ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В поурочном планировании учебного материала приведены примерные планы уроков и, к некоторым, краткое содержание урока.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования школьников относятся вопросы развития у детей познавательных интересов в изучении предметов естественно-математического цикла, а также умения мыслить не стандартно, творчески, умению подходить к решению жизненных задач с разных сторон. Не секрет, что наиболее трудным предметом для большинства учащихся физика. Очень часто от старшеклассников можно услышать: “Я в физике ничего не понимаю”. Одной из причин такого отношения является отсутствие заинтересованности в изучении данного предмета оторванности от реальной жизни большинства учебных пособий.
Поэтому возникла необходимость введения в учебный процесс предмета, напрямую связанного с физикой, но при этом создающего все условия для формирования у школьников творческого, фантазийного, нестандартного мышления. Подобным предметом в школе может стать курс ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Цель курса:
Повысить познавательный и творческий интерес к урокам физики.
Задачи курса:
- Развить творческое, техническое мышление у учащихся, позволяющего видеть в развитии техники, диалектические законы противоречия и качественные скачки.
- Сформировать раскованное воображение и умение эффективно работать по заданным алгоритмам. Расширить сферу интересов и любознательности учащихся.
- Углубить знания по профессиональной подготовке учащихся (инженеры, конструкторы, профессии, связанные с техникой и техническим творчеством, дизайнеры).
- Сформировать психологическую готовность к восприятию новых идей, научить преодолевать психологическую инерцию, знать приемы решения изобретательских задач и владеть информационно– поисковым аппаратом.
Особенностью данного курса является сформулированный технический, основанный на знании закономерностей развития техники, подход к поиску новых решений. В курсе изложены основные теоретические положения ТРИЗ: понятия технической системы, технического противоречия, идеального конечного результата решения, приемы разрешения технических противоречий. Даны основные приемы решения технических задач при помощи вепольного анализа и применения различных изобретательских ресурсов. Атак же подробно разобраны многие изобретательские задачи и предоставлены для самостоятельного решения другие.
Предлагаемая программа построена на основе авторского материала, являющегося продуктом работ многих ученых и педагогов: Альтшуллер Г.С., Викентьева И.Л., Кайкова И.К. и т. д.
Курс рекомендован для учащихся 10-11-х классов, а так же частично может быть использован в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ТРИЗ, я опираюсь на книгу И. В. Викеннтьева и И.К. Кайкова “Лестница идей”, издательство “Новосибирск”,1992 год.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
- методах психологической актививизации творчества;
- технических системах и законах развития технических систем;
- создании и развитие теории решения изобретательских задач;
В результате прохождения программного материала обучающийся знает:
- методы систематизации перебора вариантов: морфологический анализ, метод контрольных вопросов;
- виды противоречий в технических системах и аппарат разрешения противоречий;
- основные принципы перехода от изобретательской ситуации к модели задачи;
- что такое веполь и вепольный анализ;
- типовые модели и группы изобретательских задач;
В результате прохождения программного материала обучающийся умеет;
- построить модель задачи в различных изобретательских ситуациях;
- применять правила преобразования поставленной задачи в новое техническое решение;
- решать нетиповые задачи на основе вепольного анализа с привлечением различных ресурсов технических систем.
- строить свои собственные изобретательские проекты.
Особое место в овладевании данным курсом отводится самостоятельной изобретательской работе по решению предложенных задач. Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий (лекции и др.) выполнение внеурочных домашних заданий по решению задач и по составлению собственных изобретательских или исследовательских проектов.
В программе предусмотрен промежуточный контроль в виде тестов. Курс завершается созданием и защитой собственного исследовательского или изобретательского проекта. При этом хочется подчеркнуть, что проект не обязательно должен быть полностью инновационным. Главное, чтобы он был новым для самого ученика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение. | 1 |
2 |
2 |
Теория решения изобретательских задач. | 10 |
15 |
Технические системы. | 3 |
4 |
|
Вепольный анализ. Изобретательские ресурсы. | 7 |
11 |
|
3 |
Проектирование. | 2 |
4 |
Итого. | 13 |
21 |
Календарно-тематическое планирование в файле Приложеннние 1.
Краткое содержание курса в файле Приложение 2.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Как было уже отмечено, учащиеся сами подбирают себе тему проекта для защиты. Можно им предложить следующие варианты:
- Проект-исследование (выбирается проблема),
- Изобретение,
- Усовершенствование, какого-либо прибора (приспособления),
- Написание фантастического рассказа,
- ТРИЗ в рекламной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Викеннтьев И.П., Кайков И. К. Лестница идей. Новосибирск, 2000 .
- Теребило Г. И. Методы поиска новых технических решений. Новосибирск, 1990.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТРИЗ
- Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов: Тамбовское кн. изд-во, 1961.
- Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства. Воронеж, 1964.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.
- Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия, 1980.
- Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1984, 2-е изд., 1987; 3-е изд. доп., 1989.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986.
- Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия — поиск нового. Кишинев: Карта Молдовеняска, 1985.
- Дерзские формулы творчества /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987.
- Нить в лабиринте /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988.
- Правила игры без правил /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989.
- Как стать еретиком /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия,1991.
- Шанс на приключение /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия.1992.
- Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лумина, 1988.
- Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лумина, 1988.
- Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Карта Молдовеняскэ, 1989.
- Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1989.