Рельеф дна Мирового океана

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

  • дидактическая: создание необходимых условий для усвоения и осмысливания, учащихся средствами технологии проблемного обучения.
  • образовательная: добиться осознанного получения знаний учащихся о рельефе дна океана.
  • развивающая: продолжить формирование учений и навыков устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа.
  • воспитательная: способствовать мировоззренческому восприятию единства и целости мира, побуждению чувств к прекрасному.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник географии 6 класса, автор Герасимова, Т.П, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий, презентация мультимедиа "Рельеф дна Мирового океана"

ХОД УРОКА

Организационный момент

Создание учебной ситуации. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания

Проверка выполнения сравнительной характеристики равнин по плану, данному в учебнике на стр.62 Учащиеся (выборочно) зачитывают выполнение задания

Изучение нового материала

Учитель о целеполагании и мотивации умственной деятельности:

- Чтобы изучить тему необходимо использовать опорные, ранее полученные знания и помощники.

- Постарайтесь назвать помощников (карты, рисунки, макеты, мультимедиа и др.)

- Какие вопросы надо раскрыть, чтобы дать полную характеристику рельефа дна Мирового океана?

- Сформулируем цели нашего урока:

  • узнать о том, кто и как исследовал дно Мирового океана;
  • изучить строение рельефа дна Мирового океана и его частей;
  • ознакомиться с географией расположения частей Мирового океана, используя наглядные пособия и карту;
  • научиться определять и находить их на физической карте;

Актуализация знаний

Для подготовки к усвоению нового материала проводится беседа

В беседе повторяются ранее изученные знания и умения:

Рельеф (равнины, горы, впадины), горизонталь, абсолютная и относительная высота, отметка высоты, направления сторон горизонта на карте, определение высот рельефа по шкале высот физической карты.

Постановка цели урока:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление доски, на экран. Что вы видите?

(На экране картина океана). Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, верно, об океанах. А раз мы изучаем Литосферу, о чем мы должны сегодня узнать? - О строении дна океана. Что вы уже знаете по данной теме?

- Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?

- А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?

(Формулируем тему урока и цели урока, исходя из ответов учащихся) (слайды 1,2,3)

Записали в тетради число и тему урока "Рельеф дна Мирового океана".

Формирование новых понятий

Вступительный рассказ

Учитель рассказывает о кораблекрушениях в океанах и морях на протяжении истории мореплавания. Приводит примеры из исторических хроник. (Слайд 4)

- Прежде чем отправиться в путь к новым познаниям тайн нашей планеты, мы должны убедиться, что готовы изучать и постигать новое. А как это сделать? (повторить, что мы уже знаем). Верно.

- Чем отличается материковая земная кора от океанической?

- Назовите основные формы рельефа суши.

- Как по физической карте можно определить глубины океана?

О рельефе дна Мирового океана:

Рассказ учителя вначале об исследованиях Магеллана, который попытался измерить дно океана веревкой в 370 м, (слайды 5,6)

Экспедиции Челленджер (1872 - 1876г), когда была составлена первая карта дна океана, которая опровергала мнение? что дно океана везде ровное. (слайд7,8)

Современные исследования дна океана.

Прибор эхолот. Измерение глубин океана с помощью эхолота.

Рассматриваем рис. 44, учебник стр.63.

Объяснение принципа работы данного прибора. (слайд 9)

Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые.

(Слайд10)

Вопрос: каков же рельеф дна океана?

По рисунку учебника 45 "Схематический разрез дна океана" на стр. 64 и (слайд 11)

Устанавливают, что дно океана имеет сложное строение и состоит из: (слайд 12 )

  • Подводная окраина материков (слайд13)
  • Переходная зона (слайд 14)
  • Ложе океана (слайд 15)

Учащимся даётся задание:

1. Определить, у берегов, каких материков и их частей наиболее широкий и наиболее узкий шельф;

2. Запишите данные в тетрадь их надо запомнить

3. Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?

После ответов на заданные 1 и 2 вопросы, переходят к объяснению причин, влияющих на формирование рельефа дна океана:

- Вначале назовем и объясним внутренние процессы: движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов, результат их деятельности- поднятия и опускания дна, разломы в земной коре, образование вулканических островов.

Поговорим о внешних процессах.

В океане дуют ветры? Часто ученики отвечают "да", нужно им объяснить, что имеем в виду дно океана. И они отвечают отрицательно.

Есть резкие перепады температур? Нет. Животные и растения могут сильно изменять рельеф дна океана? Нет.

Главный внешний процесс: это образование осадочных горных пород. Обломочные горные породы образуются на материковой отмели, а органические - на ложе океана.

- Ребята, а из чего в океане образуются органические осадочные породы?

- Останки раковин моллюсков, скелетов животных, отмершие остатки водорослей, подходят к пониманию сложности процессов, происходящих в океане при формировании рельефа.(слайды 16,17)

Образование: океанических хребтов, "чёрных курильщиков", о происхождении островов. (слайды18.19 )

Закреплений знаний.

Тренировочная работа с картой по нахождению отдельных глубоководных впадин и определению их глубин.

Ответим на наши вопросы урока (слайд 21)

Домашнее задание. (слайд 20)

  • Обозначить на контурной карте крупнейшие горные хребты океанов Земли, используя карту полушарий.
  • Изучать параграф 22

Рефлексия

Предложение учителя оценить свою работу, определить уровень достижения цели. Учитель дает учащимся ощутить значимость своей работы в перспективе на будущее.