Цель урока: Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ: материальным балансом химических уравнений.
Задачи.
- Продолжить работу по составлению уравнений реакций, формул веществ, определению валентности.
- Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М.В.Ломоносова.
- Развитие монологической речи, навыков самоконтроля, самостоятельной работы.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: традиционный урок.
Методические приемы: рассказ, демонстрация опыта, сообщения учащихся.
Понятия:
- химические уравнения;
- материальный баланс химических уравнений;
- масса вещества.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO4 и раствор CaCI2 .
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания (у доски).
а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:
Na2CO3; Р205; А1203
б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия
2. Индивидуальные задания (карточки-задания)
а) Разделить приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля.
– ржавление гвоздя.
– испарение воды,
– сгибание гвоздя,
– дробление сахара,
– скисание молока,
– таяние мороженного.
– плавление парафиновой свечи.
б) Определить валентность элементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12
в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ: NaNO3; А1СI3; КзРО4
3. Работа с классом.
а). Составить формулы веществ (устно).
IV |
Ш |
II | I | I | |||
СО | Fе О | Мq | С1 | Na | P |
б). Определить валентность (устно)
Р2О5 FеО Мqз N2 СиС12
в). Разделить вещества на группы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Р2О5; | Cа; | Ва; | NаС1; | А1; | С; | А1(ОН)3; | С12; | СаО; | Н2S; | S |
простые: 2; 3; 5; 6; 8; 11 | сложные:1; 4; 7; 9; 10 |
г). Задание № 4 стр. 5.
4Р + 5О2 → 2Р2О5
2Са + О2 → 2СаО
2АI + ЗСI2 →2А1С13
4А1 + ЗО2→2А12О3
Что собой представляет уравнение химической реакции?
(Условная запись химических процессов с помощью химических знаков и символов.)
III. Изучение новой темы.
1. Записываем уравнение реакции и анализируем масса реагентов и продуктов реакции.
2Са + О2 → 2СаО
2*40 + 16*2 = 2*(40 + 16)
2. Демонстрация закона сохранения массы веществ.
В одно колено прибора для иллюстрации закона сохранения массы веществ 3–5 мм раствора хлорида кальция, в другое раствор серной кислоты и определяем вес прибора с растворами. Затем переливаем несколько раз растворы из одного колена в другое и вторично взвешиваем.
Вывод: Масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образовавшихся
3. В этом и состоит закон сохранения массы веществ. Для нас, знающих, что в ходе химических процессов происходят только лишь изменения соединений атомов между собой при сохранении самих атомов, закон очевиден. Понятие атома в химии установилось лишь в первой половине 19 века. Ученые химики того времени, наблюдая и исследуя химические процессы, отмечали, что масса продуктов реакции отличается от массы исходных веществ. Над данной проблемой работал Р.Бойль (сжигал металлы в незапаянных ретортах). Он не учитывал возможность участия в реакции газов.
Михаил Васильевич Ломоносов сумел доказать (практически), что в результате обжига металла общая масса продуктов реакции равна массе реагентов.
4. Значение закона (записываем в тетради).
- Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.
- Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.
- Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.
- Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова . [1]
Приложение 1 (сообщение учащегося).
Приложение 2 (презентация).
6. Слово учителя: Особое внимание уделял М.В.Ломоносов подготовке российских ученых. Возлагал на молодежь большие надежды. Он не принимал мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса.
Отрывок из стихотворения (читает ученик).
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. [2]
7. Более двух столетий прошло со дня смерти М.В.Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.
“На берегах Ледовитого моря подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”. В.Г. Белинский . [1]
IV. Выводы по уроку:
- В чем сущность закона сохранения массы веществ?
Закон сохранения массы веществ заключается в том, что масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образованных. - Какое значение имеет закон сохранения массы веществ?
Слово учителя:
Уравнение реакции отражает материальный баланс вступивших в реакцию веществ (реагентов) и образовавшихся продуктов.
V. Закрепление.
- Почему масса железной окалины больше массы железа? Какие вещества могут входить в состав окалины? (В состав окалины входят железо и кислород.)
- Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины? (Углекислый газ, вода испаряются.)
- Анализ уравнения реакции:
2Н2О → 2Н2 + О2
2*(1*2+16) = 2*2 + 2*16
VI. Домашнее задание.
§ 3.4, 3.5 вопрос № 1 стр.55 (устно).
Литература.
- Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн.для учащихся. – М. :Просвещение. 2007. – 96с.
- Ломоносов М.В. Избранное/ Сост., вступ. ст. и примеч. В.И. Коровина.-3-е изд.-М.: Дет. лит., 1978. – 128с. (стр. 51– 52).
- http://www.chemport.ru/data/ – электронный справочник по химии.