Урок математики "Сколько углов у многоугольника?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомиться с понятием (многоугольник).

Задачи:

Предметные:
– дать представление о многоугольнике, как замкнутой ломаной;
– выполнять построение многоугольника.

Метапредметные:

Личностные УУД:
– формировать положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению математики;
– формировать представление о значении математики в жизни человека.

Регулятивные УУД:
– формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
– овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения задач.

Познавательное УУД:
– формировать умение, осуществлять анализ, сравнение объектов;
– под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведение под понятия);
– строить небольшие математические высказывания в устной форме;
– давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа.

Коммуникативные УУД:
– принимать участие в работе парами;
– понимать задаваемые вопросы;
– выражать свою точку зрения;
– адекватно воспринимать другое мнение и позиции.

Оборудование: Учебник “Математика” 1 кл. Часть 3. (Автор И.И. Аргинская, Е.П. Бенесон, Л.С. Итина.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Вы услышали звонок?
Дал сигнал он: “На урок!”
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Будем думать, рассуждать
И заданья выполнять.

2. Целеполагание.

На доске – буквы, знаки, символы:

9, 1, +, У, =, >, Р, И, 5, Г, 4, О, 7, 2.

Учитель. На какие группы можно разбить запись?

Дети. Буквы, знаки, символы.

Учитель. Как вы считаете что нам понадобиться для урока математики?

Дети. Цифры, знаки сравнения.

Учитель. А буквы? Для чего мы их можем использовать на уроке математики?

Дети. Можно назвать ими отрезки, показать начало луча.

Учитель. А еще эти буквы могут предположить какой может быть сегодня урок математики.

Дети.

У – увлекательный, …
Р – радостный, развивающий, …
И – интересный, …
О – обучающий, …

3. Изучение нового материала.

Учитель. Буквы использовали. А что можно сделать с цифрами и знаками сравнения?

Дети. Составить выражения и найти их значения, сравнить числа, написать отрезок натурального ряда.

Учитель. Запишите, используя эти цифры одну сумму и одну разность. (Проверка.)

Запишите в тетрадь отрезок натурального ряда чисел.

Дети начинают выполнять задание.

Учитель. Молодцы! А теперь посмотрите на рисунок на доске и скажите, из каких геометрических фигур сделаны человечки?

Дети. Круг, овал, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник.

Учитель. На какие группы можно разделить данные фигуры?

Дети. Фигуры с углами и фигуры без углов.

Учитель. Назовите геометрические фигуры “без углов”, т.е. фигуры, ограниченные кривыми замкнутыми линиями?

Дети. Овал, круг.

Учитель. Назовите фигуры из группы тех, что “с углами”.

Дети. Четырехугольники, квадрат, треугольник.

Учитель. Чем похожи все эти фигуры?

Дети. Эти фигуры похожи тем, что в каждой есть углы.

– Каждое состоит из нескольких звеньев.
– А еще это замкнутые ломаные линии.
– А я знаю, что если фигура замкнутая ломаная линия, то ее еще называют многоугольником.

Учитель. Да, вы правы. В геометрии многие замкнутые линии называются многоугольниками.

Дети. Как интересно – это, наверное, от слов “много углов”

Учитель. Откройте учебник на странице 66 и найдите задание № 161. Запишите под многоугольниками, сколько в каждом звеньев и сколько они образуют углов? Ученики самостоятельно выполняют задание. Далее следует проверка.

Учитель. Что вы заметили?

Дети. Я заметил, что звеньев и углов в каждом многоугольнике поровну.

– Я тоже это заметила, значит, сколько звеньев в фигуре столько и углов.
– А я хочу уточнить, – в многоугольнике.

Учитель. Теперь обведите многоугольники с наименьшим количеством углов. Ученики обводят многоугольники.

Учитель. Сколько углов в обведенных вами фигурах?

Дети. В этих фигурах три угла.

– Такие фигуры называют треугольники.

Учитель. Как мы можем назвать остальные многоугольники?

Дети. Здесь есть четырехугольники, потому что у них четыре угла.

– Еще есть шестиугольник, у него шесть углов.
– Я поняла: сколько у многоугольника углов, так фигура и будет называться. Вот у многоугольника пять углов, значит, это пятиугольник.
– А еще здесь есть семиугольник, у него семь углов.

Учитель. Молодцы, вы правы! Начертите в тетрадях один треугольник и один другой многоугольник.

Несколько учеников выполняют задание на доске.

Учитель. Вы замечательно работали и к вам в гости пожаловала Принцесса Геометрия. Она хочет рассказать вам о жизни в своих владениях.

П.Г. Ребята, геометрические фигуры в моих владениях трудятся исправно. Только Треугольник все время завидует брату Квадрату.

Учитель. Принцесса Геометрия, расскажите, что случилось у Треугольника с Квадратом? Почему братья не дружат?

П.Г.

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом (появляются Треугольник и Квадрат). Старший – квадратный, добродушный и приятный.
Младший – треугольный, вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему…
– Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!

П.Г. Но Квадрат ответил…

К. Брат, я старше, я – квадрат.

П.Г. И сказал еще нежней…

К. Неизвестно, кто нужней?

П.Г.

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал…

Т.

Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился был квадратным,
А проснешься без углов!

П.Г.

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Учитель. Здесь, я вижу злой поступок треугольника обернулся против него самого. Какая получилась геометрическая фигура после того, как у Квадрата были срезаны все углы? (Вопрос адресован детям.)

Учитель. Ребята, а если у треугольника отрезать один угол, сколько углов у него останется? (Дети отвечают.)

Учитель. Вы молодцы, что это поняли.

Итог урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Посмотрите в вашей тетради, в учебники. Что вы расскажите интересного об уроке математики своим родителям? Вспомните, какой же был урок? (Дети делятся впечатлениями.)

На доске – рисунок горы. Покажите цветным магнитом место, на котором вы себя ощущаете после этого урока. Где вы находитесь, на вершине успеха или на подходе к ней? (Дети анализируют свою работу.)

Спасибо за урок!