Знать: как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;
Уметь: распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач.
Мы продолжаем работать по теме: “Местоимение”. И я бы хотела начать урок с небольшой разминки. Вспомните правописание частицы не с существительными , глаголами, причастиями, прилагательными, деепричастиями. Когда эти части речи пишутся слитно, а когда раздельно с не-.
III. Подготовка к восприятию.
1). Орфографическая разминка. (Интерактивная доска.)
Раздельно
Не говоря |
Слитно
|
Задание: Перенесите слова, которые пишутся с не- слитно, в соседний столбик.
2). Слово учителя.
Мы не случайно начали урок с определения написания слов, употребленных с частицей не-, потому что тема нашего урока “Отрицательные местоимения”.Сегодня мы познакомимся с отрицательными местоимениями, с тем, как они образованы, и будем учиться различать правописание не- и ни- у местоимений.
IV. Объяснение нового материала.
1). Знакомство с правилом. (электронный учебник).
– Что обозначают отрицательные местоимения?
– Как образуются отрицательные местоимения?
– Как изменяются?
2). Упр. 534 (устно).
3). Упр. 535 (письм.)
– Какова синтаксическая роль отрицательных местоимений в предложении?
4). Наблюдение.
Нечем – ничем, нечего – ничего, некого – никого.
Задание: прочитайте, соблюдая поставленное ударение, сделайте вывод.
– Когда в местоимениях пишется частица ни-, а когда не- ?
V. Закрепление.
1). Работа на интерактивной доске.
Задание: вставить не- или ни-.
Н..чего не знал |
|
Н..чем не освещены Не боялись н..каких препятствий Слушать н..чего |
н кого винить н..чем удивить н..кто не пришел |
Н..какой причины нет |
2).Творческая работа. (Интерактивная доска.)
1). Пустые речи и слушать …. 2). Худо тому, кто не делает добра … 3). Упрямого …. не убедишь. 4)… ему на это … не ответил. 5). Я … здесь не знаю. 6). Вернуться домой не было … возможности.
Слова для справок: никакой, никому, нечего, никого, никто, ничего, ничем.
VI. Подведение итогов.
Давайте еще раз назовем цели нашего урока и сделаем выводы.
– Что должны были узнать?
– Чему должны были научиться?
VII. Домашнее задание.
Выучить отрицательные местоимения, их правописание.