Урок-КВН "Фразеологизмы". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


КВН – это радость коллективного поиска правильного остроумного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм. Но все достоинства этой игры можно с успехом перенести и на урок. Урок-КВН провожу при обобщении, закреплении или повторении пройденного. Организуя такое занятие, сохраняю атрибутику КВНа: музыкальные паузы, традиционные конкурсы, разбивку класса на команды. Желательно, чтобы в качестве ведущего выступал учитель. И не только потому, что нужно держать в секрете программу игры и результаты проверки домашнего задания. Самое главное – направить КВН в учебное русло, добиться осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей, намеченных для данного урока. А это лучше других сделает учитель. На мой взгляд, наиболее благодатными для разработки и проведения уроков – КВН являются темы “Лексика” и “Фразеология”. Один из таких уроков предлагаю вниманию коллег.

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем.
Не решить всех проблем.
Пусть станет радостнее всем.
Веселей станет всем.

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – КВН. Дверь в наш клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс-разминка “Знаешь ли ты”. Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.

Водой не разольёшь (неразлучные друзья);
Как в воду опущенный (грустный человек);
Толочь воду в ступе (бесполезная работа);
Носить воду решетом (бессмысленная работа);
Седьмая вода на киселе (дальний родственник);
Воды не замутит (тихий человек);
Набрал в рот воды (молчаливый);
Как в воду глядел (угадал, предсказал);
Как две капли воды (очень похожи);
Прошли огонь и воду (всё испытали).

Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие. Подводится и объявляется итог первого конкурса. А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и … “весёлое лукавство ума”, как поёт в своей песенке В.С. Высоцкий… (Звучит запись песни)

Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
В этом-то всё и дело.

Ведущий. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол-очка (утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами по воде писано, обдать (окатить) холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды…).

Следующие задание: вспомнить фразеологизмы со словом вода в ногайском языке( ногайский язык в школе преподаётся факультативно).

Объявляется итог конкурса и общий счёт.

Ведущий. Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: “Из треснувшего кувшина много воды утекло”, то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: “С тех пор утекло много воды”. Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с эти же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями.

Гладить по головке.
Кормить завтраками.
Вырвать с корнем.
Поставить в тупик.
Ходить на цыпочках.
Протянуть руку.
Прокладывать дорогу.
Выйти из строя.
Cесть в лужу.
Намылить шею.

Подведение итогов конкурса. Звучит “Песенка капитанов КВН”.

Ведущий. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.

На карточках написаны имена Ёрема (я ему про Фому, а он мне про Ёрёму), Емеля (мели, Емеля – твоя неделя), Маланья (на Маланьину свадьбу), Фома (Фома неверующий), Макар (куда Макар телят не гонял), Сидор (драть как сидорову козу), Федот (Федот, да не тот).

Второе задание для капитанов: составить синквейны по темам Лексика” и “Фразеология”.

Подведение итога конкурса капитанов.

Ведущий. А теперь опять задание командам: подберите синонимы к устойчивым оборотам: поминай как звали (и след простыл), куры не клюют (хоть пруд пруди), водить за нос (морочить голову), глядеть в оба (держать ухо востро), закрывать глаза на что-то(смотреть сквозь пальцы), тьма кромешная (ни зги не видать), ни слуху ни духу (ни ответа ни привета), пальчики оближешь (язык проглотишь).

Следующее задание: быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам: жить душа в душу (как кошка с собакой), чуть свет (на ночь глядя), хоть пруд пруди (кот наплакал), рукой подать (куда Макар телят не гонял), дать волю языку (держать язык за зубами).

Объявляется итог конкурса и общий счёт, называется команда – победитель.