Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией.
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":
Читать слайд:
Мотив – движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Мотивация (от lat. “movere”) – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
В каждой школе работа по формированию учебной мотивации ведется в соответствии с условиями именно внутреннего мотивирования процесса обучения. Школа – интернат спортивного профиля отличается от других школ тем, что специфика учебно-воспитательного процесса позволяет подойти к решению проблемы более широко. У младших школьников на каждом классе работают учитель и воспитатель. Поэтому воспитатель имеет возможность создать атмосферу для проявления интереса к обучению средствами участия в разного рода конкурсах, играх, мероприятиях на которых каждый ребенок раскрывает свои индивидуальные способности, вследствие чего возникает внутренняя мотивация к обучению.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений младшего школьника. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости.
4. Занятия следует организовать так, чтобы детям было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, воспитателем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация педагога при обучении на индивидуальные стандарты достижений младших школьников. Каждый ученик вырабатывает для себя сам личные стандарты. Но такой, же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и педагог. Вторая модель работает так: педагог ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с педагогом в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам педагог и сам ребенок оценивают полученные результаты. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.
6. Личность педагога и характер его отношения к ребенку. Сам педагог должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
На протяжении 2-х лет методическое объединение воспитателей нашей школы работало над проблемой “Формирование мотивации к обучению младших школьников”. Ими были разработаны следующие рекомендации:
1. Повышать познавательный интерес:
– раскрывать значимость и необходимость знаний;
– использовать наглядность и занимательные задания;
– вести уроки и занятия самоподготовкой эмоционально;
– использовать парадоксы;
– применять активные и игровые методы обучения;
– побуждать детей задавать “умные” вопросы;
– уделять особое внимание вопросу оценивания учащихся: оценка воспитателя
повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к
тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Важно, чтобы
воспитатель сравнивал успехи воспитанника не с успехами других детей, а с его
прежними результатами. Имеет значение не только результат, но и процесс работы;
важно побуждать детей к само – и взаимооцениванию;
– применять задания, предусматривающие выбор, творческое выполнение.
В нашей школе для повышения познавательного интереса младших школьников – спортсменов мы побуждаем учеников к участию в конкурсах, фестивалях, конференциях разного уровня. В процессе обучения используем наглядности, ТСО. Выбор формы работы разнообразен: устный журнал, смотр знаний, палитра увлечений, консультация библиотекаря, интеллектуальный аукцион, слайдовая презентация и т.д.
2. Повышать значимость хорошей успеваемости. Для этого рекомендуется:
– повышать статус учащихся с хорошей успеваемостью (акция “5” для моей мамы”,
достижения на доске почета);
– подчеркивать успехи позитивных лидеров;
– убеждать учащихся в том, что успешность учения является следствием развития
волевых качеств;
– рассматривать хорошую успеваемость как важнейший показатель взрослости;
– обсуждать жизненные планы учащихся и рассматривать знания как предпосылку
жизненного успеха.
В нашей школе для повышения значимости хорошей успеваемости более подробно хочется остановиться на акции “5” для моей мамы”. Ежегодно за неделю до праздника День матери, детям объявляется об акции. В течение недели ученики стремятся получить как можно больше пятерок по предметам. В итоге в каждом классе появляется лидер, который зарабатывает приз для своей мамы.
Также педагоги нашей школы применяют такие формы работы по данному аспекту, как: беседы, философский стол, день гения, турнир ораторов, учебно-теоретическая конференция и т. д.
3. Повышать у детей уверенность в себе, в своих возможностях:
– поощрять даже небольшие достижения (иногда можно не обратить внимания на
отдельные недочеты);
– демонстрировать собственную веру в возможности ученика, в том числе используя
ободряющие высказывания (“Я верю, что ты сможешь…” и т.п.);
– давать задания, в которых ученик обязательно достигнет успеха;
– разъяснять, какие конкретные действия должен предпринять ученик для достижения
успеха;
– использовать позитивную лексику.
Формы работы: презентации, круглый стол, школьная стенгазета и т.д. На протяжении ряда лет в школе выпускается школьная газета “Вести из-за парты” прессцентром. Младшие школьники – спортсмены тоже публикуют свои статьи в газете, затем с интересом читают новости. Также в течении 3 лет ведется работа по программе “Служу Отечеству пером”, при сотрудничестве с редакцией газеты “Добрята” города Томска, где дети учатся писать рассказы, новости, статьи и т.д.
4. Стремиться стать для учащихся значимым человеком, объектом идентификации:
– проявлять уважение к личности и умению учащегося;
– демонстрировать собственную внутреннюю уверенную позицию;
– по возможности использовать юмор, создавать атмосферу радости на уроке и
занятиях самоподготовкой;
– открыто признавать свои ошибки и слабости (это позволяет учащемуся
почувствовать себя сильнее, не переживать слишком остро свои неудачи).
Формы работы: стенд “Познай себя”, нравственные классные часы, игровая деятельность, анкетирование и т.д.
Так как наши дети необычные, то есть имеют спортивные способности, особую дисциплину и организованность, стремление к победе, мы ведем работу и по направлению здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет актуальность и значимость рассмотренного нами вопроса.
Составленный комплекс мер включает в себя несколько разделов:
- рациональная организация учебного процесса;
(режим учебного процесса, физминутки, динамические паузы, с использованием массажных ковриков, аромотерапия) - внедрение оздоровительных мероприятий в организацию учебного процесса;
(спортивные состязания, эстафеты, турнир дружбы по футболу, б/б, в/б и т.д.) - внедрение обучающих программ;
(уроков здоровья, циклов занятий, лекций, классных тематических часов и др.); - работа с детьми во внеурочное время;
(день здоровья, спартакиада, малые олимпийские игры, праздники) - использование оздоровительных процедур вне школы.
(тренировочный процесс в манеже спортивной гимнастики, походы на лыжах, посещение оздоровительного комплекса, 2 раза в неделю проводятся занятия по ЛФК)
Работа по здоровьесбережению проводится систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей и способствует мотивации к обучению младших школьников – спортсменов.
Элементом здоровьесберегающих технологий является развитие двигательной активности младших школьников. Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке, самоподготовке. Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению. Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах – также важный элемент организации учебной деятельности. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах – условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики – использовать. В нашей школе учащиеся с огромным удовольствием активно отдыхают на переменах, получая оптимальную физическую нагрузку.
Формы проведения оздоровительных мероприятий:
1. Общеукрепляющие упражнения. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (прыжки, ходьба, приседания т.д.).
2. Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения.
3. Ритмические. Данные физ. минутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать
аудиокассету. Практика показывает, что данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
4. Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.
5. Двигательно-речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом необходимые движения. Данный вид физ. минуток способствует развитию интереса школьников к изучению того или иного предмета.
6. Познавательные. Целенаправленное использование физ. минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует интерес к изучаемому предмету и заряжают энергией.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Все направления здоровьсбережения дают возможность ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно, а самое главное сохранить физическое и психическое здоровье, что также способствует мотивации к обучению младших школьников-спортсменов.