Цель мероприятия: знакомство с русскими праздниками, проведение, которых связано с особенностями природы нашей страны.
Задачи:
- пробудить интерес к изучению культуры, традициям своего народа;
- формировать умение выступать перед аудиторией;
- 3 формировать умение подбирать нужный материал для выступления из различных источников
Оборудование:
- музейные экспонаты (лучины, разные формы керосиновых ламп, свечи, подсвечники)
- фотосессия – пейзажи осени;
- ТСО (компьютер; колонки, проектор)
- экран
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя
– Какова готовность звеньев к проведению
классного часа? 1-е звено? 2-е, 3-е, 4-е?
– Какие времена года нам известны?
– Какой праздник связан с зимой? (Рождество)
– Какой праздник связан с весной? (Масленица)
– Какой праздник с летом? (День Ивана Купала)
– Какой праздник проводит наш народ осенью?
– Тема классного часа – Евлампий день – день всякого домашнего огня. 23 октября.
Цель мероприятия: знакомство с русскими праздниками, проведение, которых связано с особенностями природы нашей страны.
– Как вы думаете в странах Африки, Австралии,
Азии проводят эти же праздники, или они
характерны только для нашей страны? Почему?
– Другие природные условия. Почему?
– Это связано с географическим положением
страны.
– Значит, нам необходимо познакомиться с
природными условиями страны, и сделаем мы это на
примере нашего села Красноярка.
1-е звено: экскурсия по стенду «Моя малая Родина, село Красноярка. Природа»
Учитель: А теперь познакомимся с временем года – осень.
Стихи о осени русских и омских поэтов, на фоне видеоряда «пейзажи осени». Звучит музыка П.Чайковского «Времена года» (октябрь, ноябрь) и А. Рыбникова «Осенняя мелодия» из кинофильма «Осенняя история»
2-е звено:
1-й ученик. Осень. Первыми приметами
близкой осени являются – золотые листочки в
тонких берёзовых прядях, они появляются еще в
августе.
Каждое дерево желтеет в свой срок: сначала
берёза, за ней вяз, тополь и другие деревья.
Фенологи делят осень на четыре периода:
начало осени, золотая осень, глубокая осень и
предзимье.
2-й ученик: Начало осени –
начинается от первых желтых листьев на берёзе,
которые появляются 23 августа или 3 сентября, ну а
самое позднее 10 сентября. Этот период длится в
нашей области 19 дней.
Ещё ярко светит солнце, деревья и кустарники в
красивом разноцветном наряде (берёзы и тополя
жёлтые, осины красные, дубы бурые, но остались
зелёными ели, сосны) На клумбах еще много осенних
цветов: астр, георгинов, календулы и других.
Готовятся к отлёту деревенские ласточки, а за
ними скворцы.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки. (Приложение 1, рисунки 1, 2, 3)
3-й ученик: Золотая осень –
валовый листопад, длится ещё 19 дней, и начинается
с массового пожелтения листьев у берёзы (12
сентября или 22 сентября, самое позднее 10 октября).
Солнце светит меньше, дни становятся короче, а
ночи длиннее, и 22 сентября наступает День
равноденствия Отцветают цветы, трава пожелтела и
засохла.
Всё чаще хмурится небо, идёт мелкий, холодный
дождь, дуют холодные ветры. В этот период может
прогреметь последний осенний гром, выпасть
первый снег и тут же растаять.
Муравьи спрятались на зимовку, грачи и журавли
собираются в стаи, отлетают на юг, а за ними серые
гуси.
Иван Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки. (Приложение 2, рисунки 1, 2, 3, 4)
2-й ученик: Глубокая осень – начинается с конца листопада до первого снега, длится 10 дней. (Это 2 октября или 11 октября, самое позднее 29 октября), дни становится ещё холоднее, в это время выпадает последний осенний дождь, снег уже не тает, лежит тонким слоем, сквозь него видны опавшие листья, засохшие растения, деревья стоять голые, на ветках видны только почки
1-й ученик. Появляются первые отлётные
стаи кряковых уток, за ними улетают белые лебеди.
Зимующие птицы – вороны, воробьи, сороки,
перебрались поближе к жилью человека, скоро
появятся снегири. Животные приготовились к зиме:
насекомые спрятались; ужи, лягушки, ящерицы
заснули; рыбы ушли на дно реки и зарылись в ил.
Николай Некрасов
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки. (Приложение 3, рисунки 1, 2, 3, 4, 5)
А дальше начинается предзимье, оно длится
15 дней, (22 октября или 4 ноября, а самое позднее 18
ноября) почва застыла, появился лёд на озёрах,
полетели последние кучевые облака, начался
ледоход на реке Иртыш
Таким образом, осень длится 63 дня, и осенними
месяцами в нашей области считают сентябрь и
октябрь
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Рассказ сопровождается показом слайдом на фоне музыки. (Приложение 4, рисунок № 1, 2, 3, 4)
Учитель: Итак, осень постепенно
перешла в зиму. Дни стали короче, ночи длиннее,
работа по двору выполнена (заготовлено сено для
скота, дрова для отопления избы, в закромах стоят
кадки квашенной капусты, помидор, огурцов), и люди
большую часть времени стали проводить в избах.
А избы-то какие были?
Маленькие оконца, небольшой дверной проём, чтобы
сохранить тепло.
Дети лежали на полатях, да слушали бабушкины
сказки, а женщины пряли, ткали, вышивали и вязали.
Возникла необходимость освещать избы.
До 28 августа огонь в крестьянских избах не
зажигают, но в некоторых регионах огромной нашей
страны его зажигали с Ильина дня – 2-го августа
Как же освещали избы, дома?
23 октября – Евлампий, день лампы, лучины всякого домашнего огня.
3-е звено: рассказ о празднике «Евлампий день», который отмечают 23 октября
(Рассказ сопровождается демонстрацией изготовления лучин, свеч, работы керосиновых ламп)
1-й ученик. Первым осветительным
прибором была лучина – тонкая до 1 см. в диаметре
щепки. около 70 см. в длину На изготовление лучины
шли различные сорта дерева: берёза, сосна, дуб,
ясень, клён.
Чтобы получить лучину, полено распаривают в печи
:где клали на пол истопленной печи или на чугун с
кипящей водой, затем полено подкалывали с одного
края топором на 15 см. Надколотое рядами полено
драли на лучины руками.
Приспособлением для держания лучины были светцы.
Светцы имели разнообразную форму и величину.
Простейший светец представлял собой согнутый
под прямым углом стержень из кованого железа, на
одном конце которого имелось развилка с 3-4-я
рожками, а на другом – остриё, которое втыкали в
щель бревенчатой стены, а между рожками
вставляли лучину.
Для падающих угольков под светец ставили корыто
или сосуд с песком или водой. Более удобными были
переносные светцы, которые ставились на лавки в
нужном месте. Высокие светцы (до 1-го метра)
ставили на пол
На севере страны распространены были светцы из
неглубокого деревянного корытца на 3-4-х ножках и
укреплённого на его краю столбика с железной
развилкой для лучины.
Лучина была основным источником света вплоть до
конца 19 века в крестьянской избе. В некоторых
местах она сохранилась до 20-30-х годов 20 века.
(Приложение 5, рисунки № 1, 2, 3)
2-й ученик. Плошка – посуда сделанная
чаще всего из глины или плоский сосуд (чаще
старые тарелки, небольшие сковородки)
Светильней служили пенька, лён, старые тряпочки,
свёрнутые жгутиком. В плошку с фитилем наливали
сало, животный жир растительное масло. Плошка
давала много копоти, требовало частой смены
светильниц, но считалась лучше лучинного
освещения. Плошка в крестьянских избах
использовалась широко. Их втыкали в стену с
помощью держателя.
До распространения электричества плошками
освещали городские улицы. В праздничные дни их
зажигали до тысячи штук по всему городу.
(Приложение 6, рисунок 1)
3-й ученик. Свеча – следующий источник
света в жилище наших предков. Свечу использовали
при спуске в подполье, при необходимости войти в
сени, во двор к скоту. Свечи зажигали на большие
праздники, в свадебном обряде, во время венчания,
похорон, при гадании. Свечи изготавливали из
воска, сала. Восковые свечи использовались в
обрядах. Появление сальных свечей относиться к
17-му веку и больше восковых использовались в
быту.
Для их изготовления использовалось сало говяжье,
баранье, козье. Лучшим считалось сало оленя,
худшим – свиное сало.
По технике изготовления свечи были катаные,
маканые и литые. С помощью катания выделывали
восковые свечи. Воск слегка разогревали и
скатывали в в длинный валик., который потом
расплющивали с помощью пальцев длинную плоскую
лепёшку. Затем на края клали фитиль изо льна или
пеньки и закатывали воск с помощью второй
дощечки.
Другим способом изготовления свечек было
макание. Фитиль, перекинутый через лучину,
опускали в растопленное сало, вытаскивали и
вешали в холодном месте. Когда сало застывало,
фитиль снова опускали в сало. И так до 15 раз. Такие
свечи били небольшой толщины и неровную
поверхность. Неровности убирали дощечкой.
В 17 веке повсеместно появились формы для литья
свеч – лейки.
Лейки представляли собой трубки диной до 30-35 см.,
диаметром 2-3 см. Один конец лейки был расширен,
другой сужен в виде капсул. Через трубку
пропускали фитиль. Отверстие затыкали,
растопленное сало заливалось в форму и когда оно
застывало, готовую свечу вытаскивали из формы.
Зимой лейки опускали в снег для быстрого
застывания, в другое время года в воду или погреб.
Из сала одного быка можно было отлить около 100
свечей.
Свечное отопление было доступно не всем, только
средним и зажиточным слоям населения.
(Приложение 7, рисунки 1, 2, 3)
4-й ученик. Керосиновая лампа –
приспособление в форме круглого металлического
или стеклянного резервуара с керосином. В
верхней части лампы имеется горелка с
регулятором пламени в виде маленького колесика
на штырьке, от поворота, которого зависело
движение фитиля горелки. вверх горелки одевали
«стекло» – деревянный колпак, круглый в нижней
части суживающийся кверху. Копоть от
прогоревшего керосина оседал на стекло. Лампы
подразделялись на семилинейные и десятилинейные
по ширине фитиля. Линия – старинная мера длины
равная 2.54 мм. Таким образом, семилинейной лампе
фитиль был шириной 17.2 мм.(1.7 см.), а в
десятилинейной – 24.4 мм. (2.5 см.) и такая лампа
света давала больше.
Керасиновые лампы света давали больше, но их
следовало уже покупать, так же как и керосин, а
это было посредствам не всем крестьянам.
Керосиновое освещение начинает
распространяться в русской деревне с середины 1860
годов, с появления в быту бакинского керосина.
Она постепенно вытеснило из быта лучину, свечи,
плошки. И к началу 20 века была незаменима в быту.
(Приложение 8, рисунки 1, 2, 3)
Учитель: Может ваши бабушки, дедушки,
или мамы, папы знакомы с этими осветительными
приборами? А какие лампы освещения существуют
сегодня? (Лампа накаливания, лампа дневного
освещения, энергосберегающие лампы)
– Как изменилось сегодня в 20, 21 веке их
производство?
– А если пофантазировать, то, какие ещё приборы
освещения могут появиться в недалёком будущем?
Учитель: Ребятами 4-го звена подготовлено домашнее задание. Поговорим о пословицах, поговорках связанных с осенью.
4-е звено: загадки об осени.
Домашнее задание. Пословицы, поговорки загадки связанные с осенью.
Учитель: А теперь ответьте на вопросы:
– Какие периоды осени выделяют фенологи?
– Какие приметы каждого периода осени?
- начало осени – жёлтые кисточки
- золотой осени – валовый листопад, дождь
- глубокой осени – первый снег выпал и растаял
- предзимья – ледоход на реке
– Какие птицы улетают первыми?
– Почему «День Евлампия» отмечают 23-го октября?
– Какие лучины были в старину?
– Из чего изготавливали свечи
– Какие керосиновые лампы были в старину, какой
принцип их работы?
– Приближается зима, какой праздник мы будем
отмечать?
– Какие атрибуты зимы есть у нас в музее? Русская
печь, а также мы знаем валенки, шубы, сани, лыжи.
Значит, следующий классный час мы будем говорить
о этих атрибутах.