приехал целый оркестр,                 руки в стороны
И не было в зале незанятых мест.                         руки к голове, голова покачивается, на лицах удивление
Егор барабанил,                                                      показ руками игры на барабане
Георгий трубил,                                                      руки около рта в виде рупора
Артур на гармошке все гаммы пробил,                 руки в стороны – играют на пианино
Роман на гитаре играл целый час,                        показ игры на гитаре
Артем балалайкой порадовал нас.                        показ игры на балалайке

9. Ответь &

Логопед: Садитесь. Тут Рома поднял голову и увидел берёзы, они были необычайно красивы. Да, подумал Рома, правильно говорят: осень золотая. В детском саду Роме рассказывали... & ...& (показ двух слайдов друг за другом)

Логопед:
–  Почему осень называют золотой?
–  На какие деревья обратил внимание  Рома?
–  Как помогает кора дерева берёзе?
–  Какие сувениры вы увидели?

10. Умелые ручки

Логопед: пройдите к столам, при помощи зёрнышек выложите любую фигуру понравившегося сувенира.

11. Посмотри и запомни

Логопед: чтобы увидеть всю осеннюю красоту, Рома решил поехать в лес. Там ему встретилась красивая  белочка. & (Показ фильма заканчивается  словами: "Над лесом пролетает ястреб".)
– Рома быстро схватил шишку и пустил в ястреба. Птица улетела. Довольный мальчик ещё побродил по лесу и поехал домой.

12. Как поступить?

Логопед: Рома живёт на 9 этаже. Ему всегда приходится пользоваться лифтом. & Если там находится незнакомец, как должен поступить ребёнок? (Ответы детей – в лифт с незнакомцами заходить нельзя.)
– Рома пришёл домой. & Тут позвонили в дверь. Он помнил, что чужим открывать нельзя. Рома посмотрел в глазок, это была мама. Мальчик обрадовался, открыл дверь.

13. Итог &

Логопед: Рома рассказал ей, как провёл день. Как вы думаете, о чём он ей рассказал? (Ответы детей)
– В следующий раз мы вспомним, где был Рома, чем он занимался, и вспомним  рассказ о белочке и берёзе.