Урок окружающего мира по теме "Человек-путешественник"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-дискуссия.

Цель: обобщение знаний об освоении неизвестных земель, расширении границ России.

Задачи:

  • Систематизировать знания о русских путешественниках и их открытиях.
  • Развивать исследовательские навыки работы с научной литературой; умение высказывать собственное мнение.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде.

Оборудование: Презентация «Человек – путешественник»; печатная тетрадь; учебник.

ХОД УРОКА

I. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи

Слайд 1 – плывущий корабль, звучит музыка.

Целеполагание

После просмотренного кадра дети формулируют тему урока и ставят задачи на урок (слайд 2):
– закрепить полученные знания;
– сравнить условия и результаты экспедиций;
– ответить на вопрос: «Почему человек стал путешественником?».

II. Операционно-исполнительский этап или решение учебной задачи

Во время работы на уроке вы будете заполнять карту участия, которая поможет вам оценить работу каждого из группы.

  Иванов Дима Петрова Ксения Мальцева Полина Поздин Максим Бессонова Настя
Формулирование задач урока          
Подготовка сообщения          
Публичное выступление          
Обсуждение в группе          
Результат          

– Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале изучения темы (слайд 3).

1. Работа с учебником – найдите ответ на первый поставленный вопрос, используя учебник с. 54. (работа в группах)

Ответ: Человек осваивал новые плодородные земли; искал более удобное место для проживания; любознательность.

2. Проверка домашнего задания

Предлагаю заслушать сообщения, подготовленные группами о русских путешественниках. По ходу выступления отмечайте путь, пройденный путешественниками на своих контурных картах.

1 группа – Ермак Тимофеевич (слайд 4)

– О происхождении Ермака говорили и говорят разное. Одни считают, что Ермак – это не имя, а прозвище, которое дали молодому казаку Василию, когда тот кашеварил в казачьем отряде и молол с помощью ермака – ручной мельницы – зерно. Другие уверяют, что Ермак – это краткая форма имени Ермолай. Во времена Ивана Грозного в России процветал богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах рек Двины и Камы. Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки. Ермак был и решительным воином, умным и хитрым человеком. В его отряде подобрались исключительно смелые, под стать ему самому люди, которые беспрекословно подчинялись суровым требованиям своего командира. Поход Ермака начался, по всей вероятности, 1581или 1582 году. Сначала отряд на стругах (больших лодках) прошёл по Каме, затем по Чусовой и Серебрянке. Далее струги пришлось нести на себе через Уральские горы. Потом были реки Тагил и Тура, Тобол и Иртыш.
Здесь, на берегу Иртыша, и состоялось решающее сражение, в результате которого войско хана Кучума было разбито, а Сибирь была присоединена к России.
Легенда гласит, Что царь Иван Грозный наградил воинов деньгами, а Ермаку подарил дорогие доспехи. Да только недолго пришлось ему носить царскую обновку. Более того, она стала причиной гибели отважного казака. Внезапно на спящих казаков напали враги, и пришлось им спасаться вплавь по Иртышу – большой сибирской реке. Но Ермак не выплыл – тяжёлые доспехи утянули его на дно.

2 группа – Хабаров Ерофей Павлович (слайд 5)

– Святитский Ерофей Павлович (род ок.1603 г.) Русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии.
До прихода в Сибирь жил с семьёй в Сольвычегодске, где держал соляные варницы. В 1682 году он ходил в торговый город Мангазею. Занимаясь хлебопашеством на Енисее, нажил достаточное состояние. По всей Сибири гремела слава о богатых пушных промыслах на Лене, и Хабарова потянуло на новые места.
Всё лето провёл он в пути – проплыл по Ангаре и притоку её Илиму в Усть-Кутский острог. Здесь основал соляные варницы, которые начали снабжать солью не только ближайшие остроги, но и Якутск. Одновременно он занимался хлебопашеством и выгодным пушным промыслом, в спутники его – извозом через Ленский волок.
От Василия Пояркова Хабаров узнал, что путь на Амур гораздо короче, если начать его на реке Олекме, притоке Лены. В конце 1649 года отряд Хабарова в 70 человек вышел из Илимского острога. Всё лето они провели в пути, а осенью на Олекме построили острог, но не остались зимовать, а в январе переправились через отрог Станового хребта и весной были на реке Урка, впадающей в Амур. На берегу селения Лавкая отряд Хабарова укрепился. Теперь в этом месте находится Железнодорожная станция Ерофей Павлович.
В мае 1650 года Хабаров доложил в Якутск о своём походе и, не дожидаясь ответа, снова ушёл на Амур. Тяжёлым оказалось это путешествие: сражение с даурами, потеря одной лодки с продовольствием, но Хабаров вместе с верными людьми достиг Амура, смог наладить взаимоотношения с местными жителями. За заслуги Хабаров был награждён званием «сына боярского и приказчиком всех земель между Леной и Илимом».
Если вы попадёте в Хабаровск, то первое, что увидите на привокзальной площади – памятник Ерофею Павловичу. Да и весь огромный Хабаровский край, на территории которого разместилось бы две Великобритании, – памятник этому удивительно энергичному, предприимчивому человеку.

3 группа – Дежнёв Семён Иванович (слайды 6-7)

– Семён Дежнёв (ок.1605 – 1673 г.) был родом из города Великий Устюг. В начале 40-х годов с отрядом казаков он попал с Якутск, оттуда совершал длительные походы на реки Яну, Оймякон, Охоту, Колыму, плавал морем из устья Колымы до устья Лены. Но особенно его привлекала река Анадырь, где, по слухам, можно было раздобыть много «рыбьего зуба» – так называли моржовые клыки. Летом 1647г. Дежнёв попытался морем пройти на Анадырь, но не удачно. Через год он совершил вторую попытку, но снова неудача. За Шелагским мысом кочи (лодки мореходов) попали в жестокий шторм, два коча выбросило на берег. Остальным пяти удалось достичь мыса, самого восточного в Азии, позже названного мысом Дежнёва. Потом снова попали в шторм, разбросавшему кочи по ревущему морю. Судно, на котором находился Дежнёв и ещё 25 человек, выкинуло на берег. Они отправились на поиски реки Анадырь, но по пути туда половина землепроходцев погибла, и до устья реки добрались только 13 человек. Дежнёв основал в устье Анадыря острог, в котором прожил 10 лет. В Якутск он возвратился весной 1662г. Оттуда дважды ездил в Москву с пушниной и моржовым клыком. Во время второго приезда в Москву Дежнёв заболел и умер.
С течением времени стало ясно, что именно Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой, который впоследствии был назван Беринговым, а самый восточный мыс Азии по праву называется мысом Дежнёва.

4 группа – антарктическая экспедиция (слайды 8-9)

– В истории русских географических открытий и исследований первой половины XIX в., пожалуй, наиболее важной по своему значению является антарктическая экспедиция Ф. Беллинсгаузена — М. Лазарева, специально снаряженная для исследования Южного полярного моря и открытий у Южного полюса. Известно, что Южная Земля издавна привлекала к себе внимание многих ученых и мореплавателей, но необычайно суровая природа — плавучие льды в океане вокруг нее и продолжительная полярная ночь — представляли большое препятствие для исследователей. Немногие отваживались проникать в южные широты антарктических стран.
4 (16) июля 1819 года Ф.Ф. Беллинсгаузен на шлюпе «Восток» и М.П.Лазарев на шлюпе «Мирный» вышли из Кронштадта. К ноябрю 1819 года экспедиция достигла островов Южного Георгия. 26 января 1820 года суда пересекли Южный полярный круг, 28 января экспедиция открыла Антарктиду.
Впервые в истории науки экспедиция дала описание ледниковых побережий (барьеров) Антарктиды в нескольких местах, с которыми позже встречались исследователи всех наций. Большое внимание экспедиция уделила изучению плавающих льдов (ледяных островов, ледяных полей и пр.).
Вопреки мнению многих ученых, Беллинсгаузен показал, что из соленой воды лед образуется так же, как и из пресной, но при более низкой температуре. Он проследил и объяснил некоторые особенности образования ледяных полей, торосистых льдов и ледяных островов. Совершенно справедливо им было замечено, что нарастание мощности льдов зависит от нескольких причин — накопления снега, а также от намерзания снизу. Он показал, что образование льда состоит в последовательной смене его форм, начиная от первичной — так называемого сала и до ледяных полей. Формами разрушения ледяных полей являются торосистый лед и частично ледяные острова.
Во время экспедиции Ф. Беллинсгаузена — М. Лазарева велись постоянно довольно точные определения местоположения кораблей, а также определялись координаты всех примечательных пунктов на вновь открытых землях.
Чрезвычайно интересны наблюдения над атмосферными явлениями (температурой, ветрами, давлением и пр.) и океанографические наблюдения (над температурой воды, глубиной, прозрачностью и т. п.). Эти данные являлись весьма ценным материалом для познания особенностей природы Южной полярной области и выяснения общих географических закономерностей на земном шаре. Среди дневников и картографических материалов большое научное значение имела отчетная карта экспедиции (36). Отчетная навигационная карта экспедиции Беллинсгаузена — Лазарева стоит в ряду крупнейших трудов русских морских экспедиций XVIII-XI X вв.
Анализ карты, а также всех известных материалов, относящихся к экспедиции, убедительно показывает всю грандиозность предпринятого Россией научного мероприятия по исследованию Южной полярной области и открытию Антарктиды. Русские ученые и мореплаватели успешно справились с поставленной перед ними задачей и передали эстафету своим соотечественникам — советским ученым, которые также успешно осуществляют научные исследования Антарктиды в наши дни.

5 группа – Пржевальский Николай Михайлович (слайды 10-11)

Пржевальский (Николай Михайлович) – известный русский путешественник, генерал-майор. Родился в 1839 г. Отец его, Михаил Кузьмич, служил в русской армии. Первоначальным учителем его был его дядя, П.А. Каретников, страстный охотник, вселивший ему эту страсть и вместе с ней любовь к природе и скитаниям. По окончании курса в Московской гимназии Пржевальский определился в Москве унтер-офицером в рязанский пехотный полк; получив офицерский чин, перешел в полоцкий полк, затем поступил в Академию генерального штаба. В 1867 г. Пржевальский получил командировку в Уссурийский край. В результате многочисленных экспедиций и исследований ученый смог составить самую точную карту. Кроме того, им открыты целый ряд новых форм: дикий верблюд, лошадь Пржевальского, тибетский медведь, ряд новых форм других млекопитающих, а равно собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных потом специалистами.
Наша академия поднесла Пржевальскому медаль с надписью: "Первому исследователю природы Центральной Азии". Окончив обработку четвертого путешествия, Пржевальский готовился к пятому. В 1888 г. он двинулся через Самарканд к русско-китайской границе, где во время охоты простудился и умер 20 октября 1888 г. в Караколе, ныне Пржевальск. На могиле Пржевальского воздвигнут памятник по рисунку А.А. Бильдерлинга , а другой, по его же проекту, поставлен географическим обществом в Александровском саду в Санкт-Петербурге. Труды Пржевальского переведены на многие иностранные языки. Во всех экспедициях велась Пржевальским маршрутная съемка, основанная на астрономических пунктах, им же определенных, определялись высоты барометрически, велись неустанно метеорологические наблюдения, собирались коллекции по зоологии, ботанике, геологии и сведения по этнографии. Он провел в Средней Азии, в сложности, 9 лет 3 месяца и прошел 29 585 верст. До Пржевальского в Средней Азии не было ни одного точно нанесенного на карты места, а о природе этой части Азии знали очень мало положительного.

3. Обобщение

– Вернёмся к вопросам, поставленным в начале темы (слайд 12). Обсудите в группах и ответьте на вопросы: В чем особенность всех путешествий? С какими трудностями пришлось столкнуться путешественникам?

Ответ: (слайд 13) Неизведанные земли, тяжёлые погодные условия и стихии, отсутствие связи с людьми, пропитания, неизвестность – были основными препятствиями.

– Обсудите в группах и ответьте: Каков был результат каждой экспедиции?

Ответ: Открытие новых земель и изменение географических карт, открытие богатых месторождений, исследование флоры и фауны, населения и рода их занятий, организация торговли.

III. Рефлексивно-оценочный этап или подведение итогов

– Мы подошли к ответу на самый главный вопрос: Почему эти люди стали путешественниками? Ради чего они отправились открывать неизвестные земли?

Ответ: Первооткрыватели… Бесстрашные люди отважно отправлялись в неизвестность. Не ради денег и славы. Ради служения своей Родине. Честность, отвага и вера в начатое дело помогала им дойти до цели. Для многих землепроходцев их путешествия стали последними. (Слайд 14)

– Подведём итог вашей работе. Заполните карту участия до конца, обсудите степень участия каждого участника в группе.

  Иванов Дима Петрова Ксения Мальцева Полина Поздин Максим Бессонова Настя
Формулирование задач урока          
Подготовка сообщения          
Публичное выступление          
Обсуждение в группе          
Результат