Отрицательные местоимения

Разделы: Русский язык


Знать: как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

Уметь: распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

Мы продолжаем работать по теме: “Местоимение”. И я бы хотела начать урок с небольшой разминки. Вспомните правописание частицы не с существительными , глаголами, причастиями, прилагательными, деепричастиями. Когда эти части речи пишутся слитно, а когда раздельно с не-.

III. Подготовка к восприятию.

1). Орфографическая разминка. (Интерактивная доска.)

Раздельно

Не говоря
Не освещены
Не подходил
Не глубокая
Не решенные
Не ослабевающий
Не правда
Не нависть
Не сделано
Не распечатанное мною

Слитно

 

 

 

 


 

Задание: Перенесите слова, которые пишутся с не- слитно, в соседний столбик.

2). Слово учителя.

Мы не случайно начали урок с определения написания слов, употребленных с частицей не-, потому что тема нашего урока “Отрицательные местоимения”.Сегодня мы познакомимся с отрицательными местоимениями, с тем, как они образованы, и будем учиться различать правописание не- и ни- у местоимений.

IV. Объяснение нового материала.

1). Знакомство с правилом. (электронный учебник).

– Что обозначают отрицательные местоимения?
– Как образуются отрицательные местоимения?
– Как изменяются?

2). Упр. 534 (устно).

3). Упр. 535 (письм.)

– Какова синтаксическая роль отрицательных местоимений в предложении?

4). Наблюдение.

Нечем – ничем, нечего – ничего, некого – никого.

Задание: прочитайте, соблюдая поставленное ударение, сделайте вывод.

– Когда в местоимениях пишется частица ни-, а когда не- ?

V. Закрепление.

1). Работа на интерактивной доске.

Задание: вставить не- или ни-.

Н..чего не знал

Н..чем не освещены
Не боялись н..каких препятствий
Слушать н..чего
 н кого винить
 н..чем удивить
 н..кто не пришел

Н..какой причины нет

2).Творческая работа. (Интерактивная доска.)

1). Пустые речи и слушать …. 2). Худо тому, кто не делает добра … 3). Упрямого …. не убедишь. 4)… ему на это … не ответил. 5). Я … здесь не знаю. 6). Вернуться домой не было … возможности.

Слова для справок: никакой, никому, нечего, никого, никто, ничего, ничем.

VI. Подведение итогов.

Давайте еще раз назовем цели нашего урока и сделаем выводы.

– Что должны были узнать?
– Чему должны были научиться?

VII. Домашнее задание.

Выучить отрицательные местоимения, их правописание.