Учет особенностей информационного метаболизма личности в деловом управленческом общении

Разделы: Общепедагогические технологии


Краткая аннотация: статья об использовании в практической работе руководителем дошкольного учреждения неакадемического направления в психологии – соционики посредством организации делового общения, эффективного управления коллективом, создания сплоченных команд единомышленников с высоким коэффициентом полезного действия.

Список ключевых слов: общение, деловое общение, управленческое общение, соционика, тип информационного метаболизма.

Коммуникационное общение — это многообразные формы и способы информационного взаимодействия людей, универсальный способ познания других людей, своего внутреннего мира. Общение — это взаимодействие по меньшей мере двух личностей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности. Общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования человека, но его духовного и физического здоровья. Общение – взаимодействие людей, ведущее к развитию в процессе трудовой деятельности; функционирует на основе передачи, переработки и усвоения многообразной социальной информации. В его процессе, благодаря установившимся контактам, происходят восприятия людьми каких-то сведений, поддержка или развенчание источника информации.

Все деловые люди должны владеть техникой живого контакта как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом. Благодаря общению человек обретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

Коммуникативные барьеры оказывают определяющее воздействие на процесс восприятия информации в ходе управленческого общения. Знание и своевременное устранение их причин позволит повысить руководителем эффективность управления. В повседневной практике управленческого общения руководителю необходимо развивать в себе способности предвидеть и устранять препятствия в понимании сообщения собеседника и донесение информации субъекту. Практика показывает, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение, что невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.

Деловое общение – сложный и многогранный процесс: процесс взаимодействия индивидов, информационный процесс, отношения людей друг к другу; процесс их взаимовлияния друг на друга, сопереживания, взаимопонимания. Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем возможности реализации целей деятельности дошкольного учреждения при условии правильной организации общения, создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоление коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

Таким образом, управленческое общение – это деловое общение между субъектом (руководителем) и объектом (подчиненным) управления, обусловленное потребностями управления их деятельностью. Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще, так как посредством общения организуется и реализуется управление.

В деловом общении выделяют три аспекта. Коммуникативный аспект общения — это обмен информацией и ее понимание, так как в ходе общения происходит обмен настроениями, интересами, чувствами, комплексом знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее). С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Интерактивный аспект общения — это взаимодействие партнеров, в котором различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие. Перцептивный аспект общения — это восприятие одним партнером другого; оно зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, моральных установок, ситуаций и т.д. Необходимо знать особенности перцепции: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия.

В.Н. Лавриненко, доктор философских наук, профессор говорит, что в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими. Эти правила применимы к отдельным видам делового общения: “сверху - вниз” (руководитель—подчиненный) - искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным; эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение; без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными; отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат; “снизу - вверх” (подчиненный—руководитель) – знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным и “по горизонтали” (сотрудник—сотрудник) - применительно к коллегам-управляющим, где важно найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками.

Существуют социально-психологические методы общения: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода. Остановимся подробнее на рассмотрении сущности отдельных упомянутых методов общения. Убеждение — это главный метод воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает достижение сознательного понимания людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения. В коммуникационном общении убеждение, внушение и подражание применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих совещаний, различных публичных встреч, собраний.

Вместе с тем, как показывает практика, всё разнообразие задач управленческого общения может быть решено с использованием перечисленных функциональных видов и методов общения, специфику и психологическую основу которых нужно разрабатывать на теоретическом и практическом уровнях. Культура речи руководителя как психологический фактор управления. Культура речи является интегративной характеристикой, включающей три группы параметров:

  • первая группа - содержание сообщения (информативность речи зависит прежде всего от новизны и важности, от способности говорящего к анализу и обобщению, от полноты раскрытия основной мысли, её иллюстрации необходимыми фактическими данными, практическими примерами, снижается при наличии в речи лишней информации, необходимо проработать логику передачи информации, пользоваться словами, понятиями и терминами, значение которых руководитель знает точно);
  • вторая группа - форма высказываний (правильность и чистота, богатство (разнообразие знаковых средств), выразительность и образность);
  • третья группа - речевой этикет.

Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. В этой связи найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха. Существуют такие стили коммуникационного общения: менторский — поучительный, назидательный; одухотворяющий — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; конфронтационный — вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; информационный — ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний. Современные люди хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений. В настоящее время популярно одухотворяющее общение. В процессе его люди проникаются интеллектуальным общением. У них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира. Одухотворяющее общение — наглядный показатель высокой культуры коммуникационного общения.

В нашем коллективе педагоги свободно выражают собственное мнение при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; удовлетворены  принадлежностью к коллективу; присутствует высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; каждый член коллектива принимает на себя ответственность за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.; в коллективе существует доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для них решения; достаточная  информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении. Данные показатели, в результате комплекса методик, направленных на выявление уровня демократизации стиля руководства персоналом и уровня социально-психологического климата коллектива, свидетельствуют о наличии в коллективе важнейших признаков благоприятного социально-сихологического климата.

Следовательно, характер   социально-психологического климата  в целом зависит от уровня группового развития. Между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологического климата в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Социально-психологический климат зависит от стиля руководства. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. А каждый член коллектива – личность.

Распространенной формой делового общения является диалоговое общение с личностью, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной индивид соотносится с определенным типом темперамента.

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг разделил личности на экстравертов (характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду, они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям, направляют свою энергию на внешний мир, они говорят и действуют), интровертов (ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости, любят подумать прежде, чем что- то предпринять, они предпочитают работу, которая требует спокойной умственной активности), рационалов (ведут упорядоченную организованную жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше), иррационалов (отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт), сенсориков (активно используют свои органы чувств для сбора информации, они реалисты и прекрасно ориентируются в деталях и подробностях этого мира), интуитов (видят глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной ситуации, по - скольку они оценивают мир с помощью своего воображения), логиков (делают рациональные, логические выводы, они легко могут выявить, что правильно и что неправильно, они анализируют), этиков (принимают решения на основе своих чувств, которые базируются на системе их ценностей, они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью) – тем самым предложил классификацию людей по психологическим типам, которые основывались на выводах о взаимодействии человека с окружающим миром, информацией, и над способом получения этой информации.

Приняв за основу взгляды Юнга, возникла необходимость изучения такого направления в психологии как соционика (англ. Socionics, от лат. societas — общество). Которая изучает восприятие человеком информации об окружающей реальности и информационное взаимодействие между людьми; в более узком смысле — теория об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является тип информационного метаболизма (ТИМ, соционический тип). Под информационным метаболизмом подразумевается процесс восприятия, селекции и обработки психикой человека сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах. Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским социологом, психологом и экономистом Аушрой Аугустинавичюте.

Предметом изучения соционики являются так называемые психологические типы и отношения между ними (а в конечном итоге и конкретные люди, которые являются носителями этих типов). Прикладную пользу соционика обнаруживает в применении к частичному анализу и прогнозированию человеческих взаимоотношений. Основная идея соционики состоит в возможности построения универсальной модели, из которой вытекает дифференциация 16 соответствующих типов информационного метаболизма. Основное различие между типами состоит в том, что они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. Так, одно и то же событие, один и тот же предмет разные типы воспринимают по-разному. Также по-разному они будут описывать это событие или предмет. Кто-то обращает внимание на форму предмета, кто-то на его эстетический вид, кто-то на его полезность и т.д. Кто-то обращает в первую очередь внимание на то, "что" было сказано, а для кого-то гораздо важнее, "как" было сказано (да еще и кем было сказано). Для кого-то "ворчание" партнера воспринимается как придирка, а для кого-то как призыв к действию.

Итак, соционика делит людей на 16 типов. Типология имеет двойственные названия типов — первое просто составлено из вариантов характеристик (например, интуитивно-логический экстраверт); второе (данное А. Аугустинавичюте для легкости запоминания и понимания типа) — имя яркого представителя истории или литературы, принадлежащего к данному типу (Гексли, Дюма, Гамлет). 16 типов делятся на квадры - по 4 наиболее совместимых типа в каждой, связанных одинаковым взглядом на мир, схожими жизненными ценностями. Дадим краткое описание представителям каждой квадры:

Первая квадра (представители первой квадры:
Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"
Сенсорно-этический интроверт - "Дюма"
Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго"
Логико-интуитивный интроверт - "Робеспьер")

В первой квадре осуждается стереотипность мышления – приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать. Ее представители ценят новые возможности и теории, вдохновение, веселье и заботу о комфорте. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с интересом.

Приветствуются всякого рода революционные преобразования, особенно если они благоприятно отражаются на жизни общества, происходит ломка всего отжившего, устаревшего, обреченного на вымирание. Свобода слова, стремление к справедливости, поиск истины – основные ценности представителе этой квадры. В первой квадре не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, филосовски созерцательный образ жизни. Кроме того, не любят моральных и нравственных ограничений, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Стараются принимать жизнь легко и не любят осложнять ее проблемами. Стремятся избегать, сводить к минимуму отрицательные эмоции и переживания. Здесь не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться.

Вторая квадра (представители второй квадры:
Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков"
Интуитивно-этический интроверт - "Есенин"
Этико-интуитивный экстраверт - "Гамлет"
Логико-сенсорный интроверт - "Максим Горький”)

Здесь ценится умение не допускать слабости, проявлять стойкость в борьбе с лишениями, способность противостоять большей силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет. Представители второй квадры, лучше чем кто-либо, осознают "значимость текущего момента", стремятся не допустить сделанных кем-то когда-то ошибок, или просчетов, которые могли бы в определенны момент оказаться роковыми. Верят в судьбу, высшее предназначение. Они настроены на борьбу и готовы преодолевать препятствия и трудности во имя будущего, справедливости, всеобщего счастья, отличаются пренебрежением к мелочным обывательским "радостям", отказом от мещанских, мелкобуржуазных удовольствий. Воля и разум, энтузиазм и исторические перспективы – вот на что обращают внимание во второй квадре.

Третья квадра (представители третьей квадры:
Логико-интуитивный экстраверт - "Джек Лондон"
Этико-сенсорный интроверт - "Драйзер"
Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"
Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак")

Представителей этой квадры отличает большая пробивная сила, критическое отношение к достигнутым результатам. Здесь ценят силу, значительность, индивидуальные сиюминутные оттенки отношений, способность реализовать задуманное немедленно и умение видеть перспективы. Это доверчивые, простые в общении и демократичные люди. Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений.

Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут "идейную борьбу", предпочитая договориться с достойным соперником.

Им важно себя реализовать, и чрезвычайно важен результат своей работы, Предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд. Самое нежелательное для них – это ограничение их деловой активности по объективным, не зависимым от них причинам. Ее девиз: “Сотрудничать и приобретать”.

Четвертая квадра (представители четвертой квадры:
Логико-сенсорный экстраверт - "Штирлиц"
Этико-интуитивный интроверт - "Достоевский"
Интуитивно-этический экстраверт - "Гексли"
Сенсорно-логический интроверт - "Габен")

Квадра практиков, умеющих реализовать продуктивные идеи в полном объеме, до исчерпания их возможностей. В четвертой квадре ориентированы на "вечные" ценности, не склонны вкладывать энергию во что-то временное. Идею "Далекого светлого будущего" воспринимают без особого энтузиазма, предпочитают жить настоящим. Это открытые доброжелательные люди, умеющие ценить уют и благополучие в своем доме, мир и покой на земле, они дорожат своей социальной стабильностью и консерватизмом. Стремятся к разумному и рациональному потреблению природных и экономических ресурсов, ценят прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд, изобретательность и рационализацию в условиях стабильной экономики. Труд воспринимается как естественная потребность человека творчески себя реализовать, работают качественно и с удовольствием. Представителям четвертой квадры свойственны этические ценности позитивного характера, такие как признание религии, индивидуальности и неповторимости каждого, невмешательство во внутренний мир человека, конкретный гуманизм, а также наличие хороших условий для работы, отсутствие дискомфорта, исключение вредного влияния внешней среды, – одним словом, минимизация отрицательных ощущений.

Участников квадры объединяет определенная общность интересов, а главное — отсутствие возможностей конфликта. Друг друга они всегда понимают, за словами и поступками нe замечают ничего обидного. Совместная работа исключительно плодотворна и производительна. Квадры можно образовать из достаточно большого количества людей, притом совершенно не обязательно, чтобы каждого из типов информационного метаболизма было бы одинаковое количество. Примечательно, что, если в такую группу попадает человек из другой квадры, он или чувствует себя исключительно неуютно, или ставит в такое положение всю квадру. Все дело в разнице получения и усвоения информации разными типами.

Таким образом, зная тип человека, мы заранее можем предсказать, какие с ним будут складываться отношения. А отношения могут быть самыми разными: от полного взаимопонимания и дополнения до конфликтных.

Следовательно, изучив выше рассматриваемые подходы, в процессе типирования (определения типа информационного метаболизма) нами установлена принадлежность каждого члена коллектива к тому или иному представителю одной из четырех квадр. Полученные данные свидетельствуют, что к представителям первой квадры относятся 23% сотрудников, ко второй квадре – 32%, к третьей – 26%, к четвертой – 19%. Опираясь на результаты исследования, мы выстраивали деловое общение, организовывали работоспособные слаженные команды, творческие группы для решения разного рода задач, достижения поставленных целей, с учетом принадлежности к квадре. В одной квадре происходят отношения равных партнеров. В полной мере дружескими их нельзя назвать, скорее товарищескими. Барьеров в общении не возникает, можно сказать друг другу все, что угодно. В этих отношениях всегда присутствует чувство безопасности: каждый из них чувствует, что от партнера не может исходить угроза. А это очень располагает, особенно если человек живет в недружественной среде. Кроме того в этих отношениях очень заметны роли человека - те качества, которые человек пытается усиленно представить в социуме. Из-за этого возможна игра в "кошки - мышки": умышленное чередование давления и послабления в разговоре. В таких беседах один всегда имеет преимущество над другим. Все зависит от того, на какую тему зайдет беседа. В рамках этих отношений возможно совместное деловое сотрудничество. Размолвки бывают, но нечасто. Обычно партнеры пытаются помочь друг другу. Во всяком случае, запрос на оказание помощи воспринимается правильно. Но сама помощь оказывается недостаточно интенсивно. Возникает ощущение разумного минимума, в котором отражается удовлетворение от общения с равным тебе и не скучным партнером.

Знание соционики позволяет нам более эффективно организовать управление коллективом. Во-первых, это оптимальный подбор кадров и их расстановка с учетом психоинформационной совместимости, что обеспечивает как деловую, так и психологическую совместимость. Во-вторых, при этом возможно создание сплоченных команд единомышленников с высоким коэффициентом полезного действия, в которых происходит взаимное усиление и поддержка действий друг друга. Методы соционики дают возможность формировать группы, решающие задачи намного эффективней, чем собранные случайным образом. Практика показала - это же относится и к проблемам "мозгового штурма". С помощью соционических технологий можно создавать группы, в которых при решении задач возникает резонанс между психикой индивидуумов и образуется "коллективный гипермозг" - подобные группы в руководстве коллективом весьма эффективны. Они позволяют определять уровень комфортности или дискомфорта каждого члена коллектива, его коэффициент полезного действия в данном коллективе. Кроме того, знание интегрального типа коллектива как единого целого помогает руководителю более эффективно управлять им, понимать его проблемы и происходящие в нем процессы.

Таким образом, соционическое описание типа психики дает глубокое понимание стиля мышления, мотивации и действий конкретного человека, сильных и слабых сторон его психики, способности воспринимать и обрабатывать информацию различного рода, разделяемую им по аспектам информационного потока.

Человеческая цивилизация вступила в новую фазу своего развития, в которой информационные технологии являются определяющими и соционика, за время своего развития, разработала ряд новых интеллектуальных технологий, предлагает психоинформационные технологии, которые позволяют человеческому сознанию быть на одном уровне с достижениями информационных и электронных технологий. Ведь известно, что отставание человеческого мышления от технического развития общества порождает огромное количество социальных проблем.

Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. //Соционика, ментология и психология личности. № 2/1995.
  2. Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума. //Соционика. № 1-2/1996.
  3. Букалов Г.К. ТИМ системы "человек-объект". //Соционика. № 1/1998.
  4. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд “Правовая культура”, 1994.
  5. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. Методические рекомендации. - К.: ВЗУУП, 1991.
  6. Мегедь В.В. Целевые группы. //Соционика... № 2/1995.
  7. Психология и этика делового общения. Учебник под ред. Лавриненко В.Н. М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 1999.
  8. Рейнин Г.Р. Типология малых групп. //Соционика... № 3/1996.
  9. Росланкина Ю.В., Эглит И.М., Пятницкий В.В. Из опыта работы по социальной реабилитации старшеклассников. //Соционика... № 5/1996.
  10. Филатова Е. Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1994.