Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса учащихся к учебной деятельности.
Одной из причин спада школьной мотивации является отношения ученика и учителя. Поэтому в школах вновь подняли вопрос о гуманизации образовательного процесса.
“Взаимодействия между учителем и учащимися должны быть такими, чтобы каждый участник процесса ощущал радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого”.[1] Именно это утверждение, по словам создателя гуманно-личностной педагогики Амонашвили Ш. А., является обязательным условием для создания ситуации успеха на протяжении всего образовательного процесса.
Как организовать учебную деятельность младших школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, но и “радостью познания мира”? [2]
Тут многое зависит от мастерства и личности педагога.
Учебно-познавательную деятельность школьников стимулируют не только интересный учебный материал и методы обучения. В обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика – его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство – он начинает стремиться к решению более сложных задач.
Учитель должен уметь сотрудничать и советоваться с учениками. Сотрудничество педагога и учащихся мыслится как объединение их интересов и усилий в решении учебно-познавательных задач. Это такая форма общения, в которой ребенок чувствует себя не только обучающимся, но и “самостоятельно действующей личностью”.[3] Педагог обращается к нему за помощью, они вместе выясняют, устанавливают свойства, особенности того или иного предмета или явления, намечают пути решения задачи. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположения, делать выбор.
Каждый ребенок на уроке должен быть полон ожиданием чего-то интересного, необычного, нового, доставляющего ему “радостную тревожность”.[3] Он должен радоваться трудностям познания, чувствовать присутствие рядом педагога, товарищей, которые готовы прийти ему на помощь. Он должен радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким вниманием прислушиваются к его соображениям и как коллектив нуждается в нем.
Важно систематически внушать школьникам, что все они способные. Перед новой учебной задачей нужно предупреждать учащихся о возможных трудностях и выражать надежду, что все они смогут их преодолеть.
Учебно-познавательную деятельность школьника стимулирует искреннее и оптимистическое отношение педагога к его успехам и неуспехам. Учитель должен выражать радость в связи с успехами.
Хорошее слово учителя – один из главных инструментов для создания доброжелательного психологического климата. Как же мало этот инструмент используют учителя!
Когда педагог выражает радость в отношении отдельных учеников, добившихся определенного успеха, он должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения учащихся были восприняты в классе как радостное событие для всех.
Важную роль в стимулировании познавательного процесса имеет и позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки, “психологическое поглаживание” (приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком).[5]
Не надо переделывать ребенка. Не надо переделывать себя. Наши усилия должны быть направлены не на ребенка, не на себя, а на главное – на отношение к ребенку. Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных усилий, возникающих в его отношениях с людьми. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что человек – это “узел отношений”.[4]
Но ни в какой книжке не опишешь эти тысячи оттенков интонации, тысячи оттенков во взгляде, никак не научишься смотреть на ребенка добрыми глазами! Все эти мелочи, из которых и состоит работа воспитания, сами собой находятся, когда изменяется наше отношение к ребенку.
Такова гуманно-личностная педагогика. В каждом слове, в каждой интонации, в каждом самом маленьком поступке отражаются все наши убеждения. В любом слове – вся педагогика в полном объеме.
Но важно помнить, что к ожесточенному сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придет. Она есть достояние для устремленного учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность.
В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Приобщая детей к знаниям, он одновременно передает им свой характер и предстает перед ними как образец человечности.
Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.
Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: “Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой любовью”.[6]
Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя?
Приложив к этому большому чувству высокую культуру и современный профессионализм, гуманный педагог неизменно создаст для школьника атмосферу радости и успеха школьной жизни.
Литература
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 2008.
- http://www.bestreferat.ru/referat-137902.html
- http://www.ref.by/refs/62/13342/1/html