Цели:
- дидактическая: создание необходимых условий для усвоения и осмысливания, учащихся средствами технологии проблемного обучения.
- образовательная: добиться осознанного получения знаний учащихся о рельефе дна океана.
- развивающая: продолжить формирование учений и навыков устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа.
- воспитательная: способствовать мировоззренческому восприятию единства и целости мира, побуждению чувств к прекрасному.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: учебник географии 6 класса, автор Герасимова, Т.П, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий, презентация мультимедиа "Рельеф дна Мирового океана"
ХОД УРОКА
Организационный момент
Создание учебной ситуации. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Проверка выполнения сравнительной характеристики равнин по плану, данному в учебнике на стр.62 Учащиеся (выборочно) зачитывают выполнение задания
Изучение нового материала
Учитель о целеполагании и мотивации умственной деятельности:
- Чтобы изучить тему необходимо использовать опорные, ранее полученные знания и помощники.
- Постарайтесь назвать помощников (карты, рисунки, макеты, мультимедиа и др.)
- Какие вопросы надо раскрыть, чтобы дать полную характеристику рельефа дна Мирового океана?
- Сформулируем цели нашего урока:
- узнать о том, кто и как исследовал дно Мирового океана;
- изучить строение рельефа дна Мирового океана и его частей;
- ознакомиться с географией расположения частей Мирового океана, используя наглядные пособия и карту;
- научиться определять и находить их на физической карте;
Актуализация знаний
Для подготовки к усвоению нового материала проводится беседа
В беседе повторяются ранее изученные знания и умения:
Рельеф (равнины, горы, впадины), горизонталь, абсолютная и относительная высота, отметка высоты, направления сторон горизонта на карте, определение высот рельефа по шкале высот физической карты.
Постановка цели урока:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление доски, на экран. Что вы видите?
(На экране картина океана). Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, верно, об океанах. А раз мы изучаем Литосферу, о чем мы должны сегодня узнать? - О строении дна океана. Что вы уже знаете по данной теме?
- Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?
- А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?
(Формулируем тему урока и цели урока, исходя из ответов учащихся) (слайды 1,2,3)
Записали в тетради число и тему урока "Рельеф дна Мирового океана".
Формирование новых понятий
Вступительный рассказ
Учитель рассказывает о кораблекрушениях в океанах и морях на протяжении истории мореплавания. Приводит примеры из исторических хроник. (Слайд 4)
- Прежде чем отправиться в путь к новым познаниям тайн нашей планеты, мы должны убедиться, что готовы изучать и постигать новое. А как это сделать? (повторить, что мы уже знаем). Верно.
- Чем отличается материковая земная кора от океанической?
- Назовите основные формы рельефа суши.
- Как по физической карте можно определить глубины океана?
О рельефе дна Мирового океана:
Рассказ учителя вначале об исследованиях Магеллана, который попытался измерить дно океана веревкой в 370 м, (слайды 5,6)
Экспедиции Челленджер (1872 - 1876г), когда была составлена первая карта дна океана, которая опровергала мнение? что дно океана везде ровное. (слайд7,8)
Современные исследования дна океана.
Прибор эхолот. Измерение глубин океана с помощью эхолота.
Рассматриваем рис. 44, учебник стр.63.
Объяснение принципа работы данного прибора. (слайд 9)
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые.
(Слайд10)
Вопрос: каков же рельеф дна океана?
По рисунку учебника 45 "Схематический разрез дна океана" на стр. 64 и (слайд 11)
Устанавливают, что дно океана имеет сложное строение и состоит из: (слайд 12 )
- Подводная окраина материков (слайд13)
- Переходная зона (слайд 14)
- Ложе океана (слайд 15)
Учащимся даётся задание:
1. Определить, у берегов, каких материков и их частей наиболее широкий и наиболее узкий шельф;
2. Запишите данные в тетрадь их надо запомнить
3. Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?
После ответов на заданные 1 и 2 вопросы, переходят к объяснению причин, влияющих на формирование рельефа дна океана:
- Вначале назовем и объясним внутренние процессы: движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов, результат их деятельности- поднятия и опускания дна, разломы в земной коре, образование вулканических островов.
Поговорим о внешних процессах.
В океане дуют ветры? Часто ученики отвечают "да", нужно им объяснить, что имеем в виду дно океана. И они отвечают отрицательно.
Есть резкие перепады температур? Нет. Животные и растения могут сильно изменять рельеф дна океана? Нет.
Главный внешний процесс: это образование осадочных горных пород. Обломочные горные породы образуются на материковой отмели, а органические - на ложе океана.
- Ребята, а из чего в океане образуются органические осадочные породы?
- Останки раковин моллюсков, скелетов животных, отмершие остатки водорослей, подходят к пониманию сложности процессов, происходящих в океане при формировании рельефа.(слайды 16,17)
Образование: океанических хребтов, "чёрных курильщиков", о происхождении островов. (слайды18.19 )
Закреплений знаний.
Тренировочная работа с картой по нахождению отдельных глубоководных впадин и определению их глубин.
Ответим на наши вопросы урока (слайд 21)
Домашнее задание. (слайд 20)
- Обозначить на контурной карте крупнейшие горные хребты океанов Земли, используя карту полушарий.
- Изучать параграф 22
Рефлексия
Предложение учителя оценить свою работу, определить уровень достижения цели. Учитель дает учащимся ощутить значимость своей работы в перспективе на будущее.