Предметно-содержательная область: алгебра 7 класс
Раздел программы: Элементы комбинаторики
Количество уроков: 7 часов
Основная цель:
- Развить комбинаторное мышление, сформировать умение организованного перебора упорядоченных и неупорядоченных комбинаций из двух - трех элементов.
- Способствовать развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений нестандартных задач.
Задачи
обобщить и
систематизировать знания по теме, научить решать
задачи
Содержание
1. В данной теме интегрируются арифметические, начальные алгебраические и геометрические знания учащихся.
2. Рассматриваются исторические комбинаторные задачи, способы составления фигурных чисел, магических и латинских квадратов, выводится формула n - го треугольного числа.
3. В ходе организованного перебора различных комбинаций элементов двух множеств обосновывается правило произведения. С его помощью решаются простейшие комбинаторные задачи.
Применение: презентацию можно использовать на уроках объяснения нового материала, уроках закрепления и повторения
Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Планирование уроков:
1. Исторические комбинаторные задач - 1 час
2. Различные комбинации из трех элемент - 2 часа
3. Таблица вариантов и правило произведения - 2 часа
4. Подсчет вариантов с помощью графов - 1 час
5. Контрольная работа - 1 час
УРОК №1Тема: Исторические комбинаторные задачи
Цель: Рассмотреть исторические комбинаторные задачи, способы составления фигурных чисел, магических и латинских квадратов, вывести формулу n-го треугольного числа.
План урока
- Орг.момент
- Вступительное слово учителя
- Фигурные числа
- Магические квадраты
- Решение задач
- Домашнее задание
Вступительное слово учителя (слайд № 5)
В математике существует немало задач, в которых требуется из имеющихся элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций элементов, образованных по определенному правилу.
Такие задачи называются комбинаторными, а раздел математики, занимающийся решением этих задач, называется комбинаторикой.
С комбинаторными задачами люди столкнулись в глубокой древности. В Древнем Китае увлекались составлением магических квадратов. В Древней Греции занимались теорией фигурных чисел.
Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д. Комбинаторика становится наукой лишь в 18 в. - в период, когда возникла теория вероятности.
Фигурные числа
В древности для облегчения вычислений часто использовали камешки. При этом особое внимание уделялось числу камешков, которые можно было разложить в виде правильной фигуры.
1. Квадратные числа - слайд № 7
2. Треугольные числа - слайд № 8
3. Пятиугольные числа - слайд № 9
4. Прямоугольные числа - слайд № 10
5. Непрямоугольные числа - слайд № 11
6. Магические квадраты - слайды №№ 12-13
7. Решение задач - слайд № 14
8. Домашнее задание - слайд № 15
УРОКИ № 2-3Тема урока: Различные комбинации из трех элементов
Цель: научиться решать задачи, которые имеют не одно, а несколько решений, которые нужно сравнить и выбрать наиболее подходящее для конкретной ситуации
План урока
1. Орг.момент
2. Сочетания
3. Размещения
4. Перестановки
5. Решение задач
6. Домашнее задание
Сочетания - слайды №№ 20 - 22
В задачах были составлены всевозможные сочетания из трех элементов по два: пары элементов из имеющихся трех элементов. Пары отличались друг от друга только составом элементов, а порядок расположения элементов в паре не учитывался.
Размещения - слайды №№ 23 -25
В задаче из трех элементов выбирались пары элементов и фиксировался их порядок расположения в паре, т.е. все составленные пары отличались друг от друга либо составом элементов, либо их расположением в паре. В комбинаторике такие пары называют размещениями из трех элементов по два.
Перестановки - -слайды №№ 26 - 28
В задаче были составлены всевозможные перестановки из трех элементов - комбинации из трех элементов, отличающихся друг от друга порядком расположения в них элементов.
Решение задач - слайды №№ 29 - 33
Домашнее задание - слайд № 33
УРОКИ № 4 - 5Тема урока: Таблица вариантов и правило произведения
Цель: научиться решать комбинаторные задачи различными способами, исключающими возможность "потери" какой-либо комбинации элементов:для подсчета числа комбинаций из двух элементов таким средством является таблица вариантов.
План урока
1. Орг.момент
2. Таблица вариантов
3. Правило произведения
4. Решение задач
5. Домашнее задание
Таблица вариантов -
- Для решения комбинаторных задач существуют различные средства, исключающие возможность "потери" какой-либо комбинации элементов.
- Для подсчета числа комбинаций из двух элементов таким средством является таблица вариантов.
Слайды № 34 - 39
Правило произведения
Для решения задач, аналогичных задачам 1 и 2, необязательно каждый раз составлять таблицу вариантов. Можно пользоваться правилом, которое получило в комбинаторике название "Правило произведения": если существует n вариантов выбора первого элемента и для каждого из них есть m вариантов выбора второго элемента, то всего существует n·m различных пар с выбранными первым и вторым элементами.
Решение задач - слайды № 48
Домашнее задание - слайд № 48
УРОК № 6Тема урока: Подсчет вариантов с помощью графов
Цель: научиться составлять графы и использовать их при решении задач
Перебрать и подсчитать всевозможные комбинации из данных элементов несложно, когда их количество невелико. Однако, когда их количество больше, например, 20, то при переборе легко упустить какую-либо из них.
Нередко подсчет вариантов облегчают графы.
Графы - геометрические фигуры, состоящие из точек (их называют вершинами) и соединяющих их отрезков (называемых ребрами графа).
План урока
1. Орг.момент
2. Подсчет вариантов с помощью графов
3. Полный граф
4. Граф - дерево
5. Решение задач
6. Домашнее задание
Граф - геометрические фигуры, состоящие из точек(их называют вершинами) и соединяющих их отрезков(их называют ребрами графа). При этом с помощью вершин изображают элементы некоторого множества(предметов, людей, числовых или буквенных кодов и т.д.), а с помощью ребер - определенные связи между этими элементами.
Полный граф
В полном графе проводятся все возможные ребра
Слайды № 50 - 54
Граф - дерево
Назван так за внешнее сходство с деревом
Слайды № 55 - 58
УРОК №7Тема: Контрольная работа
1 вариант
- С помощью цифр 7, 8 и 9 записать всевозможные двузначные числа, в которых цифры: а) должны быть разными; б) могут повторяться.
- Анна, Белла и Вера купили билеты в кинотеатр на 1, 2 и 3-е места первого ряда. Перечислить все возможные способы, которыми девочки могут занять эти места.
- У лесника три собаки: Астра, Вега и Гриф. На охоту лесник решил пойти с двумя собаками. Перечислить все варианты выбора лесником пары собак.
2 вариант
- Перечислить все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 8, 9 и 0, если: а) одинаковых цифр в числах не должно быть; б) цифры в числах могут повторяться.
- Из трех стаканов сока - ананасового, брусничного и виноградного - Иван решил последовательно выпить два. Перечислить все варианты, которыми это можно сделать.
- У Марии 3 юбки и 5 кофт, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций из юбок и кофт имеется у Марии?