Цели урока:
1) познавательные:
– формирование представлений о непроизносимых
согласных звуках в корне слова;
– познакомить с правилом написания слов с
непроизносимым согласным звуком в корне
– выработать алгоритм правописания слов с
непроизносимым согласным звуком в корне.
2) развивающие:
– развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание.
3) воспитывающие:
– создать условия для формирования
необходимых учебных качеств: усидчивости,
дисциплинированности, умения работать дружно в
паре, в группе.
– воспитывать интерес к предмету, к родному
языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.“На части не делится солнце лучистое и
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.”
– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
– Хотели бы вы отправиться в путешествие?
– Сегодня мы совершим путешествие по “Морю Орфограмм” на корабле Знаний. (Слайд №2)
– Что такое орфограмма?
(Орфограмма – это буква, написание которой надо проверить или запомнить).
– Вы, как настоящие путешественники, будете совершать открытия. А наш девиз будет таким. Послушайте.
(Звучит звуковая запись: “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”).
– На уроке, я думаю, каждый из вас сделает для себя открытие, и в конце урока мы вернёмся к этому девизу.
2. Чистописание.– Чтобы путешествие было для нас безопасным возьмём с собой спасательные круги. Роль спасательных кругов будут выполнять буквы.
(Слайд №3) Т л Д Л т В д в
– Что общего у всех этих букв? (обозначают согласные звуки)
– На какие группы их можно разделить?
1) заглавные и строчные
2) обозначающие звуки звонкие и глухие
3) обозначающие парные и непарные по глухости – звонкости согласные звуки
– Давайте проверим.
– Запишите на первой строке соединения заглавных и строчных букв Лл и Тт, имеющих в своём составе линии с закруглением внизу, а на второй строке соединения заглавных и строчных букв Вв и Дд , имеющих в своём составе линии с петлёй.
(Образец на доске).
3. Актуализация опорных знаний
(Слайд №4)
– В Море Орфограмм много остовов. У берегов некоторых из них мы с вами уже побывали. Давайте вспомним.
(Слайд №5)
– Посмотрите на группы слов.
1 ряд – слова первой строки
2 ряд – слова второй строки
3 ряд – слова третьей строки
– Определите по какому признаку слова каждой строчки объединены в группы. Найдите лишнее слово в строке.
Кружка, городки, дубки, радостный.
Морской, звонок, ночевать, звёздное
Погода, овощи, столица, солнце
– Запишите слово, которое оказалось лишним, в тетрадь.
– У нас образовалась ещё одна группа слов
(Слайд №6)
Радостный, звёздное, солнце.
– Как вы думаете, что их объединяет.
– А как ты думаешь расскажи ребятам.
4. Введение в тему.– Прислушайтесь, все ли согласные звуки произносятся в этих словах.
– Выделим буквы спасательные круги в этих словах.
(Слайд №7)
Радос ный, звёз ное, со нце.
– Прочитайте, изменилось ли произношение слов?
– Смысл слова потерялся?
– Вот какие опасные слова: буквы выпали, а словам всё нипочём.
Получается, что звук не произносится, а буква пишется. Легко ошибиться?
– Значит, это орфограмма.
Как бы вы назвали такие согласные звуки? (непроизносимые)
– Наша орфограмма – непроизносимый согласный звук в корне слова.
– Встречали ли мы раньше такую орфограмму?
– Знакомо ли нам правило написания таких слов?
– Какова же будет наша цель?
(Слайд №8)
– Самое время отправить наш корабль к острову Непроизносимых согласных звуков.
(Слайд №9)
– Неслучайно эту орфограмму назвали непроизносимый согласный звук. Только самый внимательный и зоркий не пропустит её.
Чтоб ошибок избежать
Будем зоркость развивать!
– Секреты определения этой орфограммы мы узнаем из упражнения 224 на стр.110 учебника.
-Прочитайте слова.
– Давайте их запишем.
(1 ученик выполняет на доске)
– Прочитаем ещё раз каждое слово и вслушаемся в произношение.
Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?
– Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
Подчеркните его.
– Давайте познакомимся с заметкой в учебнике стр.111
– Когда же согласный звук не произносится, а буквой обозначается?
(Слайд №10)
– Посмотрите ещё раз на эти буквосочетания и прочитайте их про себя.
– здн– | – стл– | -стн- |
– лнц– | – рдц– | – вств- |
– Теперь мы можем находить орфограмму. Достаточно ли этого, чтобы не сделать ошибки в таких словах?
– Давайте проверим ваше предположение. (Этот вопрос вызвал проблему и мы попытаемся её вместе разрешить).
(Слайд №11)
– Внимательно рассмотрите пары слов.
– Как называются такие слова? (однокоренные)
– Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук?
– В какой значимой части слова он находится?
– Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?
– В каком столбике находятся проверочные слова?
– Почему? (звуки слышатся отчётливо)
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне? Давайте попробуем составить правило.
– А теперь давайте проверим наше предположение по учебнику стр. 112
Читаем правило вслух.
– Правильно ли мы сформулировали его?
– Прочитайте правило ещё раз и расскажите его соседу по парте.
6. Физкультминутка.– Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
– На доске записаны слова на разные правила. Если я покажу слово в котором есть непроизносимый согласный звук вы прыгаете, если в слове нет непроизносимого согласного – вы приседаете.
Цвет, овраг, сердце, туча, честный, победа, завистливый, земля, прелестный, сугроб.
– Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустить,
Всем улыбку подарить.
7. Словарная работа– Давайте определим маршрут нашего следования по острову непроизносимых согласных звуков
(Слайд №12).
– Девочки работают по первому листу-схеме, а мальчики работают по второму листу.
– Пройдите маршрут по стрелкам и вы узнаете новые слова с непроизносимым согласным звуком.
– Запишите слова.
Чувство, лестница
– Назовите и подчеркните непроизносимый согласный звук в каждом слове.
– Можно ли проверить?
– Это непроверяемый согласный.
– Что будете делать, чтобы не ошибиться?
(Слайд №13).
– Посмотреть в словаре.
– Спросить у взрослых.
– Запомнить.
– Непроизносимые согласные звуки существуют не просто так. У них есть своя история. И вы сможете в этом убедиться сами.
Читает или рассказывает профессор Знайкин (заранее подготовленный ученик).
– Почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово ЛЪСТВИЦА. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Само слово ЛЪСТВИЦА образовано от глагола лезть с помощью суффикса -ТВ(а). значит, непроизносимый звук Т в существительном лестница – это остаток суффикса -ТВ(а). Знание этимологии ( истории) слова помогает не делать в словах ошибок.
8. Закрепление.– Продолжим исследовать остров непроизносимых согласных звуков и поиграем в игру “Капитаны – разведчики”.
– Учащиеся, сидящие на первых партах – “капитаны – разведчики”. У вас на партах “карточки – пароли”, их нельзя никому , кроме капитана, показывать. У “капитанов – разведчиков” карточки со словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова. Их главная цель: найти участника своей команды. Им будет тот, у кого карточка с проверочным словом. Может это будет один человек, а может и не один. Будьте внимательны!
1 вариант – Поздний – поздно – опоздать – опоздание
2 вариант – Хрустнул – хруст – хрустнуть – хрустеть
3 вариант – Честный – честно – честь
4 вариант – Местный – место – местность
5 вариант – Бессовестный – совесть – добросовестно
6 вариант – Известный – неизвестный – известие
После соединения каждая группа должна доказать правильность такого распределения в команды (вспомнить правило).
(Слайд №14) для проверки.
9. Самостоятельная работа– Пути разведаны будем работать самостоятельно.
Рабочая тетрадь упр.122 стр.47
Прочитайте задание.
– На какие вопросы будет отвечать проверочное слово имя прилагательное?
Взаимопроверка.
– Если вы не согласны с ответом , то делаете пометку.
10. Итог урока. Рефлексия.– Путешествие подходит к концу. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Вспомните его
– Как наш урок связан с девизом?
(Слайд №15)
Ужасно интересно всё то, что неизвес…но
– Руководствуясь знаниями, полученными сегодня на уроке запишите его в тетради.
– Этот девиз будет нашим спутником и на следующем уроке русского языка.
– Какие же открытия мы с вами сегодня сделали?
Возьмите бортовой журнал. Найдите ответы на вопросы сегодняшнего урока.
|
Надо подобрать однокоренное слово, в
котором этот звук произносится отчётливо Непроизносимые согласные Л, Т, Д , В. Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных. |
Проверка. Читают вопрос и ответ на него.
– Свои журналы вы в конце урока сдадите мне.
11. Домашнее задание.– Пришла пора закончить наше путешествие и островитяне на прощание оставляют вам зашифрованное послание. Расшифровать его вам помогут слова с непроизносимыми согласными звуками. Давайте его прочитаем.
(Слайд №16)
У каждого учащегося на листке и на слайде.
Будьте как 0 , красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!
– Пусть эти слова звучат для вас как пожелание.
А дома, кто желает, запишите его в тетрадь и подчеркните непроизносимый согласный в корне. И выполните упражнение №119 в Рабочей тетради.
Спасибо за работу!
(Слайд №17)