Цели мероприятия:
- Образовательные: доведение до учащихся основ избирательного права.
- Воспитательные: воспитание гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции,
- Развивающие: развитие умений работы в группе; анализировать; делать выводы и определять свое отношение к проблеме; развитие познавательного интереса и творчества учащихся: формирование информационно-коммуникативную культуру.
Задачи:
- ознакомить младших учащихся с процедурой голосования;
- закрепить знания учащихся 11 класса;
- профессионально ориентировать выпускников на работу с детьми;
- вызвать интерес к происходящим политическим событиям в стране;
- вызвать у ребят чувство сопричастности к важным политическим событиям;
- с детства формировать ответственность за свои действия или бездействия.
Форма: внеклассное мероприятие.
Виды деятельности учащихся: игровая, творческая.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Межпредметные связи: с обществознанием – тема «Политические права», «Избирательные системы», «Политические партии и лидеры».
Оборудование: видеопроектор, компьютер.
Предварительная работа: составлена
презентация из 24 слайдов, содержащая вводные и
заключительные слайды. Учащиеся-консультанты
готовят небольшие рассказы о выборах в
истории человечества. Изготавливается ящичек
для голосования, бюллетени и списки избирателей.
Проводится предварительное прослушивание.
Приглашены гости: председатель избирательного
участка, классные руководители.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Оргмомент
Класс делится на 2 группы, которые в процессе всего урока будут соревноваться между собой, получая жетоны за правильные ответы. В конце мероприятия жетоны будут подсчитаны и определена группа победителей.
II. Формирование мотивации, целей и задач урока
Учащимся 1 группы предлагается
самостоятельно определить тему через анализ
картины В.Васнецова «Витязь на распутье». Слайд
№3. «Что выбрать?» – вот главный
вопрос картины)
Таким образом подходим к теме нашего
мероприятия.
Определение темы: «Выборы – как
способ реализации прав граждан РФ» (слайд № 1)
Формулировка задач. Слайд № 2
Представление гостя урока: Яковлевой А.В. –
председатель участковой избирательной
комиссии.
III. Изучение нового материала
План изучения темы:
1) Для чего нам нужны выборы? Слайды № 3-6
2) Источники избирательного права. Слайд № 7
3) Избирательное право, избиратель. Слайд № 8
4) Основные принципы участия граждан в выборах.
Тайное и открытое голосование. Слайды № 9-11
5) Из истории избирательного права Слайды №
12-15
6) Политические партии, их лидеры и цели.
Слайды № 28-22
7) Этапы избирательного процесса Слайд № 23
8) Просмотр видеофрагмента «На избирательном
участке» Слайд № 20
9) Проведение игры «Голосование». Слайд № 21
1) Рассуждаем вместе с учащимися, консультантами и гостями на тему для чего все граждане нашей страны 4 декабря 2011 и 4 марта 2012 гг. должны идти на выборы? Для поддержания интереса показываем слайды № 3-5. Обобщаем ответы. Подводим к мысли, что выбор в жизни может сделать только сам человек, он сам выстраивает свою судьбу, судьбы своей семьи и наконец страны в целом.
2) В течение урока мы будем обращаться к конкретным законам, составляющим основу избирательного права и избирательного процесса, поэтому назовем основные из них. (Cлайд № 7)
Избирательное право граждан зафиксировано в законах:
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
3. Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
5. Федеральный закон «О референдуме РФ»
3) Работа над понятиями
«избирательное право», «избиратель» (Слайд № 8).
Учащийся-консультант из 11 класса объясняет, что
такое избирательное право, какое оно бывает и
спрашивает, а кто такой избиратель. Выводит
вместе с детьми ответ, что избиратель – это
гражданин РФ, достигший 18 лет, ну и конечно
пришедший на выборы.
Избирательное право – это право
граждан избирать и быть избранным в органы
государственной власти и в органы местного
самоуправления
активное
пассивное
(право
избирать)
(право быть избранным)
Избиратель – это …
4) Рассказ-беседа ученика-консультанта
«Основные принципы участия граждан в выборах»
(слайды № 9-11):
1. Всеобщее
2. Равное
3. Прямое
4. Тайное голосование
При рассказе консультант сначала спрашивает
ребят, как они понимают каждый из принципов, если
отвечают правильно, получают жетоны. Затем
объясняет сам.
5) «Из истории избирательного права» (из курса истории). Рассказывают учащиеся 11 класса. На фоне показа слайдов.
Первобытная демократия Слайд № 12.
Афинский полис Слайд № 13.
Древний Рим Слайд № 14.
Русь – Россия – Российская империя – Российская
Федерация Слайд № 15.
6) Политические партии.
Главный консультант рассказывает о роли политических партий в обществе. (Рассказ на фоне слайда № 16.)
Работа ребят в группах. Предлагаем вспомнить
все партии, о которых так часто в последние дни
говорят по телевизору и записать их названия и их
лидеров. Подводим итог работы постепенно
разворачивая содержимое слайда № 17 и сравнивая
его записанным детьми. За правильные ответы
получают жетоны.
Ученик-консультант рассказывает, что такое
политическая партия и цель любой партии
прийти на выборах к власти, чтобы осуществлять
защиту прав той части общества, которую она
представляет.
7) Знакомим учащихся с «Этапами избирательного процесса» – слайд №19:
1. объявление даты
проведения выборов
2. составление списка
избирателей
3. образование
избирательных участков
4. деятельность
избирательных комиссий
5. предвыборная кампания
6. голосование
7. подведение итогов
выборов
Работа в группах.
Каждой группе представлены карточки «Этапы
избирательного процесса». Которые
нужно собрать в правильной
последовательности. Консультанты проверяют
скорость и правильность выполнения задания.
Победители получают жетоны.
Выступление Председателя избирательной
комиссии. Учащиеся могут задать любой вопрос о
проведении выборов.
8) Учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент для формирования общего представления о выборах. Слайд № 20
9) Учащиеся-консультанты проводят игру
«Голосование». Соблюдаем правила и атрибутику
голосования. Имеются списки избирателей (список
класса), бюллетени, заверенные печатью школы,
дневник в качестве паспорта, а также ширма и
«урна»(опечатанный красивый ящичек) для
голосования. Для поддержания большего интереса
выберем «Президента класса». Включен слайд №
21, играет бодрая музыка.
Подводим итог игры и подсчитываем количество
жетонов в группах. Поздравляем победителей и
выражаем надежду, что по достижении
совершеннолетия мы встретимся на избирательном
участке.
IV. Итоговая дискуссия
Ученица-консультант читает стихотворение:
Мой выбор
Я выбираю тихие дожди,
Меня они печально манят.
Я выбираю сотни тысяч слов,
Которые других не ранят.
Я выбираю ветер в парусах,
Я выбираю миллион терзаний,
Я выбираю жизнь души,
Я выбираю пылкие признанья…
Я выбираю нежный вкус любви
И поцелуи, робкие свиданья.
Я выбираю музыку весны
И сердца моего страданья.
Я выбираю глубину небес,
Улыбку глаз твоих любимых.
И в унисон биение сердец,
И свет луны, перо в чернилах…
Возвращаемся к началу нашего разговора о том,
для чего граждане идут на выборы.
Учащиеся смогут определить собственную позицию
по отношению к выборам, покажут умение
аргументировать свою точку зрения, принимать
аргументы других, делать выбор и отстаивать его.
V. Рефлексия
Учащиеся высказывают своё мнение о работе на уроке: было ли им интересно, узнали ли они новое, изменили своё мнение, интересно ли было работать со старшеклассниками. Если было, то что?
Наше познавательное мероприятие хочу
закончить небольшой притчей:
«В стародавние времена в одном городе жили-были 2
мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто
из них самый мудрый. Для решения этого спора они
предложили собрать горожан на центральной
площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались
зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца.
Один из них был, очевидно, уверен в своей победе:
счастливая улыбка так и играла на его устах.
Второй держался спокойно.
Толпа потребовала начинать состязание. Тогда
улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки.
Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях.
Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне,
что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал,
что если соперник скажет: «Живое», то можно будет
с легкостью раздавить бабочку, которую он держал
в ладонях, и показать всем горожанам, насколько
тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он
выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на
глазах у изумленной публики скроется из виду. Так
в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его
соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в
твоих руках…»
И действительно все в ваших руках: дальнейшие
пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и
многое другое, что мы называем жизнью.
Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к
событиям, которые происходят в стране. Хочется
надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее,
разумнее.
Источники информации:
1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. М. 2010 г.
2. Дюрант В. Жизнь Греции. М. 1997 г.
3. Никитин А.Ф. Избирательное право. М. 2001г.
4. CD-ROM Обществознание. ЗАО «Новый диск» 2004 г.
К вопросу о защите авторских прав правообладателей:
1. Все файлы видео и картинки скопированы с CD-ROM Обществознание. ЗАО «Новый диск» 2004 г.
2. В разработке мероприятия использовано стихотворение «Мой выбор» (авторство не указано) и притча о двух мудрецах из разработки урока обществознания для 9 класса учитель Барзенкова Н.В. по теме «Избирательное право». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября». urok.1sept.ru
3. При подготовке презентации (слайды №18-22) использованы фрагменты из работы ученицы Крячко Н. «История русского парламентаризма ХХ-ХIХ веков». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Издательский дом «Первое сентября». portfolio.1sept.ru.