Правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

1) познавательные:

– формирование представлений о непроизносимых согласных звуках в корне слова;
– познакомить с правилом написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне
– выработать алгоритм правописания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

2) развивающие:

– развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание.

3) воспитывающие:

– создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
– воспитывать интерес к предмету, к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.

“На части не делится солнце лучистое и
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.”

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.

– Хотели бы вы отправиться в путешествие?

– Сегодня мы совершим путешествие по “Морю Орфограмм” на корабле Знаний. (Слайд №2)

– Что такое орфограмма?

(Орфограмма – это буква, написание которой надо проверить или запомнить).

– Вы, как настоящие путешественники, будете совершать открытия. А наш девиз будет таким. Послушайте.

(Звучит звуковая запись: “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”).

– На уроке, я думаю, каждый из вас сделает для себя открытие, и в конце урока мы вернёмся к этому девизу.

2. Чистописание.

– Чтобы путешествие было для нас безопасным возьмём с собой спасательные круги. Роль спасательных кругов будут выполнять буквы.

(Слайд №3) Т л Д Л т В д в

– Что общего у всех этих букв? (обозначают согласные звуки)

– На какие группы их можно разделить?

1) заглавные и строчные

2) обозначающие звуки звонкие и глухие

3) обозначающие парные и непарные по глухости – звонкости согласные звуки

– Давайте проверим.

– Запишите на первой строке соединения заглавных и строчных букв Лл и Тт, имеющих в своём составе линии с закруглением внизу, а на второй строке соединения заглавных и строчных букв Вв и Дд , имеющих в своём составе линии с петлёй.

(Образец на доске).

3. Актуализация опорных знаний

(Слайд №4)

– В Море Орфограмм много остовов. У берегов некоторых из них мы с вами уже побывали. Давайте вспомним.

(Слайд №5)

– Посмотрите на группы слов.

1 ряд – слова первой строки
2 ряд – слова второй строки
3 ряд – слова третьей строки

– Определите по какому признаку слова каждой строчки объединены в группы. Найдите лишнее слово в строке.

Кружка, городки, дубки, радостный.
Морской, звонок, ночевать, звёздное
Погода, овощи, столица, солнце

– Запишите слово, которое оказалось лишним, в тетрадь.

– У нас образовалась ещё одна группа слов

(Слайд №6)

Радостный, звёздное, солнце.

– Как вы думаете, что их объединяет.

– А как ты думаешь расскажи ребятам.

4. Введение в тему.

– Прислушайтесь, все ли согласные звуки произносятся в этих словах.

– Выделим буквы спасательные круги в этих словах.

(Слайд №7)

Радос ный, звёз ное, со нце.

– Прочитайте, изменилось ли произношение слов?

– Смысл слова потерялся?

– Вот какие опасные слова: буквы выпали, а словам всё нипочём.

Получается, что звук не произносится, а буква пишется. Легко ошибиться?

– Значит, это орфограмма.

Как бы вы назвали такие согласные звуки? (непроизносимые)

– Наша орфограмма – непроизносимый согласный звук в корне слова.

– Встречали ли мы раньше такую орфограмму?

– Знакомо ли нам правило написания таких слов?

– Какова же будет наша цель?

(Слайд №8)

– Самое время отправить наш корабль к острову Непроизносимых согласных звуков.

(Слайд №9)

– Неслучайно эту орфограмму назвали непроизносимый согласный звук. Только самый внимательный и зоркий не пропустит её.

Чтоб ошибок избежать

Будем зоркость развивать!

– Секреты определения этой орфограммы мы узнаем из упражнения 224 на стр.110 учебника.

-Прочитайте слова.

– Давайте их запишем.

(1 ученик выполняет на доске)

– Прочитаем ещё раз каждое слово и вслушаемся в произношение.

Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?

– Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?

Подчеркните его.

– Давайте познакомимся с заметкой в учебнике стр.111

– Когда же согласный звук не произносится, а буквой обозначается?

(Слайд №10)

– Посмотрите ещё раз на эти буквосочетания и прочитайте их про себя.

– здн– – стл– -стн-
– лнц– – рдц– – вств-

5. Работа над правилом.

– Теперь мы можем находить орфограмму. Достаточно ли этого, чтобы не сделать ошибки в таких словах?

– Давайте проверим ваше предположение. (Этот вопрос вызвал проблему и мы попытаемся её вместе разрешить).

(Слайд №11)

– Внимательно рассмотрите пары слов.

– Как называются такие слова? (однокоренные)

– Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук?

– В какой значимой части слова он находится?

– Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

– В каком столбике находятся проверочные слова?

– Почему? (звуки слышатся отчётливо)

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне? Давайте попробуем составить правило.

– А теперь давайте проверим наше предположение по учебнику стр. 112

Читаем правило вслух.

– Правильно ли мы сформулировали его?

– Прочитайте правило ещё раз и расскажите его соседу по парте.

6. Физкультминутка.

– Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

– На доске записаны слова на разные правила. Если я покажу слово в котором есть непроизносимый согласный звук вы прыгаете, если в слове нет непроизносимого согласного – вы приседаете.

Цвет, овраг, сердце, туча, честный, победа, завистливый, земля, прелестный, сугроб.

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустить,

Всем улыбку подарить.

7. Словарная работа

– Давайте определим маршрут нашего следования по острову непроизносимых согласных звуков

(Слайд №12).

– Девочки работают по первому листу-схеме, а мальчики работают по второму листу.

– Пройдите маршрут по стрелкам и вы узнаете новые слова с непроизносимым согласным звуком.

– Запишите слова.

Чувство, лестница

– Назовите и подчеркните непроизносимый согласный звук в каждом слове.

– Можно ли проверить?

– Это непроверяемый согласный.

– Что будете делать, чтобы не ошибиться?

(Слайд №13).

– Посмотреть в словаре.

– Спросить у взрослых.

– Запомнить.

– Непроизносимые согласные звуки существуют не просто так. У них есть своя история. И вы сможете в этом убедиться сами.

Читает или рассказывает профессор Знайкин (заранее подготовленный ученик).

Почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово ЛЪСТВИЦА. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Само слово ЛЪСТВИЦА образовано от глагола лезть с помощью суффикса -ТВ(а). значит, непроизносимый звук Т в существительном лестница – это остаток суффикса -ТВ(а). Знание этимологии ( истории) слова помогает не делать в словах ошибок.

8. Закрепление.

– Продолжим исследовать остров непроизносимых согласных звуков и поиграем в игру “Капитаны – разведчики”.

– Учащиеся, сидящие на первых партах – “капитаны – разведчики”. У вас на партах “карточки – пароли”, их нельзя никому , кроме капитана, показывать. У “капитанов – разведчиков” карточки со словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова. Их главная цель: найти участника своей команды. Им будет тот, у кого карточка с проверочным словом. Может это будет один человек, а может и не один. Будьте внимательны!

1 вариант – Поздний – поздно – опоздать – опоздание

2 вариант – Хрустнул – хруст – хрустнуть – хрустеть

3 вариант – Честный – честно – честь

4 вариант – Местный – место – местность

5 вариант – Бессовестный – совесть – добросовестно

6 вариант – Известный – неизвестный – известие

После соединения каждая группа должна доказать правильность такого распределения в команды (вспомнить правило).

(Слайд №14) для проверки.

9. Самостоятельная работа

– Пути разведаны будем работать самостоятельно.

Рабочая тетрадь упр.122 стр.47

Прочитайте задание.

– На какие вопросы будет отвечать проверочное слово имя прилагательное?

Взаимопроверка.

Если вы не согласны с ответом , то делаете пометку.

10. Итог урока. Рефлексия.

– Путешествие подходит к концу. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Вспомните его

– Как наш урок связан с девизом?

(Слайд №15)

Ужасно интересно всё то, что неизвес…но

– Руководствуясь знаниями, полученными сегодня на уроке запишите его в тетради.

– Этот девиз будет нашим спутником и на следующем уроке русского языка.

– Какие же открытия мы с вами сегодня сделали?

Возьмите бортовой журнал. Найдите ответы на вопросы сегодняшнего урока.

  • Какие непроизносимые согласные в корне слова ты знаешь?
  • Когда обычно в корне слова встречается непроизносимый согласный звук?
  • Что надо сделать для проверки слова с непроизносимым согласным звуком?
Надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится отчётливо

Непроизносимые согласные Л, Т, Д , В.

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных.

Проверка. Читают вопрос и ответ на него.

– Свои журналы вы в конце урока сдадите мне.

11. Домашнее задание.

– Пришла пора закончить наше путешествие и островитяне на прощание оставляют вам зашифрованное послание. Расшифровать его вам помогут слова с непроизносимыми согласными звуками. Давайте его прочитаем.

(Слайд №16)

У каждого учащегося на листке и на слайде.

Будьте как 0 , красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!

Пусть эти слова звучат для вас как пожелание.

А дома, кто желает, запишите его в тетрадь и подчеркните непроизносимый согласный в корне. И выполните упражнение №119 в Рабочей тетради.

Спасибо за работу!

(Слайд №17)

Презентация