Психологическая помощь в сфере образования детей

Разделы: Школьная психологическая служба


“Психологическое здоровье” рассматривается в качестве сиситемообразующего и смыслообразующего. В отношении термина "психологическое здоровье" сохранялась двусмысленная ситуация: с одной стороны, психологическое здоровье детей в самом общем, интуитивно понятном значении предложено как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма психологов образования, как существенный критерий эффективности образовательных стратегий; с другой - психологическое здоровье оставалось метафорой, не имеющей определенного научного содержания. Поэтому предметно-теоретическая проработка проблемы психологического здоровья человека, на наш взгляд, является первой значимой предпосылкой развития психологической службы образования. Логика психотехнического подхода к теме предполагает ответ на три ключевых вопроса:

1. Что можно сказать по существу проблемы психологического здоровья человека?

2. В чем специфика психологического здоровья и его нарушений в детском возрасте?

3. Что мы - психологи и другие ответственные субъекты образования - можем практически предпринять в плане поддержания и восстановления психологического здоровья детей?

Обоснованы актуальные направления развития психологической службы, в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

На сегодняшний день в государственной сфере наиболее в массовом и организационном отношений самый передовой, специалисты признают психологическую службу образования.

Психологическая служба уделяет серьезное внимание в работе психологов дошкольном учреждение и общеобразовательных школах и интернатах.

Главной целью деятельностью психологической службы образования является обеспечение условия психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Практическая психология не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения: во-первых, практическая психология представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер - здравоохранения, образования, производства и др., во-вторых, создает особую сферу психологических услуг. Два типа задач представлены в структуре психологической службы в виде прикладного и практического аспектов. Специфика прикладного подхода - исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности; практический аспект службы предполагает организацию непосредственной работы с этой реальностью, формирование психологической практики в системе образования.

Теоретический аспект психологической службы образования: антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Практический психолог на уровне своего профессионализма должен быть вооружен знанием “что делать?” - (специфика профессиональных задач), “каким образом?” - (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), “на каких основаниях?” - (система базовых представлений) и “ради чего?” - (система исходных профессиональных ценностей и целей). Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Данный подход вносит необходимую ноту определенности в квалификационную неразбериху и позволяет рассматривать практического психолога образования в качестве специалиста по проблемам психологического здоровья. Это чрезвычайно важный и обязывающий шаг, учитывая, что образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как “психически не болен, но психологически уже не здоров”.

Определение психологической службы как “службы здоровья” обязывает к изучению его психологической природы. Выявление условий и закономерностей обеспечения психологического здоровья детей позволит привести в соответствие представления о профессионализме психологов системы образования: корректно определить сферу профессиональной компетенции и функциональные обязанности, разработать рациональные основы и организационнометодические средства его профессиональной деятельности.

Стремясь преодолеть квалификационную несбалансированность и оптимизировать работу практических психологов образования, считаем целесообразным ввести принципиальное разграничение общего и специфического в профессиональной деятельности психологов, педагогов и врачей. Применительно к психологической службе речь идет о взаимопроникновении профессий. Это предполагает сопряженность предельных профессиональных целей и ценностей, выходящих за рамки сугубо психологической, педагогической, медицинской предметностей, успешная реализация которых возможна только на основе кооперации специалистов смежных областей профессиональной деятельности. Такими целями и ценностями, безусловно, являются здоровье и образовательные интересы детей. Взаимодействие профессионалов, занятых в сфере народного образования, требует проработки оснований, содержания и порядка профессиональной кооперации психологов, педагогов и врачей.

Условием обеспечения совместности их является определенность действий разных специалистов компетенции, функций, предмета и способов профессиональной деятельности. Специфика работы практического психолога в учреждении образования: сферой его профессиональной компетенции являются проблемы психологического здоровья детей.

  • Педагогическая антропология.
  • Педагогическая деятельность.
  • Педагогика развития.
  • Образовательная практика.
  • Психологическая антропология.
  • Оказание психологической помощи.
  • Психологическая практика.
  • Психология здоровья.
  • Психологическая парадигма психотерапии.

Предложенная схема позволяет говорить о системном подходе к проблеме обеспечения психологического здоровья детей, о модели профессиональной деятельности психологов в образовании. Исходной ценностью является здоровье человека, целью - обеспечение полноты условий психологического здоровья детей.

Психологическая служба постепенно преодолевает научно методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системе и все решительнее обращается к проблемам на конкретного ребенка. Сформировалась новая профессиональная генерация практические психологии образования.