Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».
Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.
Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.
Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.
ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.
Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.
В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.
В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.
Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.
Цели:
- Учить детей сужать поле поиска объекта в разных видах пространства, находить точку отсчета в пространстве.
- Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
- Самостоятельно находить группу предметов, с которыми можно играть, признак, по которому можно сужать поле поиска.
Оборудование описано в конспекте.
Ход занятия
Организация | Содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети стоят перед столом, на котором стоит макет д/с. Плоскостная «Да-нет» на макете д./с находим загаданный объект, дети должны выйти на здание д/с, которое находится в центре макета. Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве. Условие: не допускается перечисление объектов; принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево». Оборудование: макет д/с. |
В.: с помощью первой игры вы найдете первое задание, на необычном занятии, а этих заданий будет несколько. Игра будет проходить на макете д/ с. В.: Я загадала объект, задавайте мне вопросы. Д.: Это в центре макета? В.: Да. Д.: Это здание д./с? В.: Да. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1 На здании д/с дети должны выйти на окно 10, окна среднего этажа на макете пронумерованы от1 до 22. Сначала дети играют на макете в плоскостную вертикальную «Да-нет». Игровая задача: отгадать объект. Загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве. Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы сужающие поле поиска в двухмерном пространстве. Оборудование: макет д/с. |
В.: я загадала окно на здании д/с (макете), задавайте мне вопросы. Д.: это левая часть здания? В.: да. Д.: это средний этаж? В.: да верно, это средний этаж. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Числовая «Да-нет». Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска. Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска. Оборудование:
|
Теперь отгадайте окна, на котором спрятано задание. В.: я загадала окна, задавайте мне вопросы. Д.: это 11? В.: нет. Д.: это больше 11? В.: да. Д.: это 17? В.: нет. Д.: это меньше 17? В.: да. Д.: это 14? В.: да это окно 14 и оно в нашей группе, найдите задание. Задание 2 лежит на подоконнике. Нашли задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Задание 2 Найти в игровой комнате стол, под которым спрятано задание 3 Объемная «ДА – НЕТ» Игровая задача: отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве. Условие: не допускаются перечисление объектов, находящихся в комнате; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве. |
В.: Я загадала объект, который находится в нашей игровой комнате, задавайте мне вопросы. Д.: это в передней части группы? В.: да Д.: это в правой части группы? В.: да Д.: это ниже уровня глаз? В.: да. Д.: это стол? В.: да. Ищите задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Задание 3 Разделиться на две команды по следующему принципу: слева от меня встанут дети, которые родились до 15 числа Справа от меня встанут дети, которые родились после 15 числа. Дети могут придумать или найти любой вид «ДА – НЕТ» |
Выполнив это задание, у нас получилось две команды. Каждая команда получает задание: найти или придумать свою игру «Да-нет» для команды соперников. Дети расходятся одна команда в приемную, другая в спальню. Дети, ушедшие в приёмную, нашли линейную «Да-нет». Вторая команда придумала плоскостную «Да-нет» (на столе), с помощью различных предметов, находящихся у педагога на столе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия |
В.: в какие «Да-нет» мы играли? Д.: в линейную, объёмную, плоскостную (вертикальную, горизонтальную). В.: какое из заданий было самым сложным для вас? Д.: сложностей не было. |
Список литературы:
- Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь : ОООИД «Белый ветер», 2006.
- Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.